— Любовь Васильевна, как получилось, что вы стали учителем математики? Вроде бы не самый любимый у девочек школьный предмет?
- Этот учебный год для меня юбилейный: он станет сороковым в моей педагогической деятельности. О том, что я буду учителем, я знала уже с начальной школы. Но тут все просто: сама из учительской семьи, и, конечно же, хотела быть, как мама и папа.
В школе мне нравилось. И мне нравились все предметы. Желание стать именно учителем физики и математики пришло классе в девятом. Все эти графики, формулы, таблицы у меня очень хорошо получались. Приятно было, когда услышала, что отец мною гордится.
— Вы математику поняли. А как удается привить детям любовь к предмету, ведь многие считают, что математика - это скучно?
- На каждом уроке, объясняя детям новый материал, я стараюсь понять его вместе с ними. Чтобы мы как бы вместе открыли его для себя и порадовались, ощутили, что мы учимся вместе, вместе выходим из какого-то тупика. Стараюсь вовлечь детей в процесс. Кроме того, детям надо показать, зачем математика нужна в реальной жизни, показать прикладные моменты, хотя бы как рассчитать проценты по кредиту, в какой период лучше покупать по предлагаемым скидкам, как оптимально разметить земельный участок.
— А бывали случаи, когда от категорического неприятия предмета удалось привить ребенку любовь к математике?
- Вот так, чтобы ребенок совсем не любил математику, я не вспомню. Но был случай, когда взяла пятый класс, и там была девочка, на которую учитель начальных классов надежд не возлагал. У нее были проблемы с задачами, с пониманием текстовых заданий. Если примеры она как-то могла решать, то с задачами справиться не могла. Но в итоге девочка достаточно успешно окончила школу, поступила в вуз и стала архитектором. А в этой профессии без математики и геометрии - никак.
— Не было ли сомнений в правильности выбора профессии?
- Бывали разные моменты, но любовь к предмету и детям помогала справиться. Желание общаться у меня всегда было, я даже за отпуск успеваю соскучиться по ученикам. Здесь, в сельской школе, мы все друг друга знаем, дети более открытые, и мы, учителя, в ответ тоже с детьми общаемся. Это важно - быть именно учителем, педагогом, а не просто предметником, важно понимать ребенка.
— Молодым студентам посоветуете свою профессию? Что нужно, чтобы стать учителем?
- Если есть понимание сложности профессии, того, что учителем надо быть, а не просто работать, то, конечно, посоветую. Нужно любить детей, это -главное. Необходимо понимать, что все они - разные. Терпение необходимо, так как иногда по несколько раз одну и ту же тему придется объяснять, и это - нормально. Нужен такт, знание психологии и возрастной физиологии. Если ребенка любишь - все приложится. А еще надо любить свой предмет и хотеть передать эту любовь другим. Организатор, администратор, психолог - это все и многое другое и есть - школьный учитель. В нашей профессии важно все, даже дикция, речь, жестикуляция.
ИСТОРИЯ МЕСТА
Рассказывая о педагогическом пути Любови Евстигнеевой, нельзя не коснуться и того места, где она работает, - Тямшанской гимназии. Тем более, что осенью 2023 года МБОУ «Тямшанская гимназия» отметит свой юбилей - 35 лет.
Эта дата говорит о том, что пройден большой путь, вложен огромный труд нескольких поколений учителей, выпущены из стен школы десятки учеников. 35 лет - это годы труда, радость побед, красивые и добрые традиции, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение.
Глубокими корнями в прошлое уходит история гимназии. Первые документальные сведения о Тямшихинской школе в «Сметах, росписях и раскладках Псковской губернии» относятся к 1900 году. До 1930 года это была начальная школа, затем стала семилеткой - школой рабочей молодежи. В 1960-е годы здесь размещалась начальная школа, а в 1986 году здание школы сгорело. Здание для новой школы - средней общеобразовательной - было построено в Тямше в 1988 году. С 1992 года школа объединена с дошкольным образовательным учреждением, а в 2006 году она стала гимназией.
В мае 2018 года Тямшанская гимназия выиграла грант в форме субсидий в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в номинации «Развитие внеурочной деятельности обучающихся в условиях сельской школы».
