
В общем-то, правильно оценила и описала ситуацию родительница. Только в глазах у дочери продолжало стоять непонимание. Впрочем как и у большинства граждан, которые силятся понять что же происходит...
Если в советское время перед всей системой образования страны четко стояла задача - увеличения высокообразованных граждан. Причем задача эта не разграничивала слои общества, которые могли стремиться к получению высшего образования. Наоборот, была найдена и отработана четкая система повышения квалификации во всех отраслях, когда постепенно, круг за кругом, рабочий мог вырасти в начальника участка, цеха, полевод или работница фермы - в агрономы, в зоотехники, в механика и главного инженера. В самом деле что плохого в рабочем с вузовской подготовкой?
И разве стране, в отличие от советского времени нужны теперь малограмотные и низкоквалифицированные рабочие? Понизился уровень механизации и высокотехнологичного оборудования? Не нужно понимать законов физики, химии, биологии математики? Нет, наоборот! Почему же тогда нужно принимать непопулярные решения? Уменьшение числа бюджетных мест в вузах, увеличение платных специальностей в государственных вузах, намерения сократить число негосударственных учебных заведений с филиалами в регионах… Многие люди расценивают эти меры именно как ограничительные, с целью уменьшить число студентов. При этом на деле идти учиться и работать «в рабочие», по-прежнему не замечено большого потока желающих. Можно ли такими ограничительными мерами пополнить рабочий поток? Честно говоря, берут сомнения… В том числе и по искренности этих намерений - все-таки это больше походит на задачу по общему снижению образовательного уровня у российского общества. Зачем? Так, с малообразованными людьми, как известно, проще… Другое дело, как перераспределится этот поток из числа бывших школьников, желающих высокообразовываться: пойдут ли они вместо вуза в рабочие, или вовсе образуется какая-то третья альтернатива? Тогда какая? Кроме того, если высшее образование, в результате всех манипуляций с ним, окажется малодоступно для детей из малообеспеченных семей, то как же это увяжется с конституционным правом каждого гражданина на получение образования?
Если уж вновь вспоминать советский опыт, то многие, кто получал высшее образование с удовольствием шли в рабочие, потому что преференции и бонусы намного перевешивали статус. Вот только коротко: приличная зарплата, бесплатные или почти бесплатные турпутевки, и отдых в санаториях и профилакториях, путевки для детей в лагеря отдыха, бесплатное медицинское обслуживание возможность получить квартиру - бесплатную!), хорошая и свободная система повышения квалификации и образования и т.д. Создайте сегодня преференции для людей рабочих профессий и не нужно будет искусственно ограничивать молодежь в выборе не нужно будет делить общество на тех, кто может и кто не тянет. Не нужно будет родителям отводить глаза и говорить подросшим детям примерно то, что говорила мама дочери в вагоне поезда. Конечно, сделать это значительно сложнее, чем прижать выпускника школы и его родителей к денежному порогу.
Игорь ДОКУЧАЕВ
idok@province-pskov.ru.