Предприниматель

Номер от 26-09-2012  Номер от 25-07-2012  Номер от 27-06-12  Номер от 30-05-2012  Номер от 22-02-2012  Номер от 25-01-2012  Номер от 21-12-2011  Номер от 30-11-2011  Номер от 02-11-2011  Номер от 28-09-2011  Специальный выпуск  №3 

В добрые руки

№ 45 (10000)  № 43 (9998)  24(9979)  23(9978)  22(9977) 

Свежий номер. 12+

№ 49 (10261)  № 48 (10260)  № 47 (10259)  №46 (10258)  № 45 (10257)  № 44 (10256)  № 43 (10255)  № 42 (10254)  № 40 (10252)  № 39 (10251)  № 38 (10250)  № 37 (10249)  № 36 (10248)  № 35 (10247)  № 34 (10246)  № 33 (10245)  №32 (10244)  №31 (10243)  №30 (10242)  №29 (10241)  №28 (10240)  № 27 (10239)  № 26 (10238)  № 25 (10237)  № 23 (10235)  № 22 (10234)  № 21 (10233)  № 20 (10232)  № 24 (10236)  № 19 (10231)  №18 (10230)  № 17 (10229)  № 16 (10228)  № 15 (10227)  № 14 (10226)  № 13 (10225)  № 12 (10224)  № 11 (10223)  № 10 (10222)  № 9 (10221)  № 8 (10220)  7 (10219)  № 6 (10218)  №5 (10217)  № 4 (10216)  № 3 (10215)  № 2 (10214)  № 1 (10213)  № 51 (10212)  № 49 (10210)  № 48 (10209)  № 47 (10208)  № 46 (10207)  № 45 (10206)  № 44 (10205)  № 43 (10204)  № 42 (10203)  № 41 (10202)  № 40 (10201)  № 39 (10200)  № 38 (10199)  № 37 (10198)  № 36 (10197)  № 35 (10196)  № 34 (10195)  № 33 (10194)  № 32 (10193)  № 31 (10192)  № 30 (10191)  № 29 (10190)  № 28 (10189)  № 27 (10188)  № 26 (10187)  № 25 (10186)  № 24 (10185)  № 23 (10184)  № 22 (10183)  № 21 (10182)  № 20 (10181)  № 19 (10180)  № 18 (10179)  № 17 (10178)  № 16 (10177)  № 15 (10176)  № 14 (10175)  № 13 (10174)  № 12 (10173)  № 11 (10172)  № 10 (10171)  № 9 (10170)  № 8 (10169)  № 7 (10168)  № 6 (10167)  № 5 (10166)  № 4 (10165)  № 3 (10164)  № 2 (10163)  № 1 (10162)  № 51 (10161)  № 50 (10160)  № 49 (10159)  № 48 (10158)  № 47 (10157)  № 46 (10156)  № 45 (10155)  № 44 (10154)  № 43 (10153)  № 42 (10152)  № 41 (10151)  № 40 (10150)  № 39 (10149)  № 38 (10148)  № 37 (10147)  № 36 (10146)  № 35 (10145)  № 34 (10144)  № 33 (10143)  № 32 (10142)  № 31 (10141)  № 30 (10140)  № 29 (10139)  № 28 (10138)  № 27 (10137)  № 26 (10136)  № 25 (10135)  24 (10134)  23 (10133)  № 22 (10132)  № 21 (10131)  № 20 (10130)  № 18 (10128)  № 17 (10127)  № 16 (10126)  № 15 (10125)  № 14 (10124)  № 13 (10123)  № 12 (10122)  № 11 (10121)  № 10 (10120)  № 9 (10119)  № 8 (10118)  № 7 (10117)  № 6 (10116)  № 5 (101115)  № 4 (10114)  № 3 (10113)  № 2 (10112)  № 1 (10111)  № 52 (10110)  № 51 (10109)  № 50 (10108)  № 49 (10107)  № 48 (10106)  № 47 (10105)  № 46 (10104)  № 42 (10100)  № 41 (10099)  № 40 (10098)  № 39 (10097)  № 38 (10096)  № 37 (10095)  № 36 (10094)  №35 (10093)  № 34 (10092)  № 33 (10091)  № 32 (10090)  № 31 (10089)  № 30 (10088)  № 29 (10087)  № 28 (10086)  № 27 (10085)  № 26 (10084)  21(10079)  № 20 (10078)  № 19 (10077)  № 18 (10076)  № 17 (10075)  № 16 (10074)  № 15 (10073)  № 14 (10073)  № 13 (10071)  № 12 (10070)  № 11 (10069) 
 
 
25 декабря 2025, четверг, 06:43

 

СВЕЖИЙ НОМЕР. 12+. № 28 (9830), 19/07/2017

За все благодарю!

