Предприниматель

Номер от 26-09-2012  Номер от 25-07-2012  Номер от 27-06-12  Номер от 30-05-2012  Номер от 22-02-2012  Номер от 25-01-2012  Номер от 21-12-2011  Номер от 30-11-2011  Номер от 02-11-2011  Номер от 28-09-2011  Специальный выпуск  №3 

В добрые руки

№ 45 (10000)  № 43 (9998)  24(9979)  23(9978)  22(9977) 

Свежий номер. 12+

№ 35 (10196)  № 34 (10195)  № 33 (10194)  № 32 (10193)  № 31 (10192)  № 30 (10191)  № 29 (10190)  № 28 (10189)  № 27 (10188)  № 26 (10187)  № 25 (10186)  № 24 (10185)  № 23 (10184)  № 22 (10183)  № 21 (10182)  № 20 (10181)  № 19 (10180)  № 18 (10179)  № 17 (10178)  № 16 (10177)  № 15 (10176)  № 14 (10175)  № 13 (10174)  № 12 (10173)  № 11 (10172)  № 10 (10171)  № 9 (10170)  № 8 (10169)  № 7 (10168)  № 6 (10167)  № 5 (10166)  № 4 (10165)  № 3 (10164)  № 2 (10163)  № 1 (10162)  № 51 (10161)  № 50 (10160)  № 49 (10159)  № 48 (10158)  № 47 (10157)  № 46 (10156)  № 45 (10155)  № 44 (10154)  № 43 (10153)  № 42 (10152)  № 41 (10151)  № 40 (10150)  № 39 (10149)  № 38 (10148)  № 37 (10147)  № 36 (10146)  № 35 (10145)  № 34 (10144)  № 33 (10143)  № 32 (10142)  № 31 (10141)  № 30 (10140)  № 29 (10139)  № 28 (10138)  № 27 (10137)  № 26 (10136)  № 25 (10135)  24 (10134)  23 (10133)  № 22 (10132)  № 21 (10131)  № 20 (10130)  № 18 (10128)  № 17 (10127)  № 16 (10126)  № 15 (10125)  № 14 (10124)  № 13 (10123)  № 12 (10122)  № 11 (10121)  № 10 (10120)  № 9 (10119)  № 8 (10118)  № 7 (10117)  № 6 (10116)  № 5 (101115)  № 4 (10114)  № 3 (10113)  № 2 (10112)  № 1 (10111)  № 52 (10110)  № 51 (10109)  № 50 (10108)  № 49 (10107)  № 48 (10106)  № 47 (10105)  № 46 (10104)  № 42 (10100)  № 41 (10099)  № 40 (10098)  № 39 (10097)  № 38 (10096)  № 37 (10095)  № 36 (10094)  №35 (10093)  № 34 (10092)  № 33 (10091)  № 32 (10090)  № 31 (10089)  № 30 (10088)  № 29 (10087)  № 28 (10086)  № 27 (10085)  № 26 (10084)  21(10079)  № 20 (10078)  № 19 (10077)  № 18 (10076)  № 17 (10075)  № 16 (10074)  № 15 (10073)  № 14 (10073)  № 13 (10071)  № 12 (10070)  № 11 (10069)  № 10 (10068)  № 9 (10067)  № 8 (10066)  № 7 (10065)  № 6 (10064)  № 5 (10063)  № 4 (10062)  № 3 (10061)  № 2 (10060)  № 1 (10059)  № 51 (10058)  № 50 (10057)  № 49 (10056)  № 48 (10055)  № 47 (10054)  № 46 (10053)  № 45 (10052)  № 44 (10051)  № 43 (10050)  № 42 (10049)  № 41 (10048)  № 40 (10047)  № 39 (10046)  38 (10045)  №37(10044)  №36(10043)  № 35 (10042)  № 34 (10041)  № 33 (10040)  № 32 (10039)  № 31 (10038)  № 30 (10037)  № 29 (10036)  № 28 (10035)  № 27 (10034)  № 26 (10033)  № 25 (10032)  № 24 (10031)  № 23 (10030)  № 22 (10029)  № 21 (10029)  № 20 (10027)  № 19 (10026)  № 18 (10025)  № 17 (10024)  № 16 (10023)  № 15 (10022)  № 14 (10021)  № 13 (10020)  № 12 (10019)  № 11 (10018)  № 10 (10017)  № 9 (10016)  8 (10015)  № 7 (10014)  № 6 (10013)  № 5 (10012)  № 4 (10011)  № 3 (10010)  № 2 (10009)  № 1 (10008)  № 52 (10007)  № 51 (10006) 
 
