
Энергичная, спортивная, исполненная идей и забот, сдержанная и стильная, никак не соответствующая своим 60-ти, она скромно перекладывает все свои заслуги на других, не сетует на проблемы и ответственность, а о себе, кажется, даже не умеет говорить. Ее рассказ о себе – это просто череда благодарностей тем, кто в ту или другую минуту оказывался рядом.
И все же в этот юбилейный и для директора, и для района год мы решили приоткрыть завесу таинственности над жизнью этой удивительной женщины, которая всем в жизни интересуется, во всех замечает лучшее, все успевает, и все старается делать - на высший балл.
ИСТОКИ
Родилась Татьяна в Великих Луках, в большой, дружной и трудолюбивой семье железнодорожников. Звания Почетного железнодорожника был удостоен отец, старшая сестра, ее муж, дядя и его двоюродный брат – все работали на железной дороге. А вот Танюшка ушла в сторону.
Она была прилежной и инициативной ученицей, активисткой в общественной работе и секретарем комсомольской организации. «Школьные годы чудесные» и сегодня вспоминаются трепетно и с благодарностью: торжественная церемония вступления в комсомол в музее имени Александра Матросова, первая поездка в стройотряд, точнее – в колхоз имени Горького в Ставропольском крае. Интересное было время, жаль, что сегодняшние дети лишены трудовых подвигов, соцсоревнований и песен у костра.
Особенно повезло с педагогами. В Великих Луках как раз закрыли пединститут, и некоторые из преподавателей вуза пришли в школу №4, где училась Татьяна. Значительно позже Татьяна Семеновна, говоря о роли учителя в формировании личности ребенка, будет в первую очередь вспоминать себя в руках школьных педагогов, и вновь благодарить учителя русского языка и литературы Лидию Андреевну Федосееву и учителя истории Надежду Андреевну Ферстер. Именно они сориентировали девушку на глубокое самостоятельное изучение поэтов Серебряного века начиная с Блока, открыли силу слова и потрясающую глубину русской литературы. После таких откровений могло быть только поступление на филфак, что и произошло.
В Псков Татьяна приехала в 17 лет. Успешно сдала вступительные экзамены, попала в абсолютно девичью и быстро сдружившуюся группу - 25 девчонок, и погрузилась в чудесный мир литературы и веселую круговерть студенческой жизни. Ах, какая глубина философской мысли и чувств открывалась в, казалось бы, известном, когда занятия вели Слинина Эльза Владимировна и профессор Евгений Александрович Маймин! И сразу понятно, что важнее литературы и русского языка предметов нет и быть не может! В этом, к слову, Татьяна Семеновна убеждена и теперь, ведь «язык – основа всего сущего, основа изучения всех предметов, а литература – это базис для формирования мировоззрения человека. И не случайно, и хорошо, что в школу сейчас вернулось экзаменационное сочинение».
СЕМЬЯ
Любимых внуков, двое из которых пока живут рядом, в Писковичах, Татьяна Семеновна тоже воспитывает с помощью литературы. По принципу, что все новое – хорошо проверенное старое, первыми идут стихи Агнии Барто, затем учится наизусть Маяковский в размышлениях «Что такое - хорошо, что такое – плохо», и так далее. … А еще пятилетняя Маша и трехлетний Иван катаются с бабушкой на велосипедах: она в молодости всерьез занималась велоспортом, участвовала в гонках, а теперь вот и внуков приобщает потихоньку. Жаль, что дети сына живут далеко, в Москве, а то и они бы катались!
Обо всех членах своей семьи Татьяна Семеновна рассказывает с уважением и любовью, немногословно, ответственно: о проявляющихся способностях внуков, которые надо развивать, о серьезности и старательности детей. Особенно благодарит и подчеркивает достоинства мужа – Александра Павловича, с которым они в сентябре этого года отметят 40-летний юбилей супружеской жизни. Говорит, что он настолько ответственно и скрупулезно относится к любому делу, что всегда получает идеальный результат. И тут повезло? Безусловно, соглашается моя героиня, и тут же говорит о достоинствах его родителей, Павла Александровича и Елены Васильевны – педагогов сельскохозяйственного техникума.
Вместе с 40-летием семейной жизни Татьяна Семеновна отметит и 40-летие своего педагогического стажа. А в Писковскую школу она пришла в 1981 году. Последние три с половиной года работает здесь директором: смеется, что выбрали ее потому, что живет ближе других, прямо через дорогу от школы. До этого семнадцать лет была завучем. И тогда, и сегодня оставляет себе учительские часы русского языка и литературы. Конечно, это тетради по ночам, и дополнительная нагрузка к ненормированной и многотрудной директорской работе, но это – и живые эмоции, и горящие детские глаза, и в каждом классе – несколько человек, для которых литература станет предметом изучения и образом жизни.
