Капризная погода сильно задержала полевые работы. Сев той весной шел трудно. Но поставленные задачи с трудом, но были достигнуты.
ПОСЛЕДНИЙ МИРНЫЙ ДЕНЬ
21 июня 1941 года (это было в субботу) первый секретарь Псковского райкома ВКП( б) Иван Григорьевич Киселев предложил на следующий день утром собраться всем секретарям и заведующим отделами, чтобы в предварительном порядке обсудить итоги весеннего сева, посоветоваться, как работать дальше. В исполкоме райсовета (исполком и райком партии тогда размещались в Доме Советов) собрались заведующие отделами, руководители других районных организаций. В то время часто приходилось работать и в выходные дни.
По телефону из Ленинграда позвонили: «В 12 часов дня слушайте важное правительственное сообщение». Но уже и до этого в район дошли вести о том, что фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Поэтому работники районных организаций, члены райкома партии, депутаты райсовета — все были в сборе. Те, кто не был вызван, сами поспешили в райком, услышав выступление Молотова по радио.
В кабинете Киселева состоялось собрание райпартактива. Оно было очень кратким. Каждый получил задание — провести в колхозе, совхозе, МТС митинг, организовать проводы мобилизованных в Красную Армию, обеспечить строгий порядок военного времени во всех сферах жизни. Такие же собрания состоялись в селах Карамышево и Середка. Так завершился мирный период жизни, и началась война.
ПЕРВЫЕ ГЕРОИ, ДОБРОВОЛЬЦЫ, БЕЖЕНЦЫ
Первый фашистский самолет над Псковом появился в ночь на 23 июня. Была сброшена осветительная бомба. Видимо, для фотографирования железнодорожного узла. Затем немецкие самолеты над Псковом и районом появлялись каждый день, бомбили город, аэродром в Крестах, военные городки, железнодорожные станции.
С первых дней войны четко работали военкоматы. В армию призывались военнообязанные до 1905 года рождения включительно, мужчины более старших возрастов не призывались, хотя многие уходили добровольцами. Молодая учительница Тямшанской школы Мария Кондрашова, убеждая военкома, говорила ему: «Вы думаете, я в чем-нибудь уступлю мужчинам? Нет. Так же без промаха буду бить врага». Молодежь — парни и девушки, которым военкомат (в Пскове был объединенный горрайво-енкомат) отказывал в призыве, осаждали райкомы партии и
комсомола. Кое-кому удавалось добиться своего.
По указанию командования в первые дни войны началось сооружение многокилометрового противотанкового рва от берега Псковского озера у деревни Малая Листовка через Псков до деревни Голодуша (ныне Раздолье) Кисловского (теперь Тям-шанского) сельсовета. В этих работах ежедневно участвовало 10—15 тысяч жителей города и района. Из мужчин непризывных возрастов на предприятиях, в учреждениях, сельсоветах, колхозах и совхозах были созданы подразделения истребительных батальонов по борьбе с диверсантами, для ликвидации последствий бомбежек и охраны общественного порядка. В ночное время отряды охраняли мосты на шоссейных и железных дорогах, общественные здания, мастерские, следили за появлением фашистских самолетов.
В первые дни войны в небе над нашим районом в боях с фашистскими стервятниками отличились летчики Петр Харитонов и Михаил Жуков. Им было присвоено звание Героев Советского Союза.
В начале июля по всем дорогам из Латвии и Эстонии шли и ехали беженцы. В основном это были русские люди. В те дни у бойцов истребительных батальонов было особенно много забот. Беженцев надо было накормить и напоить, обеспечить отдых и дальнейшее движение вглубь страны. Но самое главное — в этой пестрой, движущейся толпе надо было уметь распознать и разоблачить диверсантов, шпионов, лазутчиков, распространителей слухов.
ФРОНТ ПРИБЛИЖАЛСЯ
Возрастало напряжение и в районе. Усилились бомбежки.