Сегодня в гимназии работают 36 педагогов и 12 воспитателей детского сада. Среди них: шесть почетных работников общего образования, два обладателя гранта Президента РФ «Лучшие учителя», один человек имеет ученую степень кандидата наук, 15 авторов методических публикаций, один лауреат премии для поддержки одаренных детей и педагогических работников в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
Кроме того, среди педагогов 12 победителей конкурсов личных педагогических достижений, 94% педагогов имеют высшее образование, 70% педагогов имеют первую и высшую квалификационную категории.
ДОБРЫЕ ТРАДИЦИИ
За 35 лет в гимназии сложилось много интересных традиций. Одной из первых, заложенных еще в 1988-89 учебном году, стало проведение Пушкинских дней в школе. Традиционными являются научно-практические конференции учащихся, спортивные соревнования, новогодние представления, встречи с ветеранами войны и труда. Отмечается день лицея 19 октября, проходят вечера встречи с выпускниками, фестивали детского творчества, фестиваль семейного творчества, первый и последний звонки, выпускные вечера, экскурсии и походы по родному краю, конкурс школьных достижений «Ученик года», уроки мужества, вахта памяти ко Дню Победы, работа совета старшеклассников.
Педагогический коллектив убежден, что сила школы - в верности традициям, в сохранении атмосферы сотворчества педагогов, учащихся и родителей. Здесь говорят:
- Традиции придают школе то особое, неповторимое, что отличает ее от других. Каждый день школьный коллектив создает историю образовательного учреждения. Отличительная черта нашего коллектива - целеустремленность!
Но любая школа - это, в первую очередь, дети. И тямшан-ские педагоги говорят о них так:
- Наши дети отзывчивые, добрые, увлеченные, способные, иногда озорные, но все равно самые лучшие. У них самые разные интересы: поют, занимаются в музыкальной школе, танцуют, увлекаются спортом, искусно мастерят поделки, рисуют. А родители наших учеников - позитивно настроенные и активно помогающие учителям.
КУЗНИЦА КАДРОВ
Есть у Тямшанской гимназии одна особенность - два ее бывших директора достигли в Псковском районе высоких постов: Наталья Фёдорова стала главой района, а Владимир Яни-ков - председателем районного Собрания депутатов. Можно с уверенностью сказать, что опыт, полученный ими за годы работы директорами гимназии, пригодился всему району.
В самой гимназии отмечают роль каждого директора и подчеркивают, что каждый внес свой уникальный вклад в развитие учебного заведения.
Так, мы узнали, что Владимир Яников сформировал педагогический коллектив, заложил школьные традиции, положил начало инновационному развитию школы с 1992 года.
В период директорства Тамары Савельевой школе был присвоен статус гимназии, впоследствии учебное заведение стало победителем конкурса в нацпроекте «Образование».
При Наталье Фёдоровой был подтвержден статус гимназии, реализовывалась новая программа развития, вводились образовательные стандарты. Гимназия стала победителем конкурса Министерства образования и науки по инновационным образовательным проектам и программам.
В свою очередь, родители маленьких тямшанцев не перестают указывать своим детям на судьбы директоров гимназии как на наглядный пример того, зачем нужно учиться и учиться хорошо. Журналистам «Псковской провинции» доводилось лично слышать такие родительские наставления.
- Такая вот у нас получилась своеобразная кузница кадров,
- улыбается директор гимназии Светлана Шестак и добавляет, что среди тех, кто учился и учительствовал в Тямшанской гимназии, есть и руководители профильных комитетов, и преподаватели вузов, в том числе и тех, где сами педагоги повышают свою квалификацию, и преподаватели столичных гимназий. Но что немаловажно, 13 выпускников разных лет и сегодня работают в гимназии. Выпускников, ставших учителями, педагогический коллектив всегда принимал тепло, помогал встать на ноги, освоиться в профессии. Несомненно, так будет и впредь. Так что гимназия кует кадры для всех.
Стоит отметить, что в разговоре с журналистами «Псковской провинции» Светлана Шестак делала упор на рассказ о школе, учениках и педагогах. А между тем и о самом директоре есть что рассказать - она отличник народного просвещения РСФСР, обладатель гранта Президента РФ «Лучший учитель РФ» и гранта главы Псковского района «Лучший учитель».
При ней гимназия - активный участник федеральных проектов «Успех каждого ребенка», «Современная школа», «Цифровая образовательная среда» в рамках национального проекта «Образование», программы капитального ремонта школ «Модернизация школьных систем образования» в рамках государственной программы «Развитие образования».
Константин КОЗЛОВСКИЙ.
[email protected]
Фото автора и из архива гимназии.