ТАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
- До Октябрьской революции в Кара-мышеве не было школы, - обратилась к истории Екатерина Эдуардовна. - Дети окрестных деревень обучались в Пика-лихинской и Трубниковской начальных школах. В Карамышево же школу организовали в 1932 году в приспособленном здании из двух комнат. Тогда в ней обучалось два пятых класса. Через два года построили двухэтажную школу, называлась она Школой колхозной молодежи. Первый выпуск - 12 учащихся 10 класса - состоялся в 1939 году.
Затем была война. После изгнания фашистов с карамышевской земли школа временно разместилась в деревне Трубниково, в здании начальной школы. Педагогический коллектив формировался заново. Не было учителей по многим предметам, не было учебных и наглядных пособий и технических средств. Занятия шли в три смены. В 1958 году в селе Карамышево построили школу, здание интерната и заложили фруктовый сад. Но классных комнат
не хватало, занятия проходили в три смены. По этой причине в 1964 году построили новое здание Карамышевской средней школы. Материальная база к этому времени улучшилась. Значительно вырос педагогический коллектив. В августе 1998 года учебное заведение было преобразовано в Карамышевскую среднюю общеобразовательную школу. В ходе последующей реструктуризации ее структурными подразделениями стали Быстрецовская основная общеобразовательная школа, а также детские сады «Светлячок» и «Теремок».
ОДНА ИЗ ЛУЧШИХ
Казалось бы, на фоне истории страны и даже села Карамышево 59 лет - не так уж и много, но для школы это - определенный этап жизни. За это время в школе выросло не одно поколение учеников. Сколько событий произошло! Что-то забылось, что-то осталось в памяти, стало историей. Что же представляет собой Карамышевская школа сегодня? Прежде всего, это - одно нашего родного Псковского района, но и Псковской области.
С сентября этого года оно работает под руководством директора Екатерины Михайловой.
- Мы гордимся своим работоспособным, сплоченным и профессиональным трудовым коллективом - командой единомышленников, где преобладают отношения партнерского сотрудничества, уважения и доверия, - говорит директор. - Моих коллег отличает ответственность, исполнительность. Каждый готов прийти на помощь другу, если возникает такая необходимость. Тем более, среди педагогов много бывших директоров и завучей - Нина Егорова, Ирина Никифорова, Ирина Карпова, Наталья Арсентьева. Я, человек в этой школе новый, уже на себе ощутила поддержку. Это приятно. В основном возраст учителей - пенсионный, очень не хватает молодых специалистов. Это проблема всей глубинки России. Особенность школы еще в том, что шесть учителей работают в разные дни на обе школы - Карамышевскую и Быстрецовскую. Всего у нас работает 25 учителей, два совместителя по дополнительному образованию и 25 работников технического персонала.
- И, конечно же, школа гордится учениками - и теми, кто учится сейчас, и теми, кто продолжает обучение в других учебных заведениях, и теми, кто уже работает и высоко держит планку выпускника родной школы, - продолжает Екатерина Эдуардовна. - Увы, деток в деревнях не становится больше. Это тоже общероссийская тенденция. Радует то, что наши дети - отзывчивые, добрые, увлеченные, способные, иногда озорные, но все равно самые лучшие. У них разные интересы: поют, занимаются музыкой, танцуют, увлекаются спортом, искусно мастерят поделки, рисуют. Все по-своему талантливы, другое дело, что талант ребенка порой нужно разглядеть, чтобы поддержать.
В настоящее время в школе обучаются 136 учеников, двое проходят семейную форму обучения. Есть два ребенка с легкой формой умственной отсталости и один с болезнью - сахарным диабетом. Хоть они и находятся на индивидуальном обучении, все равно приходят в школу. Имеются в каждом классе 2-5 человек с нарушениями речи, слуха. Это нисколько не мешает таким детям получать полноценное образование, так как для их учебы созданы все условия. В Бы-стрецовской школе учатся 45 учеников. Есть в классах также дети с ОВЗ разного вида, три ребенка с легкой формой умственной отсталости.
НОВАЦИИ
- В настоящее время мы руководствуемся обновленным федеральным государственным стандартом образования (ФГОС), работаем по программе «Школа Россия». ФГОСы ввели не сразу во всех классах, а поэтапно, - рассказывает директор. - В этом году - это первые и вторые классы, а также шестые-восьмые и десятый. В будущем году все перейдут на эти ФГОСы. Новый образовательный маршрут предполагает иной подход к обучению. Прежде учитель давал ученику информацию и получал результат после усвоения им материала в виде контрольно-измерительного материала, теперь ученику создается проблема. Иначе говоря, перед ним ставится конкретная задача, которую нужно решить. Переход на проблемное обучение предполагает иной статус учителя - он становится наставником. Соответственно, вводятся новые критерии оценки усвоенной детьми информации.
Другим важным направлением в образовательном процессе является работа центра образования естественно-научной и технологической направленностей регионального проекта «Современная школа» «Точка роста», руководителем которого в Карамыше-во является учитель физики - Андрей Иванов. Новые проектные подходы и образовательные программы, ориентированные на модульный вектор, позволяют ученикам более успешно осваивать основные и дополнительные общеобразовательные программы цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей, в частности, такие предметы, как информатика, биология, химия, физика.
Пока в Карамышево не слишком развита олимпиадная и конкурсная направленность: по мнению директора школы, нужно менять ситуацию.
- Столько вокруг проводится всероссийских, региональных конкурсов, олимпиад, выставок, исследований. Везде можем достойно заявить о себе, - говорит Екатерина Эдуардовна . И дело здесь не в недостатке хорошо подготовленных ребят. Всегда были и будут «звездочки» в каждой сельской малокомплектной школе. Просто на них нужно обратить внимание, дополнительно работать, мотивировать.
- Другое перспективное направление - грантовое. Школе никогда не помешают дополнительные деньги под различные проекты. Такой шанс нельзя упускать. Он интересен, значит, будем активно работать над этим. Положительный момент я вижу в введении в штат советника директора школы по воспитанию. Это обязательно должен быть молодой специалист, и такой есть на примете. На его плечи ляжет, в том числе, работа с региональными и российскими молодежными движениями. Наши активные ребята хотят участвовать в них, но не знают, каким образом. Им нужен тот, кто направит. Например, есть такое движение российских школьников «Орлята России». Почему бы не привнести его в нашу школу? Не хватает и волонтерской активности, хоть волонтерский отряд есть у нас.
- Необходимо дать второе дыхание спортивной жизни. Учитывая не слишком хорошее общее здоровье детей, несмотря на то, что они деревенские. К сожалению, пока это не получается сделать из-за недостаточной инфраструктуры. Селу Карамышево банально требуется хороший спортивный комплекс с трибунами, набором тренажеров.
В администрации района это понимают и готовы пойти нам на встречу. Место для спортивного комплекса есть напротив школы.
Другую новацию я вижу в необходимости постоянной учебы педагогов. Большинство имеют высшую и первую квалификационные категории, но мир стремительно меняется, надо идти не в ногу с новшествами и веяниями времени, а впереди. Нужны новые знания. Сейчас многое можно делать с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ), сидя за чашечкой чая у себя дома. Это удобно и очень практично. По старинке работать не получится - требования сейчас другие. Не случайно глава района Наталья Фёдорова сказала на Дне учителя: «Учитель - это тот, кто всегда впереди». В этой фразе лежит конкретный посыл всему учительскому сообществу. И ежде всего руководителям учебных заведений.
Пришло время переформатировать персональный школьный сайт. Информация частично устарела и нуждается в обновлении. Это касается программ образовательного процесса, новых учителей и ветеранов, учеников, внеурочной работы, школьного музея. В настоящий момент для сайта собирается информация по всем сотрудникам.
Многое хочется сделать как директору, но охватить все разом не получится. Важно правильно расставить приоритеты. Коллектив в этом меня полностью поддерживает.
НЕ ТОЛЬКО УРОКИ
Карамышевская школа - это не только уроки, но и перемены, праздники, поездки, соревнования, участие в школьных мероприятиях, где ребята учатся общаться, дружить, понимать друг друга. Здесь кипит внешкольная жизнь, поражая своим разнообразием. Недавно работы учеников школы, посвященные Дню учителя, попали на главный стенд
творческих проектов города Пскова. В этом есть, несомненно, заслуга молодого учителя ИЗО и музыки, педагога-орга-низатора Анастасии Салий. С подачи активных педагогов дети участвуют в самых различных акциях. Среди них
- «Сердце отдаю детям», «Хоровод дружбы», что прошел у стен Псковского кремля в День государственного флага РФ, высадка деревьев в деревне Уткино в рамках «Аллеи ратной славы России», а также посадки елей на аллее Героев в своем селе, «Окна Победы» - украшение окон школы к 9 Мая, «Азбука, я тебя знаю» - ко Дню славянской письменности и культуры и многие другие. Ученик 11-го класса Евгений Косьмин - председатель совета старшеклассников - активно работает в направлении развития молодежных инициатив, готовится к конкурсу «Добрые дела родного села».
Много побед одержали учащиеся Карамышевской школы в спортивных соревнованиях. Каждый раз они показывают хорошие результаты на олимпийских играх молодежи Псковского
раиона, районном этапе игры «Зарница», соревнованиях по полиатлону среди обучающихся Псковского района, спортивному ориентированию, в товарищеских матчах и встречах по волейболу и футболу.
Особая роль уделяется патриотическому воспитанию. В череде мероприятий в этом году прошли час информации « Без срока давности», посвященный дню единых действий в память о геноциде; уборка воинских захоронений; изготовление окопных свечей для бойцов СВО и другие. Школьники шефствуют над братскими могилами, ведут переписку с родственниками погибших.
Большую роль здесь играет школьный музей, основанный ветераном Великой Отечественной войны, ветераном педагогического труда Федором Федоровым. Он работал учителем географии с 1948 по 1989 годы. По собственной инициативе и сейчас учащиеся школы приносят в музей вещи, предметы старины. Особым интересом пользуется отдел военного снаряжения и вооружения разных времен.
КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ
Необходимость в серьезном ремонте есть. Косметические ремонты в классах и других помещениях школы ежегодно проводятся, но они не влияют на общую ситуацию. Нужна замена кровли, укрепление фундамента, замена сетей водо-и теплоснабжения, канализации, окон. Заявка на капитальный ремонт школы в 2024 году направлена в Министерство образования. Проектно-сметная документация была изготовлена в прошлом году на средства районного бюджета. По предварительным данным капремонт начнется в апреле следующего года и продлится до 1 сентября. Учебный процесс прерываться не будет.
БЕЗ ВОЗРАСТА
- Карамышевская школа всегда шла в ногу со временем, и какие бы задачи перед ней ни ставились, достойно справлялась с ними, - говорит директор. - Самое главное в нашей школе - ее душа. Тот дух, который формируется коллективом учителей, учеников и их родителей. Время будет неумолимо отсчитывать годы, а школа все равно будет оставаться молодой, потому что эти стены вновь и вновь будут наполняться новыми звонкими голосами, радующими нас, педагогов. У школьной души нет возраста .
Александр МИЛЬКА.
[email protected]
Фото из группы в ВК «Архив Карамышевской школы».