Особенно неистово фашисты бомбили шоссейные и железные дороги, по которым двигались советские войска, военная техника, беженцы. Была предпринята попытка эвакуировать часть населения вглубь страны и из деревень района. Но передовые мотомехчасти противника двигались быстрее, поэтому многие мирные жители были вынуждены вернуться домой. Из совхозов «Большевичка», «Диктатура», имени Ворошилова крупные гурты свиней и коров удалось переправить через Новгородчину вглубь страны.
Положение усугублялось тем, что с 26 июня была прервана телефонная связь с Ленинградом. И она уже больше не восстанавливалась. Подавляющее большинство деревень в то время не имели радиоточек. Редко приходили центральные газеты. Выручали лишь имевшиеся батарейные радиоприемники. Все вопросы военного времени и ведения хозяйства решались на местах, в райкомах партии и райисполкомах. Но местные власти были плохо информированы о делах в стране.
ПЫЛАЮЩИЙ ИЮЛЬ
3 июля 1941 года по радио выступил Иосиф Сталин. Была дана директива для партийных и советских организаций прифронтовых областей. Уже утром 3 июля в Пскове состоялось кустовое совещание секретарей горкомов и райкомов партии. На совещании впервые было сказано о вероятности прорыва немцев в Псков. Намечены меры по ускорению эвакуации людей и вывозу ценностей вглубь страны. Было дано задание по преобразованию истребительных батальонов в партизанские отряды.
Ночью в кабинете Киселева состоялось последнее совещание райпартактива. Было решено ускорить эвакуацию так: запрячь всех рабочих лошадей, на телеги посадить детей и немощных стариков; взять на 10—15 суток продуктов и уезжать по пока свободным дорогам на Гдов, Лугу, Шимск. Взрослое население должно уходить с обозами пешком. Колхозный и личный скот надо было сводить в гурты и угонять в тыл Красной Армии. Тракторы МТС и совхозов обеспечивались горючим и туда же
отправлялись своим ходом.
Был решен и другой вопрос - о районном партизанском отряде партактива. Все 32 коммуниста, присутствовавшие на совещании, были зачислены в этот отряд. Командиром был назначен бывший заведующий военным отделом райкома Иван Алексеевич Тарабанов, в недавнем прошлом офицер-пограничник, комиссаром — бывший председатель райисполкома Александр Иванович Барыгин.
5 и 6 июля из Пскова ушли два последних эшелона с эвакуированными. В дальнейшем железнодорожный транспорт уже не работал.
В первых числах июля были разрушены с воздуха многие железнодорожные станции. Более 100 фугасных бомб немцы сбросили на Псков. Главные улицы города превратились в руины. Горели деревянные постройки Завеличья и Запсковья. Тушить пожары было некому. А в это время фашисты подошли к городу Острову. Вскоре они были в Красных Прудах, Горбове, Стремутке. Были заняты Осиновичи, Быстрецово, Карамышево.
Партизанский отряд Тара-банова-Барыгина в ночь на 7 июля ушел в Крипецкий лес. Отряд небольшой, вооружение слабое — винтовки разных систем, очень мало патронов, несколько гранат. В лесу партизаны не обнаружили продуктов, которые были вывезены туда заранее. Кто-то забрал их. Отряд направился в сторону Луги, где поступил в распоряжение штаба защиты города. Псковичи участвовали в обороне Лужского рубежа. Позднее, 4 ноября, Иван Тарабанов погиб в неравном бою с фашистами. Несколько раньше, 14 июля, погиб в боях под Плюссой командир Середкинского партизанского отряда, секретарь райкома ВКП(б) Василий Рыбаков.
Утром 9 июля танки со стороны Крестов ворвались в пылающий Псков. Начались черные дни фашистской оккупации.
ПАРТИЗАНСКАЯ ВОЙНА
19 ноября 1941 года близ деревни Гридино состоялось совещание руководителей подпольных горкома и трех райкомов — Псковского, Середкинского и Новосельского. Был образован межрайонный партийный центр. Перед центром ставилась задача — вести среди населения антифашистскую агитацию, выявлять и ликвидировать предателей, собирать оружие, создавать из местных жителей и бежавших из плена советских воинов боевые группы. Вскоре их было создано двадцать с количеством членов в них по 5 -7 человек. Они имели оружие.
