СВЯЗЬ ВРЕМЕН
Экспедиция стала возможной благодаря средствам, выделенным из резервного фонда губернатора Псковской области. На месте «пятна», площадью 49 квадратных метров, вскоре построят воинский мемориал в память о бойцах, погибших в ходе проведения СВО. Место это уникально по многим причинам, одна из них
- географическое положение. Чуть выше по течению реки Великой, в районе нынешней деревни Волже-нец, находится Литовский брод. К нему время от времени наведывались «нетоварищи» в лице литовских дружин, рыцарей Ливонского ордена. Это единственное место, где удобно переправиться на другой берег для подхода к Пскову с невыгодной для его защитников стороны - Окольного города. Брод имел стратегическое значение, и его старались защитить. И смех, и грех - вооруженная стычка у брода была даже с новгородцами.
КОМАРЫ, СЛЕПНИ, ЗНОЙ
В день приезда на раскоп полуденная жара спала, что позволило археологам и волонтерам работать в формате единого восьмичасового рабочего дня. А так, из-за пекла он обычно дробился на две части -работа ранним утром, далее отдых, вечером снова работа. Так что сегодня в это время все трудились. Кто-то работал на своем квадрате, снимая слой за слоем земли, кто-то отвозил на тележке грунт на промывку, кто-то промывал его. Одновременно археологи описывали находки. Делали фотограмметрию, позволяющую впоследствии на компьютере выполнить детальную 3D модель объекта, обнаруженных конструкций.
Работающие на раскопе - в основном волонтеры. Они приехали из разных регионов России. Объединенные идеей сохранения культурного наследия и изучения нашей истории, воодушевленные полевой романтикой, студенты, повара, экономисты, юристы, фотографы, военные пенсионеры работали бесплатно.
Руководила работой на участке старший научный сотрудник Археологического центра Псковской области Кристина Косовец. Она назвала культурный слой на месте раскопок «прекрасным». По ее словам, его толщина около 30 сантиметров, имеются ямы до полуметра глубиной - жилищные западины, а также столбовые ямы от забора. К сожалению, невозможно конкретизировать размер строения, стоявшего на этом месте, так как единственная яма, которую можно соотнести с жилищной застройкой, уходит в стены раскопа. До наших дней от нее сохранилась кладка из известняка. Уже одно это удивляет и порождает фантазии, ведь археологи работали в культурном слое XI-XII веков!
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПАМЯТНИК
- Мы работаем в границах археологического памятника, открытого археологом Борисом Харлашовым, -пояснила Кристина Сергеевна. - Его начали изучать в конце 80-х годов прошлого века. Тогда же определили его границы. Ранее здесь были заложены восемь раскопов, нынешний - девятый. В предыдущих наиболее ранние отложения связаны с неолитом, тогда нашли неолитическую керамику. Следующий яркий этап этого поселения относится ко второй половине первого тысячелетия - это слои синхронные городищу в Камно и ранним слоям Псковского городища. Так что, это довольно раннее селище. Далее идет пробел во времени, вновь активная жизнь на поселении продолжается в конце X-XI веков и непрерывно существует до XVIII века. К сожалению, из-за нивелировки культурного слоя ничего позднее XIII века в нем не сохранилось.
НАХОДКИ
За счет того, что изымаемый грунт промывается в больших ваннах, археологам и волонтерам удалось найти бисер очень маленького размера. Им расшивали одежду, головные уборы, украшали ожерелья. А еще встретилось большое количество про-низок - маленьких металлических спиралек из бронзы, которые тоже нашивались на одежду. Ими могли украшать головной убор. Все это нааводит на мысль о прибалтийской традиции - в костюмах прибалтов использовалось большое количество пронизок. Интерес вызвали бусинки, являвшиеся частью ожерелья. Среди них оказались с наплавленными глазками с двух сторон, а одна и вовсе имела прозрачные вставки. Бусинки изготовили на территории Кавказа или Египта. Еще одна находка - фибула, застежка для одежды, (ею застегивали верх рубашки). За столько веков она великолепно сохранилась.Большой удачей можно назвать находку женских перстней из сплава цветных металлов, ближе к бронзе.- Вот этот, стандартного размера, очень искусстно изготовлен мастером, даже для нашего времени, -отметила Кристина Косовец. - По большому счету ювелирное искусство Древней Руси гораздо симпатичнее последующих эпох. А вот этот перстень, украшенный некогда камнем, сохранился лишь фрагментарно. Такие были популярны в Хазарии. Это импорт, весьма статусная вещь.Научный сотрудник Археологического центра Псковской области Михаил Васильев продемонстрировал шпору - элемент обуви всадника, для пришпоривания коня.- В такой ходили обычно дружинники. С учетом стратегического расположения брода на реке, не исключено, что среди жителей этого селища, могли быть военнослужащие. А вот это - остатки ключа. Еще мы нашли свинцовые пули, но они более позднего времени, оказались в культурном слое благодаря его нивелировке.
НЕ МНОГОЕ, НО, КОЕ-ЧТО
Кто жил в ту пору в этом крае? В обилии найденных бус и бисера выделяется прибалтийский компонент. Он прослеживается и в ближайших курганах, где покоятся останки людей, чьи вещи находят аналогии как раз в Прибалтике. Одновременно присутствует и славянский след. Небольшой участок раскопа не позволяет судить о благосостоянии местных жителей. Однако, несмотря на невысокую интенсивность накопления культурного слоя, здесь встретились достаточно статусные находки. Получается, люди не бедствовали. Раскопки на месте будущего памятника выявили остатки ювелирного производства: лом металла, подготовленный для переплавки, а также следы самой плавки в виде капелек металла.
Алексей МАЛЬЦЕВ,волонтер (госслужащий)
Я приехал из Выборга. Накануне уволился с ^ работы, решив стать археологом - буду получать третье высшее образование. С детства увлекаюсь историей. Прежде состоял в поисковом отряде, поднимал останки наших бойцов. С каждым годом меня интересуют все более древние периоды истории. До этого много читал литературы, в том числе, профессиональной. Даже археологические форумы в соцсетях, где выкладываются фото интереснейших находок непосредственно с раскопов. Меня это захватило. В прошлом году я загорелся идеей принять участие в раскопах. И вот, стою здесь - в Древней Руси, у самых наших истоков. Рад замечательному коллективу единомышленников, разносторонним, интересным людям. Мы многое обсуждаем, спорим. Не поверите, в первый вечер у костра говорили о литературе. Живем в полевом, археологическом лагере. Питаемся на полевой кухне. К нам приезжают лекторы, в том числе из числа археологов, проводивших здесь раскопки в 90-е годы, читают академические лекции. Я впечатлен последней из них - об Изборске. Все это потрясающе!
Александр МИЛЬКА.
Фото автора.