В Волышово Ольга, по профессии - зоотехник по коневодству, переехала с мужем из Алма-Аты после окончания института в 1984 году. Здесь стали работать на конезаводе. В 1993 году, в неспокойные времена, организовали свое крестьянское хозяйство. В семейном владении оказались 16 гектаров земли и та самая конюшня, из красного кирпича, которая относится к усадебным постройкам.
Новоиспеченные фермеры стали держать буренок, хрюшек и лошадей – русских тяжеловозов. Именно с этой породы все начиналось. «Тяжиков» хорошо покупали – в основном, брали в частные руки и иногда на молочные фермы, чтобы развозить корма. С кредитами семейство расплатилось быстро и даже купило свою технику. Так жили и не тужили до 2004-го … В июне того года у Ольги умер муж. Большое хозяйство, насчитывавшее 18 лошадей, двух коров, трех свиноматок и 22 поросят на откорме, осталось на хрупких женских плечах.
- В августе того же года в Волышово появились двое мальчишек. Наверное, это провидение… - размышляет Ольга Владимировна. – Сюда их привез отец, да так тут и оставил, а они прибились ко мне, помогали пасти лошадей… Спустя какое-то время мужчину лишили родительских прав, а ребят определили в детский дом.
Пацанов сердобольная женщина забрала к себе. Братья ни на шаг не отходили от лошадей. Постепенно к ребятам стала подтягиваться и окрестная детвора. Сейчас в детский конный клуб, который организовала фермер Грудцына, ходят детишки из Волышово, Порхова, Дедовичей. Женщина учит юных наездников верховой езде и грамотному обращению с лошадьми.
- Стараемся развиваться. Вся наша работа направлена на конный спорт, - рассказывает собеседница. – В позапрошлом году начали выезжать на соревнования. Были в Гатчине, Пскове. Раньше не получалось, потому что дети были маленькими.
Посещение клуба платное, но ценник совсем не кусается. Летом к Ольге любят приезжать просто покататься на лошадях, ведь места здесь очень красивые. Многие новички переживают, что одного часа будет маловато. На что коневод объясняет, что поездка верхом – это серьезная нагрузка. Кроме того, по правилам, учебная езда не должна превышать 45 минут. Ведь у Ольги именно такой подход – она все объяснит, расскажет и покажет.
В Волышово привозят даже малышей. На ферме их ждут занятия по иппотерапии (это метод реабилитации с помощью лечебной верховой езды, - ред.). Ольга – дипломированный инструктор по такому лечению. Ребята постарше катаются на лошадках, совсем крошки – на пони по кличке Боня. У Бонфайер (это полное имя маленькой копытной) есть и другие обязанности. Фермер называет пони минитяжеловозом, потому что животному приходится перевозить разные грузы. У Бони своя маленькая тележка, сделанная специально для нее, и такая же упряжь.
Значимое направление в работе фермерского хозяйства – коневодство. Со временем от тяжеловозов пришлось отказаться. Трудные 90-е годы прошли, и лошадок стали воспринимать не только как рабочих животных. На ферму люди приезжали просто покататься. Тогда Ольга в прямом смысле слова сделала ход конем: привезла арабского жеребца для «тяжелых» кобыл. Получилось отменное потомство – выносливое и на крепких ногах. Хорошие лошади для проката – с приятным летящим галопом и рысью. Затем фермер переключилась на тракененскую породу.

На достигнутом конезаводчица Грудцына не остановилась. В 2013 году фермерское хозяйство получило грант от областного управления сельского хозяйства. Ольга Владимировна признается, что была на седьмом небе от счастья и добавляет, обрадовалась бы даже 200 тысячам, а тут – практически миллион.
- Я долго думала, кого бы завести… - вспоминает хозяйка. - Сначала хотела «орловцев», но сейчас орловская порода пропадает, лошади обмельчали - исчезли крупные рысаки. При этом они очень дорогие - 500-700 тысяч за двух-трех-летний молодняк. Много лошадей отправляют за границу, в России остается кое-что, совсем не то. А мне не хотелось взять и развести «не то». Для нашего северо-запада хороша ганноверская порода - чисто спортивного направления, но еще она может использоваться для улучшения конного поголовья. Получается очень хороший рабочий молодняк - экстерьерно правильный, крупный и, что очень важно, добронравный. Было принято решение покупать лошадей из Калининградского конного завода, потому что туда постоянно доставляют животных из Германии. В Волышово я привезла трех жеребых маток и двух жеребцов. По своему происхождению такие лошадки очень ценны. Пока все мои мысли направлены на ганноверскую породу.
Сейчас на ферме только 16 копытных, с которыми женщина справляется в одиночку. Покупатели – люди, которые приобретают лошадей для себя, ради удовольствия. Так что ценителям этих благородных животных не нужно ехать за ценным приобретением в другой регион или вообще за рубеж.
- Сейчас особую популярность набирает натуральное обращение с лошадьми, как с обычными домашними питомцами. На лошадь надевают кордео (типа ошейника, - ред.) и в закрытом пространстве с ней играют. Например, бросают мяч. Можно просто по моське почесать, - с улыбкой добавляет фермер.
Всех своих подопечных Ольга Грудцына очень любит и помнит клички животных, которые выросли на ферме, но потом нашли новых хозяев. Коневод надеется, что когда-нибудь лошади из Волышово будут выступать на крупных соревнованиях и прославят порховскую землю. А почему бы и нет?
Марина ПЕТРОВА.
Фото автора.
В тему
Ольга Грудцына, заводчик лошадей:
- У нас практически генетическая связь с лошадьми, люди цивилизацию сделали на этих животных. Мы же на автомобилях чуть больше ста лет ездим.