С ПСОМ ПО ЖИЗНИ
Собаки были в жизни Елены всегда. Ее семья жила в частном доме, естественно, во дворе всегда были псы. А чуть позже у шестилетней Леночки появился и свой щенок - дворняжка Динка. Его подарила первокласснице соседка - передала прямо через забор. Когда собака немного подросла, Лена с Динкой пошли заниматься в театр зверей «Рефлекс», который располагался тогда на улице Советской, 1/3, в доме, где раньше был магазин «Малыш».
- Динка там много чему научилась. Акцент в занятиях делался на театр, а не на дрессировку. Подбирались номера для детей и животных. Сначала, конечно, собак учили сидеть, лежать, подавать голос и прочим базовым вещам. Потом был экзамен, причем дети тоже его сдавали, в том числе - и актерское мастерство, - вспоминает Елена Владимировна.
В одном спектакле участвовали две дочери и две мамы, так что Лене пришлось привлекать и свою маму. И та поддержала увлечение дочери, о котором узнала спустя полгода. Не то чтобы Лена скрывала от родителей, что среди кружков, куда ходила, был и театр зверей, просто была самостоятельной, а родители ей доверяли.
ДВОЙНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
- Конечно, кинологом я становиться не собиралась. Собаки были просто частью жизни. Времена были - ни переносок тебе, ни зоотакси. Носили животных в обыкновенных авоськах. А в театре - и собаки, и кошки, и петухи, и морские свинки - все было, - рассказывает Елена.
После театра «Рефлекс» был цирковой коллектив «Арена». А затем пришлось выбирать вполне себе взрослую работу, и это стала работа кинологом в силовых структурах, сложная и ответственная. Ведь кинологу-силовику нужно отвечать не только за себя, но и за питомца, чтобы он искал наркотики, взрывчатку, задерживал нарушителя. А кому нужен пес-халтурщик? По сути, работать приходилось и вдвоем с собакой, и за двоих.
- Собака - это всегда ответственность. Собака может быть
инструментом, например, в воспитании ребенка. Но только инструментом, не надо думать, что появление собаки в доме может сразу изменить ребенка, сделать его ответственным, дисциплинированным. В первую очередь, такими должны быть родители, - отмечает Елена.
Она развеивает стереотип, что увлечение собаками может помешать личной жизни. Якобы, если девушка - «собачница», то она и со свидания может сбежать, чтобы срочно вести гулять своего хвостатого-мокроносого, да и вместо туфель на шпильках такая дама предпочтет кроссовки, чтобы, опять же, с собакой гулять было удобнее. Ну и где в этом всем найдется место для мужчины?
В жизни Елены нашлось место и для мужа, и для двоих детей. С будущим супругом, кстати, Елена познакомилась, когда покупала у него щенка бультерьера. Ведь, как говорят семейные психологи, главное в семье - общность интересов, так и получилось. Старший сын уже совершеннолетний, живет отдельно, а младший ходит в шестой класс. И помогает маме с ее четырьмя собаками. Сейчас у них в доме живут две бордер-колли и один цвергшнауцер, а еще овчарка, принадлежащая солдату, уехавшему на СВО.
КАНИС-ТЕРАПИЯ
Свой день Елена Балыкова начинает по распорядку:сначала надо погулять с собаками, затем позавтракать с сыном - и можно идти на работу.
Елена преподает математику и биологию, является педаго-гом-организатором и классным руководителем 6-го и 8-го классов. Судя по отзывам родителей, горячо любимым классным руководителем. Кинологический кружок для школьников она тоже ведет. У нее несколько высших образований, в том числе и педагогическое, еще она
- олигофренопедагог, психолог и канис-реабилитолог. Все это помогает в работе с детьми, с собаками – тоже. Причем и собаки Елене Владимировне помогают во всех сферах. Конечно, на уроках в обычной школе им не место, но когда к ребенку нужен особый подход, тут собаки и Елена могут многое.
Например, помочь сдать ЕГЭ или научить ребенка читать. Действительно, удалось помочь с ЕГЭ девушке, которая страдала расстройством аутистического спектра. Благодаря выстроенному кинологом-психологом общению с собакой старшеклассница сначала преодолела страх перед животным и начала общаться с ним, затем постепенно перестала бояться внешнего мира и замыкаться в себе, открылась для контакта с окружающими. И это - лишь один случай из многих.
История о том, как собаки помогли научить читать - еще интереснее. Конечно, буквы вместе со школьником псы не учили, но собаки выступали в
качестве благодарных слушателей и собеседников. Ребенку нужно было научиться читать вслух, не боясь, что слушатель его осудит, отметит дефекты речи. Конечно, собака была лишь одним из тех, кто помогал неуверенному в себе малышу стать чтецом-декламатором, в команде были и психолог, и логопед, но все получилось именно благодаря участию четвероногих помощников.
УЧЕБА ПОСЛЕ УЧЕБЫ
Вечерами, после школы, несколько дней в неделю Елена занимается дрессировкой собак, у нее множество учеников - и людей, и хвостатиков. Приходят люди самых разных занятий и социальных слоев, от госслужащих до байкеров, от юристов до домохозяек и рок-музыкантов.
Про собак каждого из них наша героиня может рассказать что-то интересное. Причем про собак самых разных пород. Елена знает подходы ко всем и может выдрессировать на выполнение команд и даже цирковых трюков и огромного волкодава, и мелкую «карманную» собачку: опыт позволяет. Главный принцип: никакого насилия, только - знания, понимание, терпение и труд.
А начиналось все с фрисби - Елена учила собак ловить тарелочки. Дальше - больше, постепенно завертелось-закружилось, и начались полноценные курсы и занятия. Сейчас уже некоторые ее ученики сами доросли до уровня дрессировщиков и проводят занятия.
В 1997-1998 годах, когда еще даже не говорили о канис-тера-пии и аттестации собак не проводилось, Елена уже тогда со своим бультерьером и другими собаками проводила занятия с ребятами в Центре лечебной педагогики. И это при том, что бультерьера тогда в одном из рассказов назвали «сухопутным аналогом белой акулы», и даже считали собакой-убийцей. Но Елена ответственно заявляет,
что все зависит от воспитания. Правильно выращенная, взятая из питомника собака способна стать не только любящим хозяина «ласковым хвостиком», но даже собакой-терапевтом.
ЛАПА ПОМОЩИ
Сегодня среди собак Елены Балыковой есть аттестованная собака-адвентор - ее миссия ходить в гости, радовать детей, способствовать поднятию настроения. Например, прийти в детскую больницу с небольшим выступлением. Аттестация собаки - это не просто проверка дрессировки, но и тест на безо-пасность, подтверждение того, что собака стрессоустойчива.
Есть и собака-терапевт. Сама она, конечно, лечить не может. Но помогает как инструмент для реабилитации.
- Реабилитация - стойкое улучшение качества жизни человека. Мне требуется минимум 10 занятий для отчетливого результата. Проводится несколько этапов диагностики - входная, текущая и диагностика на выходе. При помощи собаки ребенку можно помочь справиться со страхами, неуверенностью в себе, преодолеть трудности в социализации и коммуникации, - поясняет Елена.
Профиль обучения и аттестация собак - отнюдь не случайны. Ведь в кинологической деятельности Елены Балыковой самое главное - сильная социальная сторона. Она со своими собаками бывает в детских больницах, хосписе, помогает людям и детям с различными ментальными расстройствами. И везде дарит пациентам радость и тепло чудесных и озорных выступлений с собаками, вовлекает зрителей в процесс, раскрепощает их эмоции, и возвращает грустным и отчаявшимся вкус к жизни, интерес к собакам и людям, надежду на чудо. Может ли человек сделать для другого человека что-то еще большее?
С собаками или без них - пробуйте. Мы видим, с кого можно брать пример.
Константин КОЗЛОВСКИЙ.
[email protected]
Фото из личного архива Елены БАЛЫКОВОЙ.