
За разъяснениями по вопросам применения новой законодательной нормы мы обратились к заместителю начальника Управления ГИБДД УМВД России по Псковской области Юрию ШЕСТАКОВУ.
- Юрий Сергеевич, термин «опасное вождение» вступил в силу. Как вы с ним работаете, какие инструкции даете подчиненным по применению?
- В законе более или менее подробно прописаны действия водителя, подпадающие под определение «опасного вождения». Ключевой момент, на который хотелось бы обратить внимание, содержится в констатации нарушения после « неоднократного совершения одного и того же или совершении нескольких следующих друг за другом» перечисляемых действий водителя на полосе. То есть, если вы в процессе перестроения при интенсивном движении, по крайней мере, дважды не уступили дорогу скорой помощи или пожарной машине с включенной мигалкой, или многократно и безосновательно меняли полосу движения в интенсивном потоке машин, или несколько раз подряд резко тормозили без видимой причины, или все это сразу, одно за другим - тогда, конечно, вы - потенциальная опасность для остальных участников дорожного движения и вас следует наказать, чтоб неповадно было. Количество автомобилей на псковских дорогах увеличивается из года в год, и нормы закона, которые сегодня можно рассматривать как профилактические, могут уже завтра стать очень актуальными.
- В нашей области наиболее интенсивное движение в Пскове, и ремонт моста в этом году прессует более чем километровые пробки. В таком потоке любой перестраивающийся может быть признан лихачом, усложняющим и без того сложную ситуацию.
- Поэтому в законе и сделан акцент на повторяемость маневра. У нас есть граждане, чей стиль вождения подпадает под новые нормы, не много, но есть. Сейчас мы нарабатываем опыт сбора доказательной базы для привлечения таких водителей к ответственности. По всей видимости, дела эти будут решаться в судебном порядке. Основной упор будет делаться, конечно, на видеоматериалы, и поэтому одна из наших задач для применимости новой нормы правил - узаконить рассмотрение в судах в качестве доказательной базы видеозаписей любых регистрирующих устройств, находящихся в распоряжении всех свидетелей, а не только тех, которые сделаны с помощью спецоборудования патрульных машин. То есть возмущенные поведением лихача граждане могут прислать это видео в ГИБДД, и мы будет иметь возможность рассматривать его в качестве доказательной базы против нарушителя. Думаю, это будет дисциплинировать.
- И все же есть опасения, что могут пострадать невиновные. Я знаю улицы с параллельной парковкой, к примеру - Профсоюзная, где две встречные машины, протискиваясь мимо друг друга, могут тереться зеркалами, т. е. явно нарушат пункт о несоблюдении безопасного бокового интервала.
- Пункты о несоблюдении интервала и дистанции направлены, прежде всего, против «автоподставщиков» - так же, как и внезапное торможение, не обусловленное внезапно проявившими себя внешними факторами. Так что и эта норма более призвана защитить добросовестных участников движения. Вообще, чтобы не сомневаться в новых нормах и понимать границы ответственности перед другими участниками движения, увидеть себя как бы со стороны, я бы рекомендовал всем водителям посмотреть видеобиблиотеку нарушений на портале «Пробок.нет». Именно эти видео-материалы легли в основу описания норм «опасного вождения» и могут рассматриваться в качестве прецедентов.
- Вопрос наказания за «опасное вождение» сейчас еще в стадии обсуждения, и вы, конечно, готовите свои предложения. Какое наказание считаете справедливым?
- Сам термин «опасное вождение» обобщает все описанные в новых нормах ситуации и является одним нарушением. Наказание за создание на дороге тех ситуаций, о которых мы с вами говорили, аварийной обстановки, должно быть достаточно серьезным. По мнению многих, это можно сравнить с выездом на полосу встречного движения. В этом случае для водителей предусмотрен штраф в размере пяти тысяч рублей или лишение прав на срок от четырех до шести месяцев. Но вполне вероятно, что нарушителей будут лишать прав и привлекать к уголовной ответственности. Как бы то ни было, более 8о процентов аварий случаются по вине водителей. И новые нормы закона призваны снизить этот процент.
- А пока водители могут гонять, как привыкли, не оглядываясь на других?
- Я все же рекомендовал бы изучить всем представленные в видеотеке материалы и новые формулировки. Стиль вождения - не тот навык, который можно поменять в одночасье. Но даже осторожным водителям полезно знать, какие их маневры нежелательны для других участников дорожного движения, а также - какие случаи автоподстав сегодня «в моде».
- Лично вам как водителю новые нормы закона не кажутся чересчур строгими? Вы-то погонять любите?
- Я вижу столько аварий, в том числе - тяжелых, с летальным исходом, что после таких служебных выездов порой самому за руль и садиться не хочется. Чем четче и детальнее будут прописаны в законе все нюансы поведения на дороге и чем внимательнее к правилам и друг к другу будут водители, тем лучше и безопаснее будет наша жизнь.
Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru.