СДЕЛАННЫЕ В СССР
- Мое детство выпало на 8 0-е годы. Игрушек у меня всегда было много и самых разных. Например, немецкая железная дорога с составом. Не то что бы меня баловали, но на день рождения, Новый год, да и так, когда попросишь, всегда покупали, - признается Владимир.
- А еще, отец всегда привозил машинки из командировок - такие не продавались в псковских магазинах. Собирать же модели я стал с первого класса. В памяти осталася первый «Москвич 407», который не сохранился. Я его заиграл... Затем, был другой «Москвич» с эмблемой XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, проходившего в 1985 году. Эту модель мама купила мне в ЦУМе за 3 рубля 50 копеек. Игрушка и сейчас хранится в коллекции. Потом у меня оказался «ушастый» «Запорожец» - точь-в-точь как настоящий - отцовский, цвета охра золотистая. Игрушка ассоциируется с памятью об отце.
К машинкам Владимир относился бережно - хранил в мебельной стенке в исключительном порядке, аккуратно играл. У соседского мальчишки была аналогичная коллекция. Они организовали огромный гараж и играли часами напролет.
Год от года моделей становилось все больше. Так получилось, что оба младших братишки, будучи значительно моложе по возрасту старшего брата, не проявили к ним интереса. Не заинтересовались игрушками и сыновья коллекционера. Игрушки оставались невостребованными. Практически все они сохранились в идеальном состоянии, лишь отдельные требуют ремонта.
ВСЕ СЕРЬЕЗНО
Несмотря на то, что речь идет об игрушечных машинках, в плане их ремонта все обстоит весьма серьезно. На данный момент у Владимира его ожидают три модели. Все упирается в дефицит запчастей, которые попросту не выпускаются, а на разборке, если и есть, порой стоят дороже реальной машины, на которой ездит коллекционер. В частности, речь идет о номерной, редкой модели «Волга». Не получается купить для неё задний мост по приемлемой стоимости.
НА ЛЮБОЙ кошелек
В Пскове можно купить модели машин в масштабе 1:43, выпущенные российскими и китайскими производителями. Последние быстро реагируют очередной новой моделью на старт продаж настоящих реальных автомобилей в России. Ценник на модели разный - на любой вкус и кошелек. Соответственно, разное качество. Дешевые - до 1000 рублей. Средняя стоимость модели, максимально приближенной к оригиналу, доходит до 10 тысяч. Такие представляют точнейшую копию, как снаружи, так и внутри. Коллекционные машинки, сделанные в СССР, да еще и номерные (произведены маленькими сериями), стоят до 300 тыс. рублей.
КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ В ПОМОЩЬ
Первоначально выходил в свет отечественный журнал «Автолегенды СССР» с подробнейшей информацией о советских автомобилях, выпускавшихся в разные годы в СССР, к которому прилагались модели в масштабе 1:43. Сейчас издается журнал «Автолегенды России. Новая эпоха». На покупку всех выпусков этого проекта потребуется около 100 тыс. рублей. Владимир пока не определился, надо ли это ему. А медлить нельзя, ведь серии выпускаются ограниченное время. Если затянуть с покупкой, придется искать журнал с моделью на складах или в интернет-магазинах. В худшем случае
- обращаться к коллекционерам. Тогда машинка считается штучным экземпляром, и ценник взлетает.
ПРОДАТЬ? ИЛИ ОСТАВИТЬ?
В настоящее время коллекция хранится под стеклом на стеллажах в личном кабинете Владимира. Гости семьи Захаровых всегда просят показать её. Модели легковушек советских времен, прежде всего, интересны тем, кто жил в ту эпоху. Кому довелось видеть и ездить в детстве на таких же настоящих машинах. Отсюда и ностальгия у людей.
Будущее коллекции с редчайшими экспонатами сейчас под вопросом. После долгих раздумий Владимир решил её продать.
- Я готов это сделать при одном условии - покупатель купит коллекцию целиком. Для меня важно, чтобы он сохранил её, - объяснил коллекционер.
- Если не суждено продать, пусть останется у меня. Буду дальше пополнять, хотя это нереально, так как требует огромных затрат. Хотя по отечественному легковому транспорту у меня собрано все. Возможно, когда-нибудь я открою собственный музей. Сделать это сейчас останавливает некая неопределенность с личными планами на будущее, в связи со сложной экономической ситуацией в стране.
Кстати, у Владимира Захарова есть еще коллекция советских монет, марок, оригинальных кружек, привезенных из путешествий или подаренных друзьями. Но это уже другая история...
Александр МИЛЬКА.
Фото автора.
[email protected]