
Интернациональный культовый предмет, по оценочным данным специалистов, насчитывающий в истории своего распространения и развития более четырех тысяч лет, представляет несомненный интерес для коллекционеров.
Автор коллекции, составившей экспозицию в Псковском музее-заповеднике - научный сотрудник исторического отдела Олег Матюхин. Четки он собирает относительно недавно, но знает о них много и рассказать может интересно. К своей экспозиции ученый подобрал репродукции старых картин, свидетельствующих о наличии четок в обиходе в давние времена, а также - фотографии последнего века со священнослужителями разных конфессий с четками в руках. Ношение четок, впрочем, вопрос отдельный: самый распространенный способ ношения - на руке, но на деле все зависит от числа узелков либо зерен, и брахманы носят четки-пояса, могут быть четки-браслеты, четки-кольца, четки-ожерелья (обычно - индуистские), и даже не замкнутые в круг четки-полоски. Есть еще, правда, «кримиальные» четки- «болтухи», напоминающие веера из плоских полосок, перебираемых пальцами и служащих тренажером для «щипачей», но эту категорию четок Олег Матюхин оставляет за гранью своего интереса, как не выдерживающую родства с духовным наполнением жизни экспонатов его коллекции.
В витрине экспозиции есть старообрядческие лестовки — черная повседневная и белая покойницкая - из полосок ткани, собранных в жгуты (бобки) и заканчивающиеся треугольными (в честь Святой Троицы) лепестками по числу четырех последних откровений (Смерти, Суда Божьего, Рая Небесного, Преисподней). Подобная кожаная лестовка была и у Серафима Саровского, и иные представители канонического православия использовали и могут использовать лестовку, трактуя ее как образ Лествицы восхождения. Вервица - веревочка с узелками - появилась в обиходе на Афоне благодаря Пахомию Великому, рекомендовавшему завязывать узелки, считая число молитв и поклонов, она и осталась в обиходе у христиан в закольцованном виде. Вервицей пользовался Сергий Радонежский, и сегодня это - один из самых популярных видов христианских четок, чаще всего используемый в монастырях.
В русском названии четки предполагают счетный предмет, и потому число бусин, зерен и узелков в них — это элемент богословия, задает определенное правило и число ритуальных действий - поклонов, молитв, молитвенных декат. В них нет ничего случайного, все глубоко символично, согласовано с догматами вероисповедания и наполнено смыслом. Отсюда — и конфессиональные различия. Для прочтения мантр — длинные вереницы зерен (108 и далее) , для совершения Иисусовой молитвы — четки на сорок десятков, разделенных бусинами другого цвета, и так далее... В употреблении четок иных конфессий, как оказалось, тоже нет жесткости: классический католический «розарий», к примеру, православные с удобством используют для Богородичного правила, радуясь при этом, что объединяющим узелком служит либо символ сердца, либо образ Богоматери.
Смыслом наполнен и выбор материала, и завершение, и кисти. Такие вот простые и затейливые, доступные и непостижимые четки, небольшие предметы, помогающие концетрации и переводящие человека в мало изученное молитвенно-медитативное состояние, расширяющее сознание и трактующееся рядом ученых как выход в четвертое измерение. Просто - четки.
Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru
Фото Ивана ЧУЛКОВА.