ДИРЕКТОР
Работу директора проверяют постоянно: прокуратура, Роспотребнадзор, пожарные, санэпидстанция и ведомственные вышестоящие организации. Хозяйство большое: к школе относится и детский сад, и, в качестве филиалов, Залитская, Верхолинская, Остенская школы. Работать надо хорошо, чтобы всё, от выполнения президентской дорожной карты до порядка на пришкольной территории, было на высшем уровне. А еще есть острые вопросы, входящие в зону ответственности, но решаемые только на уровне финансирования.
- У нас замечательный коллектив, больше чем две трети педагогов – выпускники нашей школы, многих я учила, поэтому у нас особые отношения, - рассказывает Татьяна Семеновна. - Есть такое понятие, как должностные обязанности, и есть такое короткое и емкое слово «нужно». В школе многое делается сверх должностных обязанностей. Многое делают педагоги бесплатно, просто потому что нужно. Например, в подготовке и проведении ГИА больше половины задействованных педагогов были наши учителя. У них, как у всех, отпуск 56 рабочих дней, по сути – 2 месяца. Но они работали в штабе, в неимоверном психоэмоциональном напряжении, переживали за каждого ребенка. Дополнительно не оплачивается. У нас много преподавателей-подвижников, предлагающих новые инициативы и проекты. Все это приветствуется, но не финансируется.
О продолжительности отпуска директора Татьяна Семеновна сказать не может, ремонтные и финансовые вопросы - вне времени. Школу надо подготовить к началу занятий.Отдых - в Загорицах на даче. Много лет, поэтапно, основательно, без спешки и с любовью строящийся дом (теперь уже и газ подведен!), геометрически правильно расчерченный участок, цветы, ягоды, овощи, сад. Словом - отрада душе, дело рукам, порядок мыслям, место отдыха и решения всех директорских головоломок.
УЧИТЕЛЬ
Директор с удовольствием и явной гордостью проводит нас по классам, уже ожидающим 1 сентября: отлично оснащенный класс информатики, классы литературы, математики, биологии, учительская… Почти в каждом кабинете - интернет, современные технологии, видеоэкраны. Молодым учителем Татьяна Семеновна подрабатывала в школе лаборантом кабинетов физики и химии и сожалеет, что сейчас реактивов и практики стало гораздо меньше: школьники смотрят опыты на экранах. Вроде все то же, и даже безопаснее, ничего не взорвется, но что-то теряется.
Замещают ли новые технологии роль учителя в формировании личности ребенка? Татьяна Семеновна уверена, нет. Детям нужно живое общение, живое слово, нужны эмоции. Никакая техника, никакие «цифровые образовательные ресурсы», видеоуроки не могут заменить общения ученика и учителя. Современный федеральный образовательный стандарт предполагает и оценку учениками учеников, работы в парах, группах, проектах. Исследовательские работы учеников - то, чем гордится школа, - каждый год получают признание вплоть до федерального уровня.
Содержание школьных образовательных курсов за последние сорок лет претерпело уже не одно изменение, особенно в литературе и истории. Но учитель Поваренкина считает, что от ухода агитационных произведений советского периода потери минимальные, зато появилось время для углубленного и разнопланового изучения ее любимых авторов Серебряного века. И переучиваться вместе с детьми - не сложно, рефераты, исследовательские работы учеников, живое обсуждение и свободомыслие захватывают. А вот учебники, как и прежде, оставляют желать лучшего. Они словно специально написаны, чтобы отвратить от предмета: однотипные биографии, сложные трактовки произведений… Использовать их можно лишь как ориентиры, а дальше каждый педагог - творец.
О том, какие творческие и интересные педагоги работают в школе, Татьяна Семеновна говорит все время. Если задаться целью перечислить, с кем ей повезло в школе, кажется, можно просто открывать список сотрудников, с кем повезло в жизни - перечислять всех друзей и знакомых. Вначале так и думалось - сложить мозаику юбилейного портрета из фамилий и имен соучастников становления этой удивительной женщины. Но для многих именно она стала в жизни образцом подражания, авторитетом и идеалом. И многие из ее учеников, разлетевшиеся по миру, талантливые, удивительные и очень разные, с теплом вспоминают родного преподавателя, шлют приветы издалека. От всех их - низкий поклон Учителю.
Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru
Фото Ивана ЧУЛКОВА.