ПРОЕКТ ПОДДЕРЖАН
Речь идет о структурном подразделении Псковской региональной общественной благотворительной организации «Общество родителей детей-инвалидов с аутизмом «Я и Ты», выступившем в качестве поставщика социальных услуг для двадцати взрослых жителей Пскова и Псковского района с ментальными особенностями, не позволяющими им работать на обычных производствах. Отделение открыто при поддержке правительства Псковской области, и губернатор Михаил Ведерников одним из первых познакомился с его работой. Он осмотрел помещения, пообщался со специалистами, оценил условия, созданные для людей с нарушениями развития.
- Правительство Псковской области окажет дальнейшую поддержку этому проекту, - пообещал Михаил Ведерников, обращаясь к руководству и работникам отделения. - Этот социальный блок нужно обязательно внести в бюджет, чтобы у вас была защищенная статья в рамках госпрограммы Псковской области по социальной поддержке граждан. Это позволит вовремя выплачивать зарплаты, а также обеспечить текущую деятельность. Но это не освобождает от участия в грантовых конкурсах, предполагающих серьезную финансовую поддержку. Важно привлекать дополнительные средства на улучшение и развитие этого проекта.
Глава региона поинтересовался организацией подвоза людей с ментальными особенностями. Выяснилось, что его нет, и каждая семья решает эту проблему своими силами.
ВОВЛЕЧЕННОСТЬ
Несмотря на приезд высокого гостя, жизнь в отделении продолжилась своим чередом. Работая с бумагой, каждый из ребят был занят своим делом. Екатерина украшала самодельные блокноты, Кирилл делал открытки, Валерия и Дмитрий украшали пакеты для чая, а Сергей вырезал для них этикетки. Эти бытовые навыки впоследствии пригодятся ребятам в жизни. Развить и закрепить их помогали своим подопечным социальные педагоги, мастера по труду и психологи.
- Мы сделали собственный чай «ПроЗа», будем предлагать гостям. В его составе местные травы и ягоды, что-то собрано в полях, лесу, что-то на своих дачах, - пояснила соцработник Ирина Большакова. - Все, чем сейчас мы занимаемся, спланировано еще утром и внесено в график дня. Обязанности распределены между ребятами и отражены на информационном стенде. Кстати, они предложили после обеда провести дискотеку, значит, проведем ее.
- Для нас важно, чтобы все ребята были максимально включены в процесс, - продолжила
разговор руководитель отделения Анастасия Нестерова. - Неслучайно у нас столько поддерживающей визуальной информации
- навигации в виде подписанных пиктограмм, планов с визуализацией: не все умеют читать. Важный момент - план дня, который составляют сами ребята. Это делается для того, чтобы все они были максимально включены в собственную жизнь и ориентировались, что и когда будет происходить, а не зависели от посторонней помощи. Мы учим самостоятельно вначале планировать мероприятия, отслеживать их, участвовать в них, в конце дня анализировать свою деятельность на предмет того, что получилось
и не получилось сделать. Все это позволяет быть полноценными участниками собственной жизни. К сожалению, во многих сферах жизни нашим ребятам не удается проявлять столько активности.
ЛОГИЧНОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ
- Проект «ПроЗа» является логическим продолжением работы по включению в жизнь общества людей с множественными нарушениями развития. В нашем регионе она началась с создания Центра лечебной педагогики и производственноинтеграционных мастерских для инвалидов, - пояснил куратор проекта, директор регионального Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Андрей Царев. - «ПроЗа» призвана поддерживать у людей с ментальной инвалидностью уже сформированные навыки и развивать новые умения в бытовой и трудовой деятельности, социальной коммуникации.
Мы помогли в организации отделения социальной занятости, подготовив сопровождающих специалистов, продолжаем сопровождать в профессиональном плане. Передаем уже подготовленных в нашем центре выпускников сюда, чтобы у них была возможность продолжить свою прежнюю деятельность. Будем в дальнейшем реализовывать совместные проекты.
«ПроЗА» расшифровывается как «Про Занятость». Но за этим не стоит работа или производство в привычном всем нам понимании, здесь идет речь об обеспечении социальной полезной занятости. Взрослые ребята старше 18 лет с особенностями
развития вследствие инвалидности имеют возможность реализовать здесь свое право на труд в контексте законодательства о труде в меру своих возможностей и способностей. Это позволит им чувствовать себя активными членами общества, а не только потребителями. Речь идет не о выполнении каких-то производственных заказов на продажу. Но это занятия, значимые прежде всего для самих ребят.
- Наши подопечные - выпускники отделения Центра лечебной педагогики и участники производственно-интеграционных мастерских, - добавила руководитель отделения социальной занятости Анастасия Не-
стерова. - Здесь у них появилась возможность реализовать себя в доступных видах творчества и производства. Среди направлений - полиграфия, уход за комнатными растениями, выполнение заказов организаций. Для этого в помещениях центра есть все необходимое оборудование и бытовые приборы. На площадке отделения также будут проводиться культурнодосуговые мероприятия.
ВСЕ ИНДИВИДУАЛЬНО
Отделение социальной занятости делает первые свои шаги.
- Мы используем весь опыт, наработанный Центром лечебной педагогики в плане подходов, отношения, методических материалов, но у нас есть и собственные задумки, - говорит Анастасия Нестерова. - Все будет очень индивидуально, пока мы еще не определились окончательно со всеми направлениями. Выбирать будем, исходя из возможностей тех людей, которые пришли и будут в дальнейшем приходить к нам. Допустим, если среди новых ребят окажутся такие, кто вообще ничего не может делать, но хорошо поет, значит, организуем именно это направление.
Занятость здесь постоянная, но помещение общей площадью 170 квадратных метров не позволяет принять одновременно более 20 человек. Принимаются все желающие трудоспособного возраста. Единственное ограничение - по здоровью. Если человеку требуется постоянная медицинская помощь по разным направлениям, то это
станет препятствием для нахождения в подобном месте.
ДОЛЖЕН БЫТЬ ВЫБОР
Заметим, что в конце прошлого года аналогичная площадка открылась в Пскове на базе Производственно-интеграционных мастерских для инвалидов имени В.П. Шмитца. Новый корпус отделения социальной дневной занятости для людей с тяжелыми множественными нарушениями развития старше 18 лет позволил увеличить число подопечных до 25 человек. Не секрет, что количество людей с инвалидностью увеличивается, и не всегда им хватает места на аналогичных площадках. Важно, чтобы были варианты и выбор у самих ребят, их родителей. Чтобы ребята не сидели в четырех стенах дома с родителями, занятыми сугубо присмотром за своими детьми. Те, кто не имеет возможности вести активную жизнь в обществе и работать на производстве, тоже должны иметь полноценную и разностороннюю жизнь.
Татьяна БЕЗЛУЦКАЯ, мама Сергея Анастасова:
- Отделение социальной занятости «ПроЗа» - бесценное подспорье для нас. Весь день дома с таким ребенком находиться непросто: ему хочется общества, общения, надо чем-то заниматься. Здесь для этого созданы все условия. Причем отличные условия! Мы, родители, очень рады открытию
этого отделения. Для нас важно, что ребенок всегда возвращается домой с хорошим настроением. Порой он даже рано просыпается, чтобы не опоздать на «работу», как Сергей образно называет это место. Весь день здесь проходит у ребят очень насыщенно. Мы видим это по ежедневному фотоотчету. Даже блюда, которые подают ребятам на обед и полдник, отражены на фотографиях. Будем надеяться на то, что этот центр проработает много-много лет.
Ольга ЕВСТИГНЕЕВА, председатель комитета по социальной защите правительства Псковской области:
- Внедрением подобных проектов мы плотно занимаемся с 2016 года. В настоящее время сопровождаемое проживание развивается в пяти учреждениях. Сейчас на нем находится около 50 человек, плюс 10 ^человек в этом отделении. К 2025 году планируем увеличить численность таких людей в два раза.
Данное направление весьма перспективное: по достижению 19-летия человек не попадает в стационарное учреждение психоневрологического профиля, а продолжает жить в своей среде, то есть в семье. Дневное пребывание в подобных учреждениях предполагает дальнейшую социализацию и развитие человека, позволяет ему чувствовать себя нужным и важным в социуме, а родные и близкие имеют возможность полноценно трудиться.
К сожалению, в глубинке организация сопровождаемого проживания решается тяжелее. Иногда там люди не очень понимают необходимость создания подобных учреждений. В одном из районов области был неудачный опыт создания квартиры сопровождаемого проживания. Местные жители выступили против этого. Хотелось бы, чтобы псковичи относились с большим трепетом к подобным проектам. Мы должны обязательно поддерживать людей с ментальной инвалидностью, живущих рядом с нами.
Александр МИЛЬКА.
prо[email protected] Фото автора.