
Выставку «Посвящается книге» в фойе «книжкиного дома» развернул Государственный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское». Работы молодых российских художников, представленные здесь, наглядно демонстрируют не только торжество отечественной школы иллюстрации, но и новое - очень правильное! - отношение к книге как к произведению искусства и подлинному сокровищу.
Россияне, чьё время открывать для себя литературу пришлось на «макулатурные» 1990-е, хорошо помнят рыхлые, сероватые листы и лоснящиеся обложки, дизайном чуть интереснее, чем десятилитровые «столовские» кастрюли. Впрочем, капризничать не приходилось - и не только потому, что выбирать было не из чего. Просто самая читающая страна мира выходила из самой настоящей литературной нищеты, и хотя бы в таком виде многие шедевры мировой литературы можно было наконец-то - впервые! - добыть и прочитать. Сегодня всё иначе. Чуть ли не любой текст за два клика находится в бездонном интернете, и «бумажная» книга, чтобы конкурировать с электронной, должна быть уже не просто «кассой букв и слогов», а нести удвоенную, а то и утроенную информацию - пищу не только для ума, но и для чувства.
Графические листы, которые создают выпускники Государственного московского университета печати имени Ивана Фёдорова, ученики всемирно известного иллюстратора, народного художника России Бориса Диодорова, вполне отвечают этому требованию времени. Они - фантастически красивы. Их можно рассматривать часами и находить всё новые и новые детали и «потайные» сюжеты. Они мастерски выполнены, наконец. Достаточно сказать, что большая часть работ, представленных на выставке в областной библиотеке - это цветные автолитографии, то есть графические листы, отпечатанные с каменных оттисков. Иными словами, для того, чтобы такую картину выполнить, рисунок нужно нанести на камень. Причём, во-первых, в зеркальном отображении и, во-вторых, не на один камень, а, как минимум, на четыре - по числу основных красок. И то, что, например, станет на листе просто зелёной травой, нужно высечь и на том клише, с которого будут печатать синей краской, и на том камне, которым будут делать оттиски жёлтого. «Добавьте к этому, что печать эта ручная, - говорит известный художник-график, наставник начинающих иллюстраторов Лариса Антонова. - И то, каким будет оттиск, зависит даже от того, с какой силой печатник нажмёт на камень, да даже от дыхания печатника...»
И вся мировая литература - мощная и прекрасная - кажется, выходит из-под этой каменной печати. На небольшой, в сущности, псковской выставке - иллюстрации к произведениям русской классики и к отечественным летописным, сказочным и мифологическим сюжетам: от былин и сказок про Тугарина Змея до «Сорочинской ярмарки» Гоголя. «История государства Российского» Николая Карамзина предстаёт здесь в ликовании цвета. Кто бы мог подумать, что этот многотомный, грузный во всех смыслах труд - так красив! Иллюстрируют молодые авторы и зарубежную литературу - от Эразма Роттердамского («Похвала глупости», 1511 год) до сочинений западноевропейских романтиков.
Лидия ТОКАРЕВА.