
31-летняя псковичка Юлия Русяева погибла на глазах своей шестилетней дочери. А из машины ее вытаскивала родная сестра... Следствие по делу продолжается. Но даже если виновника ДТП будет ждать справедливое возмездие, молодую женщину это не вернет. Семье остаются только воспоминания. Родная сестра погибшей - фельдшер отделения скорой и неотложной помощи Псковской межрайонной больницы Ольга Троянова - рассказывает о том, какой была Юлия Русяева, и за что ее так любили многочисленные друзья.
-Наша семья переехала из Туркмении в Псков в 1995 году. Юле тогда было 11 лет, а мне всего три. Я всегда была для нее маленькой Лялюсей, с которой она нянчилась, прощала разные шалости и никому не давала в обиду. И в детстве, и на протяжении всей жизни я чувствовала ее любовь.
Родители приучали к тому, чтобы мы держались вместе и были друг за друга «горой». Так и получилось. Роднее и ближе, чем моя сестричка, у меня не было никого и, наверное, больше никогда не будет. Я звонила ей по сто раз на день и рассказывала о каждом своем шаге. А она умела слушать, как никто другой - не критикуя и не перебивая. Нельзя сказать, что Юля со мной во всем соглашалась, но она всегда была на моей стороне. И вообще из моей сестрички получился бы прекрасный дипломат. Она умела высказать свою точку зрения так гибко, что я не обижалась, но понимала, как сделать правильно. Так же деликатно Юля относилась и к другим людям. Старалась никого не задеть и, прежде чем что-то сказать, очень долго обдумывала. В моей сестре было столько света, доброты и терпения, что ее друзья по-прежнему ее любят и не могут смириться с ее смертью. Меня всегда восхищали в ней эти качества, многими из которых я, к сожалению, похвастаться не могу. Мы вообще были с ней очень разными. Если Юля очень мягкая, то я, наоборот, сразу рубила правду-матку сплеча. Впрочем, это не мешало нам быть не просто сестрами, но и близкими подругами.
Жизнь моей сестры была короткой, но яркой, как упавшая с неба звезда. Она всегда очень хорошо училась. В 2004 году с красным дипломом окончила колледж строительства и экономики, а в 2008 году - политехнический институт по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Работала бухгалтером в компании по продаже автомобилей, последнее время занималась грузоперевозками. Вышла замуж и в день своего рождения подарила жизнь дочери - нашему любимому ангелочку Веронике. Мы ее называем Николь. Кстати, я одна из первых узнала о беременности сестры. Юля настояла на том, чтобы я стала крестной - второй мамой для моей племянницы. И вот теперь я воспитываю ее, как собственную дочь. Это мой долг перед сестрой и Богом. Нике уже семь, и она первоклассница. Племяшка называет меня кресей, и мы с ней большие друзья. Вместе делаем уроки, проводим свободное время, гуляем, ходим в храм и молимся за то, чтобы у Юлии ТАМ все было хорошо. Бывает, вечером, когда уже темно, Вероника просится выйти на улицу. Мы с ней находим самую яркую звезду и сразу понимаем, что это наша мама...
Прошел год со дня гибели сестры, но я до сих пор не могу поверить в то, что ее нет. Время не лечит, и боли моей нет предела. Вспоминаю наш последний Новый год в Финляндии, где мы загадывали с ней желания, катались в санях, запряженными оленями, видели Санта-Клауса, смеялись, и на тот момент, наверное, были самыми счастливыми. Думаю о Юле каждую минуту, как о живой. Иногда мне кажется, что сейчас зазвонит телефон, и я услышу ее голос. Бывает, еду по городу и ищу ее среди прохожих. Я знаю, что мое поведение противоречит всем законам логики, но по-другому не могу. Не получается. Пусть тебе будет хорошо в Царствии Небесном, моя единственная и самая любимая сестренка!
Смерть родственников и близких друзей переживали многие. И хоть такого испытания не пожелаешь и врагу, от него, к сожалению, никто не застрахован. О том, как смягчить боль утраты и вернуться к нормальной жизни, рассказывают эксперты «Псковской провинции».