 
11 2024, среда, 19:02

 

СВЕЖИЙ НОМЕР. 12+. № 31 (10038), 11/08/2021

Командировка в XV век

В XV-XVI веках в разных уголках Псковского края возникали скиты пустынножителей, которые в поисках безмолвия уединялись от людей в глухих местах, среди леса, болот и мхов. Не зря Псковскую область православные называют Палестиной.

Преподобный Иларион Псковое-зерский Гдовский был одним из молит-венников-пустынножителей, учеником преподобного Евфросина Псковского, основателя Спасо-Елеазаровского монастыря. Для молитвы он выбрал территорию дремучего Сорокового бора около Чудского озера, на пустынном острове реки Желча.

СРЕДИ ЛЕСОВ И БОЛОТ


Мне удалось побывать в этом знаменитом Сороковом бору, о котором сложено немало легенд. Яркие воспоминания сохранились до сих пор. И в наше время здешние места поражают и завораживают дремучестью и первозданной красотой. А в XV веке этот край и вовсе слыл непроходимой лесисто-болотистой пустыней, где на многие десятки верст не было ни одной человеческой души. Путники остерегались оказаться здесь в одиночку: за каждым деревом могли поджидать дикие звери, лихие разбойники, беспредельничавшие на старинном тракте Псков - Гдов, или ничем не отличавшиеся от них вояки Ливонского ордена, делавшие периодические набеги.

Никому не известный монах Иларион присмотрел два острова на удивительной по красоте речке Желче, впадающей в Чудское озеро. По устному преданию, выдолбил в сосне дупло и в полном уединении стал в нем молиться. Только птицы вторили молитвам дивного отшельника. Сколько времени он молился в дупле - неделями, месяцами, годами - уже никто не скажет. Многие русские святые в ту пору искали подвигов во имя Христа: постничали, носили тяжелые железные вериги, молились на высоких столпах или внутри них.

Преподобный Иларион Гдовский при своей жизни нес подвиг столпничества. Сохранилось предание, что он обладал благодатью узнавать, кто с чем пришел и кто какой страстью одержим. Вся жизнь святого заключалась в непрестанном труде, самопонуждении ко всему доброму, внимании к себе, бдении, молитве, богомыслии, воздержании, кротости, смирении и всецелой преданной любви к Богу. Пустынник питался травами и кореньями, очищая ум духовным созерцанием и пребывая в неустанной борьбе с невидимыми духами.

Молва о преподобном Иларионе быстро разошлась в народе. К нему потянулись христолюбцы, и в 1470 году он основал на острове Покровский Княже-Езерский монастырь (Озерецкий), приняв сан игумена. При его жизни были построены церкви Покровская и Рождества Христова. Обитель находилась на границе с воинственным Ливонским орденом, поэтому иноки постоянно подвергались нападениям. Несмотря на трудные условия и недостаток средств, преподобный Иларион утвердил в монастыре высокое благочестие. Вместе с тем велись большие работы по укреплению и благоустройству обители.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ


Преставился преподобный Иларион 28 марта 1476 года и был погребён у северных дверей иконостаса в храме Покрова Пресвятой Богородицы основанного им монастыря. Впоследствии в обители был построен храм в честь Рождества Христова, левый придел которого назывался именем основателя Гдовского монастыря. Указом Екатерины II монастырь был упразднён, Покровская церковь стала приходской. В ней обычно совершал литургию в день празднования памяти преподобного свя-щенномученик митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин. В 1937 году, когда храмы повсеместно закрывались, тогдашний настоятель церкви Покрова Пресвятой Богородицы отец Иоанн был брошен в тюрьму.

