
- После освобождения области от немцев в Пскове и в районах постепенно возрождалась обычная жизнь, - вспоминает Евгения Павловна. - Открывались государственные учреждения, возобновляли работу промышленные предприятия: заводы «Металлист», «Выдвиженец», шпагатная фабрика. Я устроилась работать кассиром в райпотребсоюз сразу после прихода наших войск в Середку, где жила. Помню тот день, когда начальство выделило мне машину с шофером, чтобы накопившуюся крупную сумму денег отвезти в Струги Красные, где находилась ближайшая сберкасса. В Псков ехать было нельзя: там еще оставались немцы. Пришлось пробираться в обход, по другим дорогам. Было это 23 июля 1944 года, когда наши войска пошли на последний штурм, чтобы отбросить фашистов от города. В конце 1944 года во всех освобожденных районах, в том числе и у нас, в Середке, стали создавать отделения Госбанка. Мне предложили из райпотребсоюза перейти туда на работу, поскольку специалистов банковского дела не было, а у меня все-таки и образование (я училась в Ленинградском пединституте им. Герцена), и уже небольшой опыт работы. Направили на двухнедельные курсы кредитных инспекторов в Псковскую областную контору Госбанка. После их окончания оставили в Пскове. В то время областная контора Госбанка была одной из самых крупных учреждений. В нашей комсомольской организации насчитывалось более 70 человек.

Девушек, кредитных инспекторов, поселили в общежитии на улице Красных партизан. Нам выдали карточки партактива, по которым мы ходили обедать в столовую на Октябрьский проспект. А на утро и вечер старались оставить немного хлеба с маргарином. Никакого чая, конечно, не было. Приносили воду из родника, что находился на левом берегу Псковы. Она казалась нам очень вкус-ной. Это помогало хоть немного заглушить чувство голода. Ведь нагрузки были большие.
После напряженной и ответственной работы в Госбанке все сотрудники каждый день по два часа расчищали город, освобождали улицы от мусора и щебня. В сохранившихся коробках домов, которых осталось совсем немного, вместо окон и подъездов зияли черные дыры. На Октябрьской площади уцелел лишь главный корпус Псковской областной конторы Госбанка и маленький двухэтажный домик рядом. Там, где сейчас находится центральный почтамт, лежали груды камней и кирпича. По улице Советской до здания пединститута не уцелело ни одного дома, на улице Пушкина выстояло только одно здание из красного кирпича да драматический театр. На месте нынешнего Детского парка лежали развалины от разбитых бомбежками многоэтажных домов. На эту территорию - между Октябрьским проспектом и улицей Советской - мы перетаскивали на носилках мусор и остатки кирпича. И так каждый день - с ранней весны до самых морозов. Но все мы верили, что скоро кончится война и с нетерпением ждали этого дня.
К этому празднику начали готовиться еще в марте 1945 года. И вот он наступил. В ночь с 8 на 9 мая к нам в общежитие прибежал дежурный Госбанка и сообщил об окончательном разгроме немецко-фашистских захватчиков. Он рассказал, что один из сотрудников от радости выпрыгнул со второго этажа, и при этом остался цел и невредим. Не знаю, правда это или выдуманная им история, но люди были настолько возбуждены и находились на таком подъеме, что от радости всякое могло случиться.

Мы с девчонками побежали на работу, хотя был выходной день. Народ уже выходил на улицу, все обнимались и целовались, поздравляли друг друга. Особенно военных, которых готовы были нести на руках. Откуда-то появился аккордеонист. Так мы начали праздновать Победу.
А вечером работники Госбанка собрались в кассовом зале. Молодежь показала концерт, который уже давно был подготовлен. Мы читали стихи о войне, пели песни. И смеялись, и плакали. Наши хозяйственники тоже, видно, готовились к этому дню. Откуда-то привезли целую бочку ликера и всем наливали понемногу в… эмалированные кружки. Их всего было пятнадцать, поэтому пили по очереди, а в качестве закуски нам выдавали маленькие бутерброды. Многие из нас не то что ликера, и обычной водки никогда не пробовали. По домам расходились поздно вечером, но для нас этот праздник продолжался еще долго. Всем хотелось верить, что новая жизнь, без войны, будет счастливой.
Хоть кругом были разруха и голод, каждый выходной мы с девчонками бегали на танцы. Сначала - в Летний сад, а когда их перенесли на Завеличье, в военный городок, нас бесплатно из центра Пскова перевозили через Великую на пароме, который останавливался около первой школы.

В августе 1945 года в Псков прибыл 5-й запасной офицерский полк, в котором оказалось несколько баянов, аккордеонов и даже духовой оркестр. Многие девушки, и я в том числе, познакомились с офицерами-фронтовиками, а потом создали семьи. Они принимали участие в освобождении Прибалтики, Псковской области и других городов на Северо-Западе. Их готовили к войне с Японией, которая, к счастью, не разгорелась.