Есть даты, которые невозможно не заметить, и люди, которых невозможно не поздравить. Отметила свой юбилей директор Писковской средней общеобразовательной школы Псковского района Татьяна Семеновна Поваренкина.

Энергичная, спортивная, исполненная идей и забот, сдержанная и стильная, никак не соответствующая своим 60-ти, она скромно перекладывает все свои заслуги на других, не сетует на проблемы и ответственность, а о себе, кажется, даже не умеет говорить. Ее рассказ о себе – это просто череда благодарностей тем, кто в ту или другую минуту оказывался рядом.

И все же в этот юбилейный и для директора, и для района год мы решили приоткрыть завесу таинственности над жизнью этой удивительной женщины, которая всем в жизни интересуется, во всех замечает лучшее, все успевает, и все старается делать - на высший балл.

ИСТОКИ

Родилась Татьяна в Великих Луках, в большой, дружной и трудолюбивой семье железнодорожников. Звания Почетного железнодорожника был удостоен отец, старшая сестра, ее муж, дядя и его двоюродный брат – все работали на железной дороге. А вот Танюшка ушла в сторону.

Она была прилежной и инициативной ученицей, активисткой в общественной работе и секретарем комсомольской организации. «Школьные годы чудесные» и сегодня вспоминаются трепетно и с благодарностью: торжественная церемония вступления в комсомол в музее имени Александра Матросова, первая поездка в стройотряд, точнее – в колхоз имени Горького в Ставропольском крае. Интересное было время, жаль, что сегодняшние дети лишены трудовых подвигов, соцсоревнований и песен у костра.

Особенно повезло с педагогами. В Великих Луках как раз закрыли пединститут, и некоторые из преподавателей вуза пришли в школу №4, где училась Татьяна. Значительно позже Татьяна Семеновна, говоря о роли учителя в формировании личности ребенка, будет в первую очередь вспоминать себя в руках школьных педагогов, и вновь благодарить учителя русского языка и литературы Лидию Андреевну Федосееву и учителя истории  Надежду Андреевну Ферстер. Именно они сориентировали девушку на глубокое самостоятельное изучение поэтов Серебряного века начиная с Блока, открыли силу слова и потрясающую глубину русской литературы. После таких откровений могло быть только поступление на филфак, что и произошло.

В Псков Татьяна приехала в 17 лет. Успешно сдала вступительные экзамены, попала в абсолютно девичью и быстро сдружившуюся группу  - 25 девчонок, и погрузилась в чудесный мир литературы и веселую круговерть студенческой жизни. Ах, какая глубина философской мысли и чувств открывалась в, казалось бы, известном, когда занятия вели Слинина Эльза Владимировна и профессор Евгений Александрович Маймин! И сразу понятно, что важнее литературы и русского языка предметов нет и быть не может!  В этом, к слову, Татьяна Семеновна убеждена и теперь, ведь «язык – основа всего сущего, основа изучения всех предметов, а литература – это базис для формирования мировоззрения человека. И не случайно, и хорошо, что в школу сейчас вернулось экзаменационное сочинение».

СЕМЬЯ

Любимых внуков, двое из которых пока живут рядом, в Писковичах, Татьяна Семеновна тоже воспитывает с помощью литературы. По принципу, что все новое – хорошо проверенное старое, первыми идут стихи Агнии Барто, затем учится наизусть Маяковский в размышлениях «Что такое  - хорошо, что такое – плохо», и так далее. … А еще пятилетняя Маша и трехлетний Иван катаются с бабушкой на велосипедах: она в молодости всерьез занималась велоспортом, участвовала в гонках, а теперь вот и внуков приобщает потихоньку. Жаль, что дети сына живут далеко, в Москве, а то и они бы катались!

Обо всех членах своей семьи Татьяна Семеновна рассказывает с уважением и любовью, немногословно, ответственно: о проявляющихся способностях внуков, которые надо развивать, о серьезности и старательности детей. Особенно благодарит и подчеркивает достоинства мужа – Александра Павловича, с которым они в сентябре этого года отметят 40-летний юбилей супружеской жизни. Говорит, что он настолько ответственно и скрупулезно относится к любому делу, что всегда получает идеальный результат. И тут повезло? Безусловно, соглашается моя героиня, и тут же говорит о достоинствах его родителей, Павла Александровича и Елены Васильевны – педагогов сельскохозяйственного техникума.

Вместе с 40-летием семейной жизни Татьяна Семеновна отметит и 40-летие своего педагогического стажа. А в Писковскую школу она пришла в 1981 году. Последние три с половиной года работает здесь директором: смеется, что выбрали ее потому, что живет ближе других, прямо через дорогу от школы. До этого семнадцать лет была завучем. И тогда, и сегодня оставляет себе учительские часы русского языка и литературы. Конечно, это тетради по ночам, и дополнительная нагрузка к ненормированной и многотрудной директорской работе, но это – и живые эмоции, и горящие детские глаза, и в каждом классе – несколько человек, для которых литература станет предметом изучения и образом жизни.

ДИРЕКТОР

Работу директора проверяют постоянно: прокуратура, Роспотребнадзор, пожарные, санэпидстанция и ведомственные вышестоящие организации. Хозяйство большое: к школе относится и детский сад, и, в качестве филиалов, Залитская, Верхолинская, Остенская школы. Работать надо хорошо, чтобы всё, от выполнения президентской дорожной карты до порядка на пришкольной территории, было на высшем уровне. А еще есть острые вопросы, входящие в зону ответственности, но решаемые только на уровне финансирования.

- У нас замечательный коллектив, больше чем две трети педагогов – выпускники нашей школы, многих я учила, поэтому у нас особые отношения, - рассказывает Татьяна Семеновна. -  Есть такое понятие, как должностные обязанности, и есть такое короткое и емкое слово «нужно». В школе многое делается сверх должностных обязанностей. Многое делают педагоги бесплатно, просто потому что нужно. Например, в подготовке и проведении ГИА больше половины задействованных педагогов были наши учителя. У них, как у всех, отпуск 56 рабочих дней, по сути – 2 месяца. Но они работали в штабе, в неимоверном психоэмоциональном напряжении, переживали за каждого ребенка. Дополнительно не оплачивается. У нас много преподавателей-подвижников, предлагающих новые инициативы и проекты. Все это приветствуется, но не финансируется.

О продолжительности отпуска директора Татьяна Семеновна сказать не может, ремонтные и финансовые вопросы - вне времени. Школу надо подготовить к началу занятий.Отдых - в Загорицах на даче. Много лет, поэтапно, основательно, без спешки и с любовью строящийся дом (теперь уже и газ подведен!), геометрически правильно расчерченный участок, цветы, ягоды, овощи, сад. Словом - отрада душе, дело рукам, порядок мыслям, место отдыха и решения всех директорских головоломок.

УЧИТЕЛЬ

Директор с удовольствием и явной гордостью проводит нас по классам, уже ожидающим 1 сентября: отлично оснащенный класс информатики, классы литературы, математики, биологии, учительская… Почти в каждом кабинете - интернет, современные технологии, видеоэкраны. Молодым учителем Татьяна Семеновна подрабатывала в школе лаборантом кабинетов физики и химии и сожалеет, что сейчас реактивов и практики стало гораздо меньше: школьники смотрят опыты на экранах. Вроде все то же, и даже безопаснее, ничего не взорвется, но что-то теряется.

Замещают ли новые технологии роль учителя в формировании личности ребенка? Татьяна Семеновна уверена, нет. Детям нужно живое общение, живое слово, нужны эмоции. Никакая техника, никакие «цифровые образовательные ресурсы», видеоуроки не могут заменить общения ученика и учителя. Современный федеральный образовательный стандарт предполагает и оценку учениками учеников, работы в парах, группах, проектах. Исследовательские работы учеников - то, чем гордится школа, - каждый год получают признание вплоть до федерального уровня.

Содержание школьных образовательных курсов за последние сорок лет претерпело уже не  одно изменение, особенно в литературе и истории. Но учитель Поваренкина считает, что от ухода агитационных произведений советского периода потери минимальные, зато появилось время для углубленного и разнопланового изучения ее любимых авторов Серебряного века. И переучиваться вместе с детьми - не сложно, рефераты, исследовательские работы учеников, живое обсуждение и свободомыслие  захватывают. А вот учебники, как и прежде, оставляют желать лучшего. Они словно специально написаны, чтобы отвратить от предмета: однотипные биографии, сложные трактовки произведений… Использовать их можно лишь как ориентиры, а дальше каждый педагог - творец.

О том, какие творческие и интересные педагоги работают в школе, Татьяна Семеновна говорит все время. Если задаться целью перечислить, с кем ей повезло в школе, кажется, можно просто открывать список сотрудников, с кем повезло в жизни - перечислять всех друзей и знакомых. Вначале так и думалось - сложить мозаику юбилейного портрета из фамилий и имен соучастников становления этой удивительной женщины. Но для многих именно она стала в жизни образцом подражания, авторитетом и идеалом. И многие из ее учеников, разлетевшиеся по миру, талантливые, удивительные и очень разные, с теплом вспоминают родного преподавателя, шлют приветы издалека. От всех их - низкий поклон Учителю.

Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru
Фото Ивана ЧУЛКОВА.

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиВесь Псков