Кольцо, сжимавшее город на Неве в тисках голода и смерти, наши войска прорвали 18 января. Оставшиеся в живых ленинградцы страдали от дистрофии, многие теряли разум от голода. И сегодня у тех, кто сумел тогда выжить и дожить до нынешних седых волос, сохранилась привычка съедать за столом весь хлеб до последней крошки. Сами они называют это «блокадный синдром».
ДЕТИ БЛОКАДЫ
Нашим героям на момент блокадного времени было от четырех до десяти лет. Цепкая детская память сохранила картины страшной реальности. Многие тогда ослабевали так, что не могли говорить и ходить. Ели все, что находили: гнилую картошку, лепешки из лебеды и подорожника. В хлебе была даже целлюлоза, а жмых, которым кормят коров, считался просто лакомством.
В Псковском районе сегодня живет 10 участников блокады. С памятной датой освобождения их поздравили глава района Наталья Фёдорова, заместитель главы администрации района Михаил Папин, председатель районного Собрания депутатов Андрей Неофитов, председатель районного Совета ветеранов Валентина Митягина.
Теплые приветствия и небольшие подарки от администрации бывшие дети-блокадники встречали улыбкой и мудрой искоркой в глазах. Так могут только те, кто выжил в аду войны, в условиях, которые нам, сегодняшним, представляются фильмом ужасов. Они пронесли страшную память и боль через всю жизнь, долгую и многогранную, работали, отстраивали страну, женились, растили детей и внуков, дарили тепло своих рук и сердец окружающим, и каждый январь вспоминали радость прорыва.
ПАМЯТЬ
Михаилу Исаковичу Гожаеву сейчас 82 года. В Ленинграде его родители оказались задолго до войны с немцами. Отца забрали на советско-финскую в 1939-м, вскоре он погиб. В осажденном городе остались вдвоем мама Варвара с годовалым Мишей. Про блокаду он знает по рассказам мамы, знает, что это было страшное время, и выжить удалось чудом. Только в 1944-м они были вывезены из города: уже не по «дороге жизни », а поездом. Кто бы тогда догадался, что впереди у Михаила - блестящее будущее и интересная жизнь. Он получил академическое образование и сделал карьеру от техника-ветеринара до руководителя крупного предприятия пищевой отрасли в Псковской области.
Валентине Васильевне Рощиной сейчас 83 года, во время блокады она жила в Ленинграде с мамой, отец воевал на фронте. Считает, что им повезло, потому что семью в числе первых эвакуировали через Ладогу. Насмотревшись на ненадежный лед, куда на глазах проваливались машины с людьми, Валентина до сих пор панически боится воды. На тот момент четырехлетняя, она плохо помнит жизнь в осажденном городе, но зато помнит, что в деревне, куда их вывезли, кормили молоком, хлебом, яйцами. Сейчас Валентина Васильевна живет в деревне Под-боровье-1, в Питере, где живет брат, бывает редко: не любит поездок. Говорит, что ее родной город стал другим: там шум, суета, поток машин, да и воспоминания накатывают комом в горле...
Валентине Ивановне Балчихиной - 90 лет. Всю блокаду она провела в осажденном городе. Семья не стала эвакуироваться. Девочка жила с мамой и папой. Страшные картины блокады вспоминать не хочет, но рассказывает, какая была радость и ликование, когда снова ребята вернулись за школьные парты и почувствовали вкус довоенной нормальной жизни. Видела, как восстанавливался город. Сейчас живет в деревне Ляляховка Торошинской волости, иногда бывает в северной столице у родственников и каждый раз посещает места захоронения тех, кому не удалось выжить.
НАДО ЖИТЬ!
Виктору Алексеевичу Дмитриеву 83 года. Он живет в деревне Спасов-щина Середкинской волости, где, по его словам, «убегает от возраста и всяческих недугов». Не стал жить в благоустроенной квартире, которую ему выделило государство, вернулся в деревню. Гостей встретил... на лыжах, рассказал, что накануне в третий раз прошел вакцинацию. Подвижный, розовощекий, шутит, что к нему «ездят свататься молодые девицы». В 1942-м году в апреле его буквально оторвали от умершей мамы, которую он обхватил ручонками и никак не хотел отпускать. Из четырех ее детей он остался один, воспитывала родная тетя, у которой было двое своих детей. Он так и звал ее - «мама Люба». А после эвакуации еще долго вскакивал по ночам от кошмарных снов про бомбежки и тонущие в Ладоге машины с людьми.
Слова пожеланий здоровья и долгих лет от представителей администрации в канун очередной годовщины снятия блокады услышали также Иванов Анатолий Иванович, Давлетбаева Надия Хатимуловна, Бекяшева Алла Алексеевна, Шур Вероника Витальевна.
Галина ВИСКОВА.
Фото автора и vk.com/pskovrajon.
[email protected]