Несколько позже были приняты меры по улучшению технического оснащения партизан. В их распоряжение поступили радиостанции, портативные типографии «Лилипут», стали забрасываться газеты «Правда», «Известия», «Комсомольская правда». К весне 1942 года подпольный центр уже объединял 45 подпольных групп, в них насчитывалось более 300 человек. Наиболее сильные группы были в Верхнегалков-ском, Залитском, Тямшанском, Великопольском сельсоветах. В Карамышевском районе активную работу вели местные руководители подполья А. Дмитриев, Н. Кузьмин, М. Иванов и другие активисты.
Фашисты, используя предателей, творили свое черное дело. В марте-апреле 1942 года им удалось напасть на след первого секретаря горкома партии
A.В.Гущина, председателя горисполкома Д.А.Богданова, первого секретаря Середкинского райкома ВКП(б) А.И.Басклеева, председателя райисполкома М.Ф.Хоботова, других активистов. Они были убиты фашистами. Многих подпольщиков арестовали. Это был первый серьезный провал.
После этого подпольный центр почти на год прекратил свое существование. Однако оставшиеся в живых его члены действовали. Псковский районный центр во главе с И.Г. Киселевым обосновался в Крипецком лесу. Межрайонный подпольный центр был возрожден лишь в январе 1943 года. Возглавил его секретарь Псковского горкома партии
B. Ф. Михайлов. Заново стали создаваться партийные и комсомольские группы, налаживалась связь с партизанами, с населением.
На путь партизанской войны с захватчиками становились десятки и сотни жителей района. В партизаны люди уходили не только целыми семьями, но и деревнями. Например, руководитель Залитской подпольной группы Н.И. Корольков привел в распоряжение подпольного центра весь свой актив и 200 рыбаков.
А фашисты зверствовали. На оккупированной территории устанавливался «новый порядок». Земля, имущество, техника колхозов и совхозов вместе с людьми передавались немецким баронам и графам. Крестьяне платили натуральные подати — зерно, картофель, овощи, мясо, молоко. В виде наказания за мелкие нарушения широко внедрялась порка. Практиковался подневольный, почти неоплачиваемый труд.
ПО ВОСПОМИНАНИЯМ ОЧЕВИДЦЕВ
Член рабочей группы по подготовке районной Книги Памяти И. П. Сергеев, кстати, считавшийся в военные годы пропавшим без вести, обратился с предложением:
« Прошу включить в Книгу Памяти имя жителя деревни Ажово Шевелевского сельсовета (ныне Карамышевского) Арсеньева Василия Арсеньевича, 1904 года рождения, расстрелянного фашистами 24 февраля 1944 года; Костыго-ва Андрея Григорьевича, 1888 года рождения, жителя деревни Волково Осиновичского сельсовета, расстрелянного немцами в феврале 1944 гола, его жены Марии Петровны, 1899 года рождения, их дочерей Веры 1924 года рождения, Надежды — 1929, Фаины— 1936. расстрелянных в тот же день».
Ветераны Верхолинского сельсовета И. Н. Николаев, И. С. Семенов. М. Г. Новикова, узнав, что готовится к изданию Книга Памяти, без чьей-либо просьбы только по четырем деревням составили списки 82-х земляков, погибших на фронтах и в партизанских отрядах, а также мирных сельских жителей, расстрелянных и заколотых штыками, в том числе многих малолетних детей, обвинить которых в связях с партизанами было невозможно.
Валентина Никандров-на Васильева была учительницей местной Лзновской школы(Осиновичский сельсовет), парторгом, затем председателем колхоза имени Калинина. Валентина Никандровна вместе с помогавшими ей ветеранами Н. В. Михайловой, Е. А. Кононовым, П. И. Никан-дровым и И. М. Гавриловым собрали списки погибших по деревням Горбово. Селихново, Кошегорье, Волкуша, Бобыли и Загузье - 42 человека.
