НАРОДНЫЙ ИЗБРАННИК
- Михаил Владимирович, вы зарекомендовали себя активным парламентарием. Что вдохновляет на депутатскую работу?
- Я человек активной гражданской позиции. И любая ситуация для меня - предмет тщательного изучения. Начинаешь разбираться, узнаешь новое, ищешь пути решения, порой нестандартные. Ежедневная работа и личное участие во всем - лучший опыт. Все это интересно. А со стороны, наверное, все это и выглядит, как проявление депутатской активности.
- Работа в Собрании для вас - призвание или просто желание попробовать силы на общественно значимом поприще?
- Мое призвание - быть учителем. Я бы даже не назвал депутатскую работу этапом жизни. Это просто проявление моей активной гражданской и жизненной позиции, возможность сделать что-то хорошее для людей и Псковского района. В депутатской работе мне здорово помогает профессиональная деятельность - педагогическая и научная. Она научила слышать, понимать и принимать людей с другим видением и иным алгоритмом решения проблем.
- С какими проблемами чаще всего обращаются люди?
- С разными проблемами. С годами содержание обращений практически не меняется. Их можно разделить на частные вопросы, связанные с помощью конкретному человеку, и системные. Последние относятся к ЖКХ, ремонту и содержанию дорог, водоснабжению, уличному освещению, трудоустройству, медицине. Чаще люди обращаются через глав волостей. Достаточно обращений и напрямую, по телефону. Сложилось так, что я родился в деревне Кирово, там же учился в школе, последующие годы учебы и работы жил в деревне Тямша, позже работал в деревне Соловьи. Так что очень многих жителей района я знаю лично.
Всегда стараюсь, в первую очередь, по-человечески отнестись, внимательно выслушать каждого. Не всякий вопрос удается решить сразу, как хочется человеку. Решение иных проблем требует времени и больших сил, участия многих людей.
- Не являетесь ли вы своего рода раздражителем для глав сельских поселений, районной администрации? У них и без того полно первоочередных вопросов, а тут еще вы новые озвучиваете, а бюджет-то районный не резиновый, как и возможности.
- Я не знаю ни одного главы сельского поселения или работника администрации, которые не хотели бы сделать что-то хорошее для своего населения. В моем понимании депутат - это сильный убеждающий фактор, человек, обращающий внимание специалистов и общественности на конкретную проблему. Одновременно депутат помогает более правильно расставить приоритеты, хотя наша администрация района и так работает профессионально.
- Каким образом удается помочь людям?
- Моя задача - отстоять интересы своих избирателей, добиться получения бюджетного финансирования на решение проблемы. Для этого есть четко прописанная процедура: депутат выступает на сессиях с инициативами, которые являются основанием для внесения поправок в бюджет. На сессиях присутствуют глава района, заместители главы. У нас есть взаимопонимание. По вопросам, касающимся улучшения жизни населения, депутаты выступают всегда консолидировано, независимо от партийной принадлежности. Соответственно, по возможности ничего не затягивается и решается в пользу людей. Вопросы, по которым возникают разногласия, тоже решаем коллегиально, договариваясь друг с другом.
В этом плане мне нравится работать с депутатами прошлого и нынешнего созыва.
- Каков самый важный критерий оценки вашей депутатской деятельности?
- Свою работу оцениваю не по количеству заседаний и вопросам, внесенным на рассмотрение коллег-депутатов, а по тому, как решения Собрания депутатов Псковского района повлияли на социально-экономическое развитие района и качество жизни жителей района. Перемены у нас налицо, это все видят.
- Что в планах на будущий год?
- Как депутат, курирующий социальное направление, в ближайшее время собираюсь проехать по школам и учреждениям культуры района, чтобы услышать пожелания руководителей о текущих и перспективных ремонтах, оснащении оборудованием.
Также волнует вопрос водоснабжения жителей района в связи с устаревающей инфраструктурой. Во многих местах нужны новые скважины, так как в старых качество воды со временем ухудшается. Новые же одновременно решают проблему доступности к питьевой воде. Обязательно продолжим капитальный ремонт колодцев, а также ежегодный анализ воды на качество.
УЧЕНЫЙ
- Вы стояли у истоков совместного проекта администрации Псковской области, НИЦ «Курчатовский институт» и ПсковГУ «Кико-инские классы». Расскажите об этом.
- Начну с того, что идея создания таких классов принадлежит губернатору Михаилу Ведерникову и президенту НИЦ «Курчатовский институт» Михаилу Ковальчуку. Идея возникла в процессе проведения Кикоин-ских чтений на базе ПсковГУ в 2019 году. (Исаак Кикоин - россммскмй академик, фмзмк-ядерщик. - Авт.) Разработать концепцию и методическое сопровождение поручили нашему университету. В числе разработчиков был и я. Первый Кикоинский класс был открыт в средней школе №1 Пскова, выпускником которой и являлся Исаак Кикоин. В этом году Кикоинские классы открылись еще в двух школах - в Полоцкой государственной гимназии №2 Витебской области и в средней школе №1 города Барановичи
Брестской области Республики Беларусь. Так что данный образовательный проект вышел на международный уровень.
- В чем особенность Кикоинских классов?
- Мы стремимся к формированию нового типа мышления у школьников через конвергенцию естественно-научных знаний о мире. Кикоинский класс обучается по базовой школьной программе, к которой добавляется программа внеурочной деятельности, называемая кико-инской компонентой. Основная идея заключается в объединении работы образовательных организаций, имеющих различный профиль деятельности. За реализацию предметной компоненты - физики, биологии, географии и так далее - отвечает наш университет. Техническое творчество - это область ответственности «Кванториума». За цифровую компоненту отвечает IT-клуб. Таким образом, нашим детям предоставляется возможность в рамках обычного учебного процесса получать опыт работы в научной, цифровой, технической областях через участие в целостной образовательной программе, концептуально основанной на принципе конвергентного обучения. То есть создается междисциплинарная образовательная среда, как на уроке, так и во внеурочной деятельности, благодаря чему
школьники воспринимают и изучают мир как единое целое, а не в свете изучения отдельных дисциплин.
Также особенность Кикоин-ского класса заключается в том, что в нем отсутствует отбор учащихся. Эта программа рассчитана на среднестатистического ученика, которому дается возможность познакомиться, например, с различными направлениями хайтека, чтобы он мог узнать, как программируются виртуальная реальность, контроллеры, какие устройства используются в построении умного дома. Очень важно, что сразу весь класс знакомится с технологиями настоящего и будущего. В дальнейшем, при желании, ребята смогут изучить эти вопросы более глубоко.
Мы, разработчики, старались создать программу, ориентированную на ученика не только сегодняшнего дня, но и ученика будущего, так как мир стремительно меняется, и объем знаний, информации постоянно увеличивается. Соответственно, к молодому поколению предъявляются все бОльшие требования как во время учебы в школе и вузе, так и в повседневной жизни.
- Учебная нагрузка на детей существенно возрастает?
- На самом деле, не много. Например, в школе №1 города Пскова дополнительно на программу отводится четыре часа в неделю. Полным классом школьники ходят на занятия в кванториум, IT-клуб, Псков-ГУ, где с ними занимаются
преподаватели данных образовательных учреждений.
- Намерены дальше развивать этот проект и, в частности, привести его на территорию Псковского района?
- Что касается концептуальной основы модели Кикоинскго класса, то она фундаментальна. Программа модульная и очень гибкая, иначе ее невозможно было бы масштабировать дальше. В частности, у нас реализуют программу университет, «Кванториум» и IT-клуб. В Барановичах - непосредственно учителя школы с помощью собственного цифрового парка. В Полоцке -предметные компоненты преподают учителя, а цифровую и технические стороны реализуют специалисты Центра детского творчества. И, по факту, с 5 по 11 классы идет реализация каждым классом собственного индивидуального образовательного трека.
С появлением новых партнеров мы намерены создать лабораторию инновационной педагогики, которая позволит осуществлять взаимодействие с участниками проекта Кико-инских классов. А именно, на базе системы межсетевого взаимодействия размещать методические разработки, делиться результатами удачных образовательных практик, проводить вебинары, что приведет к построению системы обмена опытом и учебно-методическими материалами. Что же касается открытия Кикоинского класса на территории нашего района, такие мысли есть, но это вопрос будущего. Практика показала, что ученики Кикоинских классов не боятся экспериментировать, узнавать новое, у них появляется исследовательская жилка. Такие люди в районе нам нужны.
- Совместно с учителями Псковского района вы реализуете другой проект -«Сила ума». В чем его сила?
- Вместе с учителем физики Стремуткинской школы Алексеем Шмаевым и учителем истории Дмитрием Ерюше-вым, а также сотрудниками Псковского государственного университета и Псковского областного института повышения квалификации работников образования мы разрабатываем и реализуем международную образовательную программу в области физико-математического образования, которая является частью глобального государственного проекта «Российский учитель за рубежом». Суть этого проекта заключается в том, что отечественные учителя преподают различные предметы в классах с углубленным изучением русского языка в школах стран, дружественных нашему государству. В настоящее время при нашем участии уже разработаны и изданы четыре методических издания по физике и математике, созданы два цикла образовательных видеороликов для детей. В этом году мы уже реализуем третью часть проекта. И, конечно, очень радостно, что учителя нашего района, с которыми мы совместно работаем, имеют квалификацию, позволяющую участвовать в столь масштабных проектах!
Александр МИЛЬКА,
[email protected]
Фото автора.