- В первый раз как артист я сюда приехал в феврале 1995 года. А первое большое выступление у нас с Мишей (блистательный петербургский гитарист Михаил Радюкевич. - Прим. ред.) случилось на 75-летие музея. Сейчас даже как-то тревожно произносить такие цифры: 1995 год, четверть века. По сути, это ведь целая жизнь. Это почти тридцатилетняя дружба с людьми, которые хранят это место не только для всех нас, но и для тех, кто придёт за нами. Для того, чтобы каждый, даже в самых трудных обстоятельствах, мог здесь найти для себя если не ответы на все вопросы, то, по меньшей мере, покой и волю.
ЗОЛОТОЙ ВЕК
За эти почти тридцать лет Олег По-гудин представил гостям и жителям Пушкиногорья множество самых разных программам. Это были и песни военных лет, и стихи-мелодии Булата Окуджавы. Погудин пел здесь старинные, так называемые «городские» русские романсы и народные песни. Исполнял «песенки» Вертинского, шлягеры зарубежной эстрады, классические вокальные произведения на стихи Пушкина и Лермонтова. Нынешний же юбилейный концерт именитый певец решил построить как воспоминание о своей премьере на пуш-киногорской сцене:
- Не случайно мы с Мишей сегодня здесь только вдвоём, без нашего ансамбля, участники которого, впрочем, уже тоже давно и сердечно полюбили здешние места и здешнюю публику. Но начиналось всё именно так: гитарный дуэт, старинные романсы. Кстати, пушкинских романсов у нас в репертуаре, строго говоря, тогда почти и не было. Пушкинская программа родилась намного позже, именно благодаря «Михайловскому». А после эти стихи, эта музыка стали потребностью. Очень надеюсь, что 23 июля здесь, на этой сцене, мы дадим концерт-спектакль «Золотой век». Его премьера состоялась в декабре прошлого года в Кремлёвском дворце. Это масштабный проект, где занят большой коллектив - не только все мы, но и балетные танцовщики, и драматические актёры, и замечательное сопрано. Но сегодня, сегодня пусть всё будет как тогда, когда мы делали первые шаги...
ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ
Как тогда. В программе юбилейного концерта старинные романсы и вокальные миниатюры на стихи Пушкина перемежались инструментальными пьесами пушкинского времени. Полька «Бедная девица», например, в XIX веке была чрезвычайно популярна и в светских салонах, и на скромных балах в небогатых дворянских гостиных. А «Полька Соколова», чьё авторство приписывают этому знаменитому «цыганскому композитору», имеет и другое название - «Чернореченская», и по легенде создана в память о Пушкине, о трагических дуэльных событиях 1837-го. По традиции вечер музыканты завершили пушкинским «Кубком янтарным», а на бис исполнили знаменитое «Я Вас любил.»
- На самом деле это очень важно: иметь возможность погружаться в традицию не просто пушкинского времени, но, по сути, сформированную пушкинским словом. Ведь на самом деле - чем далее, тем чаще я в этом убеждаюсь! - в наших лучших проявлениях и чувствах мы не так далеко ушли от пушкинского века, от его культуры.
КОРМИЛЕЦ-ПУШКИН
- И я не устаю благословлять те события почти тридцатилетней давности, — Олег Погудин невольно возвращается к началу этого разговора, досказывая, подчёркивая нечто непереоценимо значимое для него. - В первую очередь, нашу тогдашнюю встречу с Георгием Василевичем, в то время только начинающим руководителем музея. Его совершенно невероятное сердечное отношение к людям для меня до сих пор одно из самых удивительных качеств: не так часто такое можно встретить в людях вообще, в руководителях - в частности. Это отношение даёт тебе вдохновение на почти невозможные свершения, приближает события, которые потом оказываются событиями длиною в жизнь. Я счастлив нашей многолетней дружбе, без которой не было бы ни той жизни, которая у нас сейчас есть, ни тех артистов, которые сейчас перед вами находятся.
Но более всего, конечно, я благодарен нашему, если называть его по местному, святогорскому обыкновению, кормильцу. Я с полной убеждённостью раздвигаю смысл этого местного определения до масштабов самых-самых широких. И хотя мы шутим, когда говорим, что во всём виноват Пушкин, мы редко отдаём себе отчёт, насколько он действительно во всём «виноват».
И чем дольше живёшь, чем дольше думаешь и пытаешься понять эту великую загадку, тем большее восхищение испытываешь от того, как спустя столетия Александр Сергеевич дарит нам фантастические встречи, невероятные радости, даёт нам — с избытком! — вдохновение и счастье.
Как он, в конце концов, формирует нашу жизнь, если наши сердца ещё могут быть открыты прекрасному, ещё могут быть открыты любви!
Факт
Всемирно знаменитый исполнитель, народный артист России Олег Погудин удостоен и многих других регалий, от «Серебряного гласа России», «Ангела трубящего» и премии «Триумф» до высочайшей благодарности главы Российского императорского дома Великой Княгини Марии Владимировны.
Алина ЕГОРОВА, музей-заповедник "Михайловское"