ТЕМНЕЙ ВСЕГО - ПЕРЕД РАССВЕТОМ
Оккупация района продолжалась. Но Советская Армия наносила все более ощутимые удары по врагу. Весь мир узнал о грандиозных сражениях под Москвой и Сталинградом. Отгремели бои под Орлом и Курском.
В районе создавались все новые и новые отряды народных мстителей. В 1943 году образовался Псковский отряд численностью более 300 бойцов. Отряду присвоили имя секретаря райкома партии Ивана Григорьевича Киселева, погибшего в неравной схватке с карателями в 1942 году. Командовать отрядом поручили И. А. Екимову, который впоследствии, в первые послевоенные годы, возглавлял отдел кинофикации Псковского райисполкома. Партизанские отряды возникли в Середкинском районе, больше партизан стало в Карамышевском и Славковском районах, которые ближе находились к крупным партизанским соединениям, действовавшим в Новоржевском, Порховском и Дедовичском районах.
В ответ на мощные удары Советской Армии оккупанты и их прихвостни усилили борьбу не только с партизанами, но и с мирными жителями: сжигали и взрывали постройки, целые деревни, уничтожали и вывозили в Германию мирных жителей. Партизаны и жители района, чувствуя скорое освобождение, всеми силами старались помочь армии.
В конце сентября 1943 года в оккупированных районах вспыхнуло вооруженное восстание. 24 сентября с воззванием к трудящимся этих районов обратился Ленинградский обком ВКП( б). Нередко партизаны вместе с населением изгоняли из населенных пунктов гитлеровцев, пытавшихся сжечь деревни, громили волостные управы. Партизанские отряды перехватывали эшелоны, увозившие на Запад мирных жителей, уводили освобожденных в леса. Таким образом, только по Псковскому району (в его старых границах) было спасено не менее 7 тысяч человек.
За три года оккупации фашисты возвели мощные оборонительные укрепления вокруг древнего города, считая его ключом к Ленинграду и в Прибалтику. Они создали, казалось бы, неприступную линию с устрашающим названием — «Пантера», которая начиналась у берегов Псковского озера и проходила по высотам и холмам до Острова и далее. Одетая в железобетон, эта линия была глубоко эшелонированной, с множеством опорных пунктов с бронеколпаками, где денно и нощно патрулировали автоматчики, с блиндажами и дотами, многоряднымн заграждениями из колючей проволоки и минными полями, зарытыми в землю танками и пушками, установленными на прямую наводку. В северной части района эта линия начиналась у озера, проходила через Ваулины Горы, по территории Тупицкого, бывших Остенского и Верхнегал-ковского сельсоветов.
Выйдя к концу февраля 1944 года на рубежи - Великое Село, Подчерничье, Гора (обойдя сильно укрепленные Ваулинские высоты), Черняковицы, Горнево, Бердово, Лажнево, Клишово, Барбаши, Ядрово - части и соединения советских войск почти четыре месяца готовились к решающим сражениям.
СИЛОЙ КРОВИ, ПОРОХА И СТАЛИ
Рано утром 17 июля 1944 года наши войска прорвали вражескую оборону южнее Острова, форсировали Великую. К 19 июля они продвинулись вперед до 40 километров, расширив прорыв до 70 километров. 23 июля 1944 года был освобожден Псков. Доблестно сражались за освобождение нашей земли многие дивизии, полки, батальоны, роты и взводы. Приказом Верховного Главнокомандующего двум особо отличившимся стрелковым дивизиям, трем полкам, тяжелому артдивизиону и понтонно-мостовому батальону было присвоено наименование «Псковских».
Вечером того же дня московское небо озарилось огнем салюта в честь освобождения Пскова.
Материалы подготовила Лилия Быстрова.
Фото: Государственный архив Псковской области.