
Были представлены исследовательские и научно-практические работы по самым разным направлениям - истории и краеведению, биологии и математике, физике, этнографии... Оценивали их ученые ПсковГУ и областного института повышения квалификации работников образования, педагоги областного центра развития одаренных детей и юношества, а также молодежное студенческое жюри.
Параллельно выставке и соревнованию на молодежной научной площадке состоялись тематические олимпиады «Шаг в науку» по физико-математическим, естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам. А научные руководители школьников провели методический семинар, причем в выступлениях увлеченных своим делом учителей рефреном звучало: неодаренных детей не бывает, есть не вовлеченные в творчество, не раскрытые, не охваченные. Все дети талантливы, и для них надо работать со всей отдачей.
Руководитель экспедиции «Истоки», взрастившей несколько участников научно-практической конференции, учитель биологии и химии Себежской основной школы Екатерина Ершова рассказала о своем опыте работы с ребенком, имеющим задержку психоэмоционального развития. Не зная об особенностях новой ученицы, преподаватель подтолкнула ее к научной работе, и буквально за две недели девочка не только раскрылась в качестве исследователя, но сделала огромный скачок в других предметах, поразив многих преподавателей своими возможностями. О потенциале мотивации исследовательских экспедиций поведала коллегам и преподаватель биологии Бежаницкой школы Ирина Васильева, методично изучающая со своими подопечными Полистовский заповедник. И речь не только о биологии и орнитологии. Оказывается, спевки у костра могут подвигнуть ребят поступить в музыкальную школу, а зарисовки в пути - заняться художественным творчеством.
Что же касается научных работ, то они поражали разбросом интересов авторов, высокой технологичностью исполнения и исследовательским поиском на стыке наук. Девятиклассник Никита Александров из Москвинской школы подготовил на суд экспертов и в помощь учителям методическую разработку интерактивного урока астрономии по теме «Строение Солнечной системы». Любовь к астрономии и точным наукам наслоилась на изучение возможностей организации интерфейса с помощью базовых компьютерных программ и макросов. Результат - готовое подспорье учителю по определенной теме.
Выпускник Идрицкой школы Никита Колцун свои знания по информатике и особенности высокотехнологичного языка программирования Java применил при прямом шифровании текстовой информации по 5200 криптографическим кодам. Что он собирается шифровать? Например, электронную переписку с другом в «Контакте». Велико дело - начало.
Авиамоделирование и картофельные батарейки, исследования чистоты воздуха и ассиметрии листьев, влияние на экосистемы области бобров и насекомых, человека и птиц, изучение судеб людей и храмов, памятников и коллекций, выращивание кристаллов и иллюзии зрения, - оказывается, все эти области под силу пытливым школьникам. Они и эксперименты проведут, и выводы сделают, и научную работу спланируют на много лет вперед под руководством опытного руководителя. И в этом их главный успех: даже если круто изменятся жизненные обстоятельства, исследовательский подход к проблемам и интерес останутся навсегда.
Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru
Фото автора.