ДЕЛО СЛУЧАЯ
Однажды на уроке Новиков поспорил с одним из своих учеников. Анализируя произведение Бунина «Легкое дыхание», 15-летний подросток заявил, что любви не существует, и все это - писательские выдумки. Молодой учитель, который еще десять лет назад рассуждал точно так же, не стал переубеждать своего ученика. Вместо этого предложил ему заключить пари. Всякий раз, когда парень будет влюбляться, он должен приносить своему учителю тортик. В своей правоте Вячеслав уверен настолько, что уже сейчас задумывается о методах борьбы с лишним весом. А еще о том, каким экзотическим способом заставить своих учеников читать хорошие произведения. И не обязательно по программе. Хотя бы просто читать... О том, что после вторжения в нашу жизнь высоких технологий книги для современных детей перестали быть отдушиной, для Новикова не новость. Но на то он и учитель словесности, чтобы попытаться исправить эту ситуацию. А поскольку душа ребенка — сфера тонкая, действовать надо деликатно и бережно, не читая морали, но и не позволяя сесть себе на шею.
Сейчас уже трудно поверить в то, что свою профессию Вячеслав выбрал случайно. Окончив элитную гимназию в городе Кировске Мурманской области с серебряной медалью, он при желании мог поступить в любой престижный вуз страны. Варианта было три — пойти учиться на дипломата, демонстратора одежды и филолога. Последний победил только потому, что в Пскове у Вячеслава жили бабушка и дедушка. По крайней мере, не надо было ютиться в общежитии и тратить всю свою стипендию на еду.
- После выпускного вечера многие мои однокурсники уже работали, а я два месяца наслаждался свободой, - рассказывает Вячеслав Новиков. - Но перед 1 сентября я почувствовал такую ностальгию по учебе, что без всяких колебаний пошел в Управление образования Псковской области. Мне повезло — в Псковском районе оказалось сразу две вакансии. Я выбрал Остенскую школу.
СЕЛЬСКИЕ ПЛЮСЫ
В первый же год работы Вячеслав Новиков почувствовал себя многостаночником широкого профиля. Для сельской школы это в порядке вещей. Помимо основных часов русского языка и литературы, Вячеславу приходилось неоднократно замещать своих коллег. И даже преподавать мировую художественную культуру — предмет, которого не было в институтской программе. Школьный учебник по МХК никакой ценности из себя не представлял, так что молодому учителю пришлось осваивать предмет самостоятельно. Впрочем, это пошло ему только на пользу.
- Очень выручили современные технологии, - признается Вячеслав. - Благодаря компьютеру, который есть в каждом классе, я мог включать музыку и отрывки из фильмов, демонстрировать репродукции картин. И вообще за три года, что я здесь работаю, материально-техническая база школы изменилась в лучшую сторону. Раньше в моем кабинете были только словари, учебники и доска, а теперь есть и ПК, и ксерокс, и сканер. Оснащена школа и мультимедийными досками - они вызывают у детей неописуемый восторг. Но больше всего меня поразила школа на острове Залита, которая является филиалом нашего образовательного учреждения. Четыре года назад, еще будучи студентом, я приезжал туда на День знаний вместе с Губернатором. Тогда она была милой и уютной сельской школой, не более того. А сейчас превратилась в современный, качественно отремонтированный образовательный центр. А чем больше у учителя технических возможностей, тем качественнее его работа.
Очень скоро Вячеслав почувствовал и другие плюсы работы в сельской школе. Во-первых, в классе учится по 5-7 человек, так что индивидуальный подход к каждому ребенку обеспечен. За урок учитель проверяет домашние задания у всех учеников и выставляет не по одной оценке. Во-вторых, Новикову не надо тратиться на проездной — он оплачивается из областного бюджета. Для молодого учителя, который живет в городе, такая экономия греет душу и кошелек. Все-таки, 1300 рублей в месяц! Кроме того, в течение трех лет Новиков получал подъемные в размере 50 тысяч рублей. Эта мера социальной поддержки предусмотрена в «Законе об образовании» Псковской области. В первый же год работы Вячеслав смог оплатить операцию на глаза, и теперь ходит без очков. Хватает ему денег и на хобби. В качестве эмоциональной разгрузки учитель после уроков вышивает картины бисером и крестиком...
-За три года моя зарплата выросла ровно в три раза, а недавно мне удалось получить первую квалификационную категорию, что для учителя с таким небольшим стажем - редкость, - без ложной скромности признается Вячеслав. - Приятно, что и районное Управление образования поддерживает все мои инициативы. Впервые в школе я стал проводить предметные олимпиады «Русский медвежонок» и «Кенгуру», которые нравятся детям и постоянно «подогревают» интерес к предмету. И мне, наряду с маститыми педагогами, было доверено проверять работы девятиклассников по русскому языку в рамках государственной итоговой аттестации.
ПЛОДЫ ВОСПИТАНИЯ
Это сейчас у молодого учителя появилась уверенность в собственных силах, а поначалу за свое место под солнцем ему пришлось побороться. Его ученики оказались совсем не похожими на хрестоматийных детей из учебника педагогики. Вячеслав со школьной скамьи был трудоголиком. Привык сидеть за учебниками с утра до вечера, а не выполнить домашнее задание было для него все равно, что явиться в школу голым. Все эти качества у подопечных Новикова отсутствовали напрочь. Пришлось взращивать их, как теплолюбивые орхидеи в зоне рискованного земледелия. Начал Вячеслав, как и положено, с себя. Если в институте он мог менять имидж так часто, как ему захочется и явиться на занятия, например, с коротким красным ежиком на голове, то теперь стал выглядеть, как дипломат перед важными переговорами. На протяжении трех лет учитель не меняет своих традиций - приходит в школу в строгих костюмах, а галстуки меняет в зависимости от цвета шашечек на джемпере. Дети настолько привыкли к подчеркнуто элегантному виду своего учителя, что когда один единственный раз, летом, он пришел в школу в джинсах, все были очень удивлены.
- Первым делом я прочитал вампирскую сагу Стефани Майер «Сумерки» и книгу Эприлинн Пайк «Крылья». Это, конечно, не шедевры мировой литературы, но они помогли мне понять, что творится в умах моих учеников, - признается Новиков. - Когда находишься с детьми на одной волне, легче принимать их такими, какие они есть. Впрочем, иногда приходится ставить барьеры. В первые дни работы ученики нашли меня в социальной сети и предложили в формате интернет-общения перейти на «ты» Конечно же, я не согласился. Дети мои доводы приняли, и больше к этому вопросу не возвращались...
Плодами своего воспитания учитель словесности доволен. Одна из учениц Новикова, которая до поры до времени не проявляла интереса к литературному творчеству, вдруг стала писать хорошие стихи и адекватно реагировать на критику. Его подопечные защищают честь Остенской школы в различных творческих и интеллектуальных состязаниях и занимают призовые места. Не ищет легких путей и сам педагог Он уже несколько раз принимал участие в педагогических конкурсах, и в одном из них занял второе место. Теперь за молодым и перспективным учителем идет настоящая профессиональная «охота». Ему уже не раз предлагали сменить место работы на более престижное. Но Новиков непреклонен. Ему нравится работать в сельской школе, и все тут. Без вариантов.
Ульяна МИХАЙЛОВА.