Отец Александр (Гаврилов), настоятель храма Иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» в Санкт-Петербурге, один из основателей реабилитационного центра «Ручей» для наркозависимых в деревне Родовое Палкинского района:
- В Молитве Господней, которую иногда верующие читают механически, не вдумываясь в смысл каждого слова, есть такая фраза «Да будет воля твоя». Она во многом определяет суть христианского отношения к жизни. Мы должны со смирением принимать все, что дает нам Отец Небесный, в том числе и смерть. Многим, особенно тем, кто потерял близких, эта мысль кажется кощунственной, но таков существующий порядок вещей, который заповедовал нам Господь. Спорить с этим дерзко, грешно и бесполезно. Тем более, что смерти, как таковой, нет. Есть успение, то есть переход в жизнь вечную. Как говорил евангелист Лука «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы». И наши близкие, находясь в Царствии небесном, продолжают за нас молиться. Пусть мысль эта утешит тех, кто никак не может смириться с горечью потери. И не будем забывать о том, что смертный грех уныния - это не что иное, как наше несогласие с Божьей волей.
Человека, чьи близкие перешли в жизнь вечную, не покидает ощущение богоостав-ленности. Несчастному кажется, что Спаситель отвернулся от него. Но это одно из самых распространенных заблуждений, возникших на почве отчаяния. Ни на минуту не сомневайтесь в том, что Бог долготерпелив и многомилостив. Он никогда не оставляет человека, не дает ему понести крест свыше собственных сил. Он хорошо знает не только потребности и желания каждого человека, но видит, что в данный момент времени является для него благом. И если Отец наш Небесный забрал кого-то в свои чертоги, значит, это правильно, и ТАМ ему будет лучше. Близким в такие минуты невыносимо трудно. Это нормально. Но пусть они попытаются переключиться со своих чувств на мысли об умершем. Точнее, о том, что ему там хорошо, и о том, что разлука с ним - явление временное. Душе умершего помогут заказанные в храме сорокоуст об упокоении и заупокойная лития, милостыня и чтение Псалтыря, регулярные исповедь и причастие. Хотя само по себе посещение храма не является гарантией духовного роста человека и решением всех его проблем. Нужно иметь усердие. Общение Бога и человека - это процесс взаимный, и он не измеряется количеством купленных свечей, выстаиванием праздничных служб и участием в церковных ритуалах. Самое главное - в любой ситуации, даже в такой тяжелой, как смерть близких, надо научиться принимать волю Божью, покориться ей.

Александр Москалев, психиатр:
- В данной ситуации любые советы и общие фразы не помогут. Иногда близких оплакивают не то что год, а много лет. Всю жизнь! Горе не лечится - его надо пережить. И лучше сделать это не в гордом одиночестве, а на виду у близких друзей и коллег. Общение с людьми, которым вы доверяете и рядом с которым чувствуете психологический комфорт, поможет время от времени переключаться от болезненных, острых переживаний. Вообще замкнутость на своём горе значительно утяжеляет состояние. Попытки облегчить душевную боль успокаивающими таблетками, равно как и с головой окунуться в работу и быт, приводит к противоположному эффекту. Категорически нельзя заливать горе слезами, алкоголем. Не надо неистово возвращаться мыслями к ситуации несчастья, хотя совсем не вспоминать невозможно. Хорошо своими светлыми воспоминаниями поделиться с друзьями, но не погружаться в мрачные мысли, не застревать в них. Такой путь является тупиковым. Зато не лишним было бы вспомнить совет одного мудреца: «если тебе очень плохо, найти того, кому еще хуже и помоги ему». Помощь чужим людям, попавшим в беду, помощь детям, даже незнакомым, осознание пользы людям от своей работы, альтруизм в широком смысле слова, - всё это помогает не только пережить горе, но и сохранить душевное здоровье в наиболее трудный период после несчастья.
Острое переживание потери длится около года и проходят четыре этапа - шок, отрицание, депрессия и принятие. Частые слезы, гнев, раздражение и апатия в это время являются совершенно нормальным явлением, не требующим специального лечения. Другое дело, если у родственника умершего появляются симптомы реактивной депрессии. Речь идет о длительной бессоннице, острой тревоге, страхе, появлении суицидальных мыслей, снижении аппетита, выраженной степени с падением массы тела до гипотрофии, появлении неадекватных эмоций - смеха, застывания в одной позе на период более одного часа и других проявлений. В таких случаях может помочь только врач, и желательно обратиться к нему как можно скорее.
Ульяна МИХАЙЛОВА.