
На машинном дворе комплекса в деревне Липеты техники немного: сейчас в хозяйстве горячая страда, все на полях. Невостребованные агрегаты и трактора — под навесом. Здесь же, на бетонированной площадке, расположена зерносушилка: пока это лучший из возможных вариантов ее эксплуатации. Ломаной, нерабочей техники совсем нет, разве что стоящие чуть поодаль две типовые советские косилки: Сергей Григорьевич отмечает, что оставил их в качестве «доноров» для работающих в полях. Большое разнообразие машин в парке — далеко не идеальный вариант, но приходится работать с тем, что имеется, благо, и опыт подбора запчастей есть.
Инженер Сергей Кожемяченко, можно сказать, потомственный и к сельхозтехнике приучен с детства. Отец окончил Великолукский институт и всю жизнь проработал инженером-механиком. Сергей получил специальность механизатора в техникуме в Пскове, затем решил получить юридическое образование, но оказалось — от судьбы не уйти, поступил в Великолукскую сельхозакадемию, которую и закончил инженером по механизации сельского хозяйства. Знания лишними не бывают, и даже начальное юридическое образование пригодилось, и каждая работа так или иначе касалась сельского хозяйства. Работая в торговле - в ЗАО «Псковагропромснаб», Сергей организовывал поставки сельхозтехники, в том числе - в «Смену», какое-то время работал руководителем в племенном хозяйстве. А уж когда позвали в «Смену», сразу согласился.
- Проблемы в любом хозяйстве существуют, но глобальных у нас нет, только текущие, - рассказывает Сергей Кожемяченко. - Автотранспортный парк надо содержать, есть трактора и с 1985 года, а вот - новый белорусского производства. Есть сложная импортная техника — экскаватор, погрузчик, ломаются они крайне редко, зато каждая поломка становится проблемой. Сам поставлял эти машины, знаю, как и где заказывать запчасти, где можно аналогами обойтись, а где нужно только свое, родное.
Когда только пришел в хозяйство — трудно было. Техника вроде вся знакомая, а истории каждой машины не знаю. Теперь изучил, где какая «слабинка», можно уже и вперед какие-то замены узлов планировать, ремонты. Хозяйство большое, кроме этого парка — ремонтная мастерская со своими проблемами, гараж, агрегаты и механизмы на ферме, обслуживание внутрихозяйственных нужд. Что-то отремонтировали, что-то восстановили. Вот тележку старую нашли и обновляем, еще поработает на перевозке сыпучих грузов. Руководство комплекса проблемы видит, по возможности идет навстречу. В этом году, правда, дожди урожай подпортили, нужна серьезная мелиорация, техника на гусеничном ходу. Это очень дорого, пока не по силам, работаем в меру возможностей.
Под началом Сергея Кожемяченко — порядка 17 механизаторов, цифра сезонная, но есть и постоянный штат специалистов. Привлекал самостоятельно — серьезных, готовых трудиться — из Пскова, из Великого Новгорода, Новгородской области, Порховского района. Свои ремонтные мастерские и токарные станки позволяют не только подправить детали, но и выточить муфточки или что-то иное. Что посерьезнее - шестерни, подшипники — в Пскове можно заказать, а уж дальше — или на заводе-производителе, или в Китае. Но тут надо быть очень аккуратным, чтобы не потратить деньги на то, что просто не будет работать.
Сергей знакомился с сельскохозяйственной техникой на разных полях и даже в разных странах - в Финляндии, Германии, Белоруссии. Рассказывает, какие прекрасные сельхозмашины видел на семинаре в Калужской области в образцовопоказательном хозяйстве. Но стоит это все пока «космических денег», хотя - красиво, и стремиться надо. «Мы и стремимся», - улыбается мой собеседник и возвращается к своему разнокалиберному хозяйству.
Дома — школьник-сын в ожидании конца недели, когда можно будет отправиться с папой на работу, а на работе — строгое начальство, пеняющее неубранным урожаем на подтопленных дождем полях. Вечная круговерть жизни, которая чем сложнее, тем интереснее.
Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru
Фото автора