В настоящее время в церкви временно приостановлены реставрационные работы, зато разрешены экскурсии - по предварительной записи в Псковском музее-заповеднике. Так что в юбилейный для Псковского района и для Мелётово год сюда едут многочисленные туристы.
ИНТЕРЕС ЮНЫХ
На минувшей неделе храм в Мелётово посетила группа детей из театральной студии села Карамышево Псковской области, дети из многодетных и малообеспеченных семей, в том числе приехавшие из Донбасса.
Как рассказали нам преподаватели, у детей появилось желание увидеть церковь Успения Пресвятой Богородицы и побывать на могиле Праведницы мира Пелагеи Григорьевой, похороненной на погосте в Ме-лётово. Ребята из театральной студии поставили документальную композицию «Была война в моей деревне», посвященую жизненному пути Пелагеи Григорьевой, уроженки деревни Коконогово, и судьбе жителей оккупированных деревень на территории нынешней Карамышевской волости.
Экскурсию по погосту и по храму для детей и преподавателей провела старший научный сотрудник Псковского музея-заповедника Ирина Мельникова.
ПАРАДОКСЫ ИСТОРИИ
Интересно, но для специалистов до сих пор является загадкой возраст деревни Ме-лётово. Самое первое известное упоминание погоста Мелётов согласно Новгородской Первой летописи старшего и младшего изводов относится к 1341 году. В Псковских летописях говорится, что в 1462 году «поставиша церковь камену на Мелетово Успение святыя Богородици». В летописных рассказах 1477 и 1480 годов Мелетово упоминается как крайняя Псковская волость по пути из Пскова в Новгород.
Когда-то деревня была достаточно населена, здесь кипела жизнь. Селяне после трудов праведных или в православные праздники шли молиться в местный храм. Верующих было так много, что со временем они уже не помещались внутри храма во время службы. Сегодня единственный постоянный житель деревни - смотритель храма. Но жизнь здесь продолжается. Во время ремонтно-реставрационных работ приезжают строители, а последние две недели - многочисленные туристы.
МЕСТО ПРИТЯЖЕНИЯ
Храм был расписан через четыре года после постройки по заказу псковских посадников Иакова Кротова, Иоанна Пут-кова и Зиновия Михайловича. Успенская церковь в Мелётово -четырехстолпный одноглавый трехапсидный храм, увенчанный невысоким восьмериком, с типично псковской конструкцией сводов с повышенными под-пружными арками, несущими световой барабан. В 1763-1764 годах храм имел каменный придел Николая Чудотворца и колокольню. В 1778 году древний притвор храма был расширен к западу и к нему пристроена колокольня. Глава церкви имеет форму луковицы; апсиды и барабан декорированы традиционным псковским орнаментом. Стены четверика, придела и притвора сложены из местной известняковой плиты.
В 1913 году к югу от церкви была построен новый каменный храм во имя Пресвятой Троицы, в который был переведен приход, а храм Успения оставлен.
После революции 1917 года помещения храма использовались в качестве склада и хлебопекарни. В 1949 году памятник был законсервирован. В 19581968 годах в церкви проводились реставрационные работы: укреплены стены и перекрытия, восстановлена кровля. Церковь была оштукатурена и побелена.
Сегодня церковь Успения в селе Мелётово признана памятником высочайшего художественного уровня, по мнению местных историков, свидетельствующим о расцвете псковской архитектуры и монументальной живописи в середине XV века, с единственным сохранившемся 32-скатным покрытием кровли и оригинальными решением алтарных частей.
РОСПИСЬ ПО-СУХОМУ
Мелётовские фрески привлекают сотни желающих их увидеть не только своей древностью и манерой исполнения. Фреска получила свое название от итальянского слова fresco -«свежий, сырой, невысохший». Впервые его употребил итальянский художник Ченнино Ченнини в трактате «Книга об искусстве» в 1437 году. Сейчас этим словом объединяют всю настенную живопись, а древнюю технику фрески именуют buon fresco, то есть « истинная». А секко, как стенная живопись по сухой штукатурке краской на растительном клее или яйце, смешанными с известковым раствором, появилась в Европе в Средние века. Фрески в Мелётово расписаны по сухой штукатурке, именно поэтому они очень нежные, и тонкий слой краски не может вечно сохранять свой первозданный облик.
Мелётовские фрески сравнивают, и не без основания, с фресками выдающихся творцами эпохи Возрождения: Боттичелли, Микеланджело, Перуджино. Сегодня наплыв желающих взглянуть на фрески таков, что за короткий двухнедельный промежуток в Мелётово побывали уже несколько сотен человек.
Одними из первых посетителей вновь открывшейся Успенской церкви стали специалисты московского Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Грабаря и Государственного института искусствознания.
- Мы здесь были, но очень давно, и решили, что, раз такая уникальная возможность посмотреть есть, то ею надо воспользоваться, -говорит доктор искусствоведения, профессор Нионила Исаева.
В церкви еще не закончены ре-монтно-рестав-рационные работы - сложные и дорогостоящие по технологии. Решение пустить внутрь туристов действует два месяца до 15 сентября. Доступна для осмотра лишь часть интерьера церкви. Экскурсия длится один час. Впускают небольшими группами. Во время посещения разговоры - вполголоса, разрешена лишь любительская съемка. Внутри все еще в строительных лесах. Над головами и вокруг -они, фрески, таинственные и не разгаданные...
ДВА АВТОРА, ДВА СТИЛЯ
Фрески Мелётово были обнаружены под многочисленными слоями побелки и поздними записями в 1870-е годы священником Николаем Богушевским. Расчищать их начали в 20-е годы прошлого столетия. В 1963 году начались реставрационные работы под руководством старшего художника-реставратора Дмитрия Брягина. Сохранилось около ста живописных сюжетов. Наиболее интересны композиции «Служба святых отцов», «Галла Милостивая и апостол Петр», «Чудо о жидовине», «Ант-скоморох», «Сретение Господне», «Омовение ног», «Уверение Фомы», «Перенесение Ковчега Завета», «Пророк Илия и жрецы Ваала на горе Кармил», «Видение пресвитером Евстафием Богородицы», «Положение во гроб», «Неопалимая купина».
После расчистки новых фрагментов мелётовских фресок, произведенной в 1949 году, по мнению экспертов, ясно определились две различные манеры живописи, принадлежащие, как минимум, двум художникам или двум группам мастеров. Фрагменты расположены в разных частях здания, и возможно, что эти два художника исполнили всю роспись.
Оба мастера имели в работе примерно равное значение: оба расписывали как главные части здания, например, алтарь, так и второстепенные.
Происхождение одного из авторов мелётовских фресок неизвестно, почерк его росписи сложился не на псковской почве. Предположительно, это был художник из Москвы. Стиль второго участника работ не имеет ничего общего ни с новгородским, ни со среднерусским искусством. В его фресках просматриваются типично псковские особенности: плоскостность композиции, характерная для несколько архаичного стиля псковской живописи, псковский тип некоторых лиц, отдельные мелкие признаки, как, например, орнамент из крестиков с расширенными округленными концами, который перекликается со снетогор-ской росписью 1313 года.
В среднем отделении западной части здания мастер-пскович написал несколько композиций, иллюстрирующих легенды о Богоматери. С этой точки зрения фрески Мелётово имеют важное значение для еще мало изученной истории псковской литературы.
НАШЕ СОКРОВИЩЕ
Жители небольшого села Ка-рамышево - инициативные и любящие свою историю. Они мечтают сохранить мелётовские фрески, восстановить нуждающуюся в ремонте Троицкую церковь. В Карамышевском культурно-историческом центре хранятся фотокопии копий фресок, сделанные студентами и профессорами Российской Академии художеств под руководством Александра Крылова. Каждый приехавший посмотреть на фрески турист может начать знакомство с псковской живописью именно в Карамышево.
По мнению кандидата искусствоведения Тамары Шулаковой, фрески - самое важное в наследии Псковской земли.
- Надо изучать искусство Пскова, а не только его историю, - уверена она. - Надо вводить новую систему обучения по региональному компоненту. И тогда у нас появятся туристические маршруты не только о Ганзе, но и по фрескам. У нас есть Мирожский монастырь с фресками XII века византийской школы - это прекрасно, замечательно, но мирожские фрески - греческие, это - самое начало, греки - наши учителя. А главные-то памятники, с которыми Псков почувствовал себя Псковом, совершенно другие. Это памятники невероятной древности и силы, и колоссального значения для всего мирового искусства. Это признано абсолютно всеми искусствоведами, но эти памятники малоизвестны даже в Пскове, - сокрушается искусствовед и большой защитник мелётовско-го наследия.
Галина ВИСКОВА.
Фото: vk.com/pskovmuseum
[email protected]