
Даже у тех, кто только поверхностно знаком с историей отечественного изобразительного искусства в счастливый период русского Серебряного века, эта фамилия на слуху. Братья Евгений и Николай Лансере (первый - известный художник, второй - архитектор и историк искусств, оба члены знаменитой когорты художников - объединения «Мир искусства») и их сестра Зинаида (весь мир знает её как Зинаиду Серебрякову - блестящего портретиста) - представители одной из самых ярких художественных династий рубежа ХIХ-ХХ столетий. Даже, строго говоря, двух из самых известных династий. Их мать Екатерина Николаевна - урождённая Бенуа; впрочем, она и сама была не просто «наследницей имени», но и хорошим художником-копиистом. Их отец Евгений Александрович Лансере - известный русский скульптор-анималист.
«УПОЁН ВСЕМ ЭТИМ...»
В псковских краях Николай Лансере впервые оказался в самом начале ХХ века, ещё будучи студентом академии художеств. По заданию Академии и Синода нужно было зарисовать, а также выполнить обмеры и описания старинных псковских церквей - успеть запечатлеть для потомков и истории деревянные здания, которые приходили в упадок, горели, разрушались... В эту поездку Лансере отправился с приятелями и однокашниками Владимиром Щуко и Людвигом Шрётером. (Добавим в скобках, что их имена позднее тоже войдут в «золотой список» русской культуры как имена выдающихся архитекторов своего времени. По проекту Щуко в Москве, например, будут построены Библиотека имени Ленина и главный павильон ВДНХ; он же, кстати, выступит и автором проекта реконструкции дома-музея и всего музейного комплекса в псковском Михайловском в 1911 году.)
Но тогда, летом 1903 года, повторим, Николай Лансере и его товарищи ещё студенты. При этом блестяще талантливые и уже профессионально подкованные, чтобы оценить «материал», с которым им предстоит работать. Так, Щуко пишет в письмах домой: «...упоён всем этим... работаю как угорелый».
Маршрут следования маленькой студенческой экспедиции проходит по самым знаковым местам губернии: Изборск -Печоры - Остров - Воронцово - Чернозерье - Тригорское - Опочка - Великие Луки. По пути молодые люди иногда заезжают и в совсем глухие деревушки, где ещё сохранились древние деревянные церкви. Николай Лансере пишет матушке, что природа на Псковщине удивительно живописная, что места «напоминают Финляндию».
В Пскове друзья останавливаются «в лучшей гостинице «Москва», рядом с городским садом. В саду - буфет, а ещё там играет военный оркестр («сию минуту играет «Петровский Преображенский марш» - уточняет в письме Николай). А вот Изборск после «милого Пскова» показался студентам «такой дырой, что не приведи Господи!». Гостиница (описывая её в письме к брату, Лансере уничижительно заключает это слово в кавычки и уточняет, что на самом деле это скорее чайное заведение) оказалась «...невероятной гадостью: грязь, вонь и миллионы клопов! Несмотря на живописное расположение и старые башни и стены, Изборск не мог заставить нас решиться остаться ещё одну ночь».
ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА - УНИКАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ
Более всего в этой поездке Николай Лансере интересуется стариной, примечает орнаменты, украшающие здания и одежду местных жителей. И вот уже на полях писем появляются рисунки: старинная церковь в Чернозерье, в 27 верстах от Выбора; храм в Жадре 1694 года постройки. Или акварельный орнаментальный «пояс» с изображением рыб и подпись к нему: «Верхняя часть изразцовой печи (реставрация) в Поганкиных палатах в Пскове». Нужно ли объяснять, насколько важны для современного историка искусства такие беглые, но профессионально точные «путевые впечатления»!
Для музейщиков «Михайловского» особенно важны описание и зарисовки, которые Николай Лансере сделал в Тригорском и Михайловском. Это ведь не просто набросок именитого художника: в до фотографическую эпоху такой рисунок, выполненный рисовальщиком с точной рукой и верным взглядом, можно и должно рассматривать как документ. Тем более письмо Лансере дошло до нас из 1903-го, а самый ранний вид дома Осиповых и Вульфов, на картине художника Владимира Мешкова (это полотно экспонируют сейчас в буфетной в Тригорском доме), относится к 1916 году.
Стараниями сотрудников «Михайловского» в фондах музея сейчас хранятся и эти, 1903 года, письма и небольшой - девять с небольшим в ширину и шестнадцать с половиной сантиметров в высоту - альбомчик, который художник использовал как своего рода художественную записную книжку, для акварельных и карандашных набросков в путешествии.
Есть в собрании и две тетрадки, которые Николай Лансере заполнял во время своего второго визита в Псков и псковские пушкинские места, уже в 1930-м. В одной из них - виды Михайловского, Святых Гор и Пскова, в другой - снова Псков, Свято-Успенский монастырь в Святых Горах, Тригорское, трогательные пушкиногорские деревеньки... Всё это музейщики не просто хранят - серьёзно изучают.
- Историческая ценность этих материалов неоспорима, - убеждена сотрудник научного архива Пушкинского Заповедника Татьяна Иванова. - Ведь многие пейзажи, зарисованные Лансере, давно изменились. Церкви и монастыри сильно пострадали - одни в 1920-е - 1930-е годы, другие во время Великой Отечественной. Какие-то из них позже были реставрированы и существуют уже в ином виде, реставрация других не закончена, некоторых уже не будет никогда. И изображения утраченных Воскресенской Воронической церкви или Благовещенского собора Псковского Кремля в альбоме, и зарисовки древних церквей псковских погостов на полях писем не только - безусловно! - обладают художественной ценностью. Они являются ещё и уникальными документами по истории Псковской земли.
ФАКТЫ
* Документы, связанные с пребыванием Николая Лансере в Псковской губернии, поступили в музейное собрание в разные годы. Так, цитируