Предприниматель

Номер от 26-09-2012  Номер от 25-07-2012  Номер от 27-06-12  Номер от 30-05-2012  Номер от 22-02-2012  Номер от 25-01-2012  Номер от 21-12-2011  Номер от 30-11-2011  Номер от 02-11-2011  Номер от 28-09-2011  Специальный выпуск  №3 

В добрые руки

№ 45 (10000)  № 43 (9998)  24(9979)  23(9978)  22(9977) 

Свежий номер. 12+

№ 35 (10196)  № 34 (10195)  № 33 (10194)  № 32 (10193)  № 31 (10192)  № 30 (10191)  № 29 (10190)  № 28 (10189)  № 27 (10188)  № 26 (10187)  № 25 (10186)  № 24 (10185)  № 23 (10184)  № 22 (10183)  № 21 (10182)  № 20 (10181)  № 19 (10180)  № 18 (10179)  № 17 (10178)  № 16 (10177)  № 15 (10176)  № 14 (10175)  № 13 (10174)  № 12 (10173)  № 11 (10172)  № 10 (10171)  № 9 (10170)  № 8 (10169)  № 7 (10168)  № 6 (10167)  № 5 (10166)  № 4 (10165)  № 3 (10164)  № 2 (10163)  № 1 (10162)  № 51 (10161)  № 50 (10160)  № 49 (10159)  № 48 (10158)  № 47 (10157)  № 46 (10156)  № 45 (10155)  № 44 (10154)  № 43 (10153)  № 42 (10152)  № 41 (10151)  № 40 (10150)  № 39 (10149)  № 38 (10148)  № 37 (10147)  № 36 (10146)  № 35 (10145)  № 34 (10144)  № 33 (10143)  № 32 (10142)  № 31 (10141)  № 30 (10140)  № 29 (10139)  № 28 (10138)  № 27 (10137)  № 26 (10136)  № 25 (10135)  24 (10134)  23 (10133)  № 22 (10132)  № 21 (10131)  № 20 (10130)  № 18 (10128)  № 17 (10127)  № 16 (10126)  № 15 (10125)  № 14 (10124)  № 13 (10123)  № 12 (10122)  № 11 (10121)  № 10 (10120)  № 9 (10119)  № 8 (10118)  № 7 (10117)  № 6 (10116)  № 5 (101115)  № 4 (10114)  № 3 (10113)  № 2 (10112)  № 1 (10111)  № 52 (10110)  № 51 (10109)  № 50 (10108)  № 49 (10107)  № 48 (10106)  № 47 (10105)  № 46 (10104)  № 42 (10100)  № 41 (10099)  № 40 (10098)  № 39 (10097)  № 38 (10096)  № 37 (10095)  № 36 (10094)  №35 (10093)  № 34 (10092)  № 33 (10091)  № 32 (10090)  № 31 (10089)  № 30 (10088)  № 29 (10087)  № 28 (10086)  № 27 (10085)  № 26 (10084)  21(10079)  № 20 (10078)  № 19 (10077)  № 18 (10076)  № 17 (10075)  № 16 (10074)  № 15 (10073)  № 14 (10073)  № 13 (10071)  № 12 (10070)  № 11 (10069)  № 10 (10068)  № 9 (10067)  № 8 (10066)  № 7 (10065)  № 6 (10064)  № 5 (10063)  № 4 (10062)  № 3 (10061)  № 2 (10060)  № 1 (10059)  № 51 (10058)  № 50 (10057)  № 49 (10056)  № 48 (10055)  № 47 (10054)  № 46 (10053)  № 45 (10052)  № 44 (10051)  № 43 (10050)  № 42 (10049)  № 41 (10048)  № 40 (10047)  № 39 (10046)  38 (10045)  №37(10044)  №36(10043)  № 35 (10042)  № 34 (10041)  № 33 (10040)  № 32 (10039)  № 31 (10038)  № 30 (10037)  № 29 (10036)  № 28 (10035)  № 27 (10034)  № 26 (10033)  № 25 (10032)  № 24 (10031)  № 23 (10030)  № 22 (10029)  № 21 (10029)  № 20 (10027)  № 19 (10026)  № 18 (10025)  № 17 (10024)  № 16 (10023)  № 15 (10022)  № 14 (10021)  № 13 (10020)  № 12 (10019)  № 11 (10018)  № 10 (10017)  № 9 (10016)  8 (10015)  № 7 (10014)  № 6 (10013)  № 5 (10012)  № 4 (10011)  № 3 (10010)  № 2 (10009)  № 1 (10008)  № 52 (10007)  № 51 (10006) 
 
 
11 2024, среда, 20:23

 

СВЕЖИЙ НОМЕР. 12+. № 7 (10168), 21/02/2024

Каменные перси, кромские псы и трава из синтепона

Знаете ли вы, что в Псковском кремле, в колокольне Троицкого собора, находится уникальное творение рук человеческих -макет Дома Святой Троицы? Именно так псковичи называли свое государство в V! веке. Рассмотрим макет с псковским знатоком истории экскурсоводом Натальей Карповой.

С ТОЧНОСТЬЮ ДО МИЛЛИМЕТРА

Грандиозный макет Псковского кремля и посада времен Ивана III, автором которого стал академик архитектуры Геннадий Мокеев, воплощала в жизнь целая команда краеведов, художников, макетчиков. Заметим, что Геннадий Мокеев является также автором графических реконструкций архитектурного облика и таких древнерусских городов, как Великий Новгород и Смоленск.

На модели, где все выверено до миллиметра, поместились: 25 белоснежных храмов, вечевая площадь, кладбище, клети с «золотым запасом» города и даже рыболовные предприятия. В целом макет ансамбля Псковского кремля общей площадью более 16 кв. м включает в себя порядка пятисот сооружений. И на этом пространстве разместилась гипотеза авторов и исполнителей макета о том, как выглядели Кром, Довмон-тов город и близлежащая селитьба в конце XV - начале XVI века.

Главная точка притяжения внимания зрителей - Троицкий собор. На макете он представлен в том виде, как был возведен мастером Кириллом в 1365-1367 годах. Это был третий по счету Троицкий храм, возведенный на этом месте, и второй -    каменный. Из истории знаем, что первый храм - деревянная церковь во имя святой Троицы
-    был поставлен на кромском мысу еще во времена княгини Ольги, в Х веке, по ее повелению и на ее средства. Затем, предположительно в 90-х годах XII века, здесь был возведен первый каменный храм (скорее всего, смоленскими мастерами). И после того, как в 1362 году у него рухнула верхняя часть, псковское вече поручило мастеру Кириллу построить новый Троицкий собор.

К слову, вече - народное собрание, уникальный орган самоуправления, куда входили 300 народных избранников из числа самых успешных топ-менеджеров (в современной формулировке).

Высший законодательный и распорядительный орган Псковской вечевой республики собирался на южной части Крома на полукруглой площади. Над вечевой площадью возвышалась шатровая звонница, поставленная на крепостной стене. На ней -    Большой и Малый Вечники -    колокола, созывавшие псковичей на вече, а также колокола Троицкого собора.

По мнению Геннадия Мокее-ва, псковское вече восседало на скамьях. Поэтому на макете на вечевой площади установлено 14 рядов скамеек - примерно на 300 мест.

ГЕОГРАФИЯ КРОМА

Территория кремля объединяет две исторически сложившиеся части города: Детинец
-    с Троицким собором, колокольней, вечевой площадью - и Довмонтов город.

Северная часть Крома была занята хозяйственными клетями, в которых хранились запасы продовольствия, имущество, а также все необходимое для военных нужд. И это была особо охраняемая территория, которую стерегли специальные злые и грозные сторожевые собаки -    кромские псы. Воображение рисует нам огромных стражей кремля, но по мнению историков, это были немецкие овчарки, только низкорослые, похожие на корги. И службу свою несли со всей ответственностью. При этом кража на Кроме считалась особо тяжким злодеяниям и наказывалась смертной казнью.

Но вернемся к макету. На переднем плане видна башня под названием Кутний костер (сейчас башню чаще называют Кутекрома), а зеркальная поверхность изображает гладь реки Великой.

Со стороны реки Псковы под крепостными стенами с древних времен располагался большой рыбный рынок, поэтому это место называлось Рыбники. А башня, которая вела в город, называлась Рыбницкой.

Крепостная стена получила называние Перси (Перши) -«грудь». Перед стеной был вырыт глубокий ров, называемый Греблей. На территорию Крома вели двое ворот - Смердьи и Великие. К ним через ров были перекинуты мосты. Территория Довмонтова города ограничивалась Персями с севера и Довмонтовой стеной с юга. В XV веке в Довмонтовом городе активно возводились храмы. И они тоже нашли свое место на макете. Справа налево у рва
-    церковь Николы от Гребли, рядом - церковь Рождества Христова и далее - церковь Покрова Богородицы и Сошествия Святого Духа.

За Довмонтовой стеной была территория Среднего города. Здесь раскинулся псковский Торг.

Церковь Святого Власия на Торгу, как следует из названия, стояла за пределами Довмонто-ва города.

Уже упомянутый выше мастер Кирилл, который построил Троицкий собор, работал в Пскове 25 лет, и с его именем связывают всплеск каменного храмового строительства в городе. По всей видимости, за заслуги перед Псковом ему было разрешено построить в Довмонтовом городе храм во имя своего святого. В церкви Кирилла от Гребли мастер и был похоронен.

БОЛЬШОЙ И МАЛЫЙ

Кстати, Геннадий Мокеев защитил кандидатскую диссертацию по градостроительству древнего Пскова. Из чего делаем вывод о высокой степени изученности вопроса и достоверности макета древнего города. Решение о строительстве макета было принято в 1999 году, в год трехсотлетия Свято-Троицкого кафедрального собора, но фактически работы начались значительно позже и продолжались 3-4 года. Создание макета доверили уникальному художнику - Николаю Тимофееву.

Он, будучи инвалидом, работал в своей однокомнатной квартире в Санкт-Петербурге. Сидя на полу за низеньком столиком, целыми днями вырезал детали из бумаги, клеил их. Изготовление макета Псковского кремля началось с постройки Троицкого собора как отдельного элемента. Система работы была такова, что сначала собирался храм или другая постройка, а затем под нее изготавливалась часть рельефа.

К сожалению, мастер в своей работе так и не дошел до изготовления северной части Псковского кремля, и после его смерти в апреле 2007 года работа над макетом полностью становилась. Попытки найти продолжателей дела долго оставались безуспешными.

Уже выполненные части макета Довмонтова города были привезены из Санкт-Петербурга в Псков, где хранились несколько лет в колокольне Троицкого собора вместе с ранее привезенным макетом Троицкого собора и частями макета рельефа скалы.

Интересно, что, оказывается, существует еще и малый макет Псковского кремля. Он был выполнен студентами Уральской архитектурно-художественной академии и подарен студентам Псковского государственного педагогического института имени С.М. Кирова, а затем передан в экспозицию Псковского музея-заповедника, где и находится по настоящее время. Окончание работы над ним в 2003 году придало импульс и работам по «тимофеевскому» макету.

13 июня 2009 года, узнав о возобновлении работ над макетом, в Псков приехал Геннадий Мокеев. Он предложил сделать большой макет Псковского
кремля полноцветным. Задача усложнялась - никто не знал, как средневековый кремль должен выглядеть в цвете. Пришлось приложить немало усилий, чтобы передать в большом макете Псковского кремля атмосферу средневекового Пскова.

АРИФМЕТИКА МАКЕТА

В результате работы команды, которую возглавил и вдохновлял краевед с инженерно-экономическим образованием Андрей Дерягин, на макете появились 500 сооружений, состоящих из десятков тысяч элементов. Только на изготовление кром-ских клетей и торговых лавок потребовалось около 50 тысяч деталей. На их склеивание и окрашивание было потрачено более года. На поверхности рельефа макета было выполнено покрытие, имитирующее фактуру травы, земли, воды; проложены дороги, построены стены с боевыми ходами и башнями, а на храмах заменено «обветшавшее» от хранения покрытие крыш.

Общая протяженность деревянных дорожек макета составила более 37 метров. Для этой работы потребовалось изготовить более 7,5 тысячи палочек.

Фактуру травы сначала пробовали делать из опилок, но потом решили выполнять ее из синтепона, чтобы она казалась более воздушной. Зеркала рек Великой и Псковы выполнены
из стекла. Завершающие работы на большом макете Псковского кремля выполнены в 2013 году.

В день празднования 1110-летия первого упоминания города Пскова в летописи митрополит Псковский и Великолукский Евсевий совершил освящение макета Псковского кремля.

И еще одна деталь. Большой макет создавался на пожертвования паломников: за четыре года их на территории Псковского кремля побывало примерно тридцать тысяч человек.

Большинство из приезжих интересовались, конечно, Свято-Троицким кафедральным собором, его уникальным иконостасом, чудотворными иконами.

Но это - отдельная историческая тема, связанная с величайшими историческими событиями и известными личностями, историей Московского царства и роли церкви в русской истории. Предмет отдельного разговора, к которому мы еще вернемся.

Галина ВИСКОВА.


 [email protected]

Фото: informpskov.ru


Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиВесь Псков