В 1993 году по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия, а также по молитвам и с благословения старца отца Николая (Гурьянова) настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы стал иерей Евгений Михайлов, который возобновил богослужения и восстановил храм. Вдохновленный подвигом преподобного Илариона, пораженный святостью места и руинами храма, построил часовню, не имея денег, живя с матушкой Ольгой в землянке. Впрочем, это уже другая история, из новейших времен России...

Два колокола Покровской церкви, отлитые по личному заказу Ивана Грозного в 1570 году, были перевезены в Псковский музей-заповедник, а на колокольне церкви находится пять новых колоколов, отлитых на Урале. Островная деревня Озера, где стояла церковь Покрова Богородицы, в которой сберегаются святые мощи преподобного, является местом паломничества православных.

ТОЛЬКО ПРЕДАНИЯ И ЛЕГЕНДЫ

Об Иларионе Псковоезерском Гдов-ском сохранилось очень мало сведений. Известно, что он оставил Елеазаровский монастырь по благословению своего учителя - преподобного Евфросина Псковского, как сделали в те годы монахи этого монастыря Савва Крыпецкий и Досифей Верхне-Островский. Каждый поселился в пустынном месте, основал монастырь и позднее был причислен к лику святых. Все они искали уединения и аскетизма, которых недоставало им в стенах монастыря.

До сих пор о святом ходят разные легенды и предания. Так, одна из местных жительниц рассказывала, что однажды из дупла сосны, в которой молился Иларион, вырвалось пламя, и он явился перед людьми: это послужило поводом для возведения над ней часовни.

По словам отца Евгения, каких-либо подтверждений этому нет. И жития преподобного Илариона Гдовского не сохранилось. Но по сей день стоит сосна, в которой, по преданию, молился отшельник. Ученые, занимающиеся дендрохронологией (одна из методик датирования археологических находок и древних предметов, основанная на исследовании годичных колец древесины), изучали ее и пришли к выводу, что сосне более... 800 лет. Во времена святого Илариона, в 1470 году, ей было около 250 лет. Тогда же она перестала расти. Сегодня ствол сосны стоит внутри часовни преподобного Илариона Гдовского Чудотворца, построенной в 2001 году на месте старой, деревянной.

Когда я зашел внутрь, то был буквально потрясен гигантскими размерами сосны. Ствол ее удерживается благодаря корням. Я представил, сколько понадобилось сил, терпения и времени преподобному Илариону, чтобы выдолбить примитивным инструментом дупло. Хотелось руками потрогать ствол этого удивительного дерева.

Многие приезжают сюда именно поклониться сосне. Но священники поясняют, что это неправильно. Это отголоски язычества, ведь дерево - всего лишь место молитвенных подвигов святого Илариона. Поклоняться нужно единому Богу и святым, например, преподобному Илариону.

ПАЛОМНИКИ


Во время моей поездки удалось побеседовать с паломниками из Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных российских городов, у которых это место вызывает особые чувства. Вероника Фур-цева утверждает, что здесь, по ее ощущениям, замедляется бег времени. Можно как бы оглянуться назад, изменить свое отношение ко многим вещам. Происходит некая переоценка ценностей. И что особенно удивительно, находишь ответ на волновавшие ранее вопросы, будто кто-то тебе его подсказывает.

Другая моя собеседница, Зинаида Гнездова, призналась, что истинно верующей никогда не была. Но, придя первый раз в этот храм, неожиданно почувствовала благодать. Словами трудно описать это состояние. Для нее оно было новым. С тех пор не раз в трудные минуты своей жизни она обращалась за помощью к преподобному, и все свершалось. Разве это не чудо?

Александр МИЛЬКА.

 Фото автора.




Оцените статью:


[email protected]

Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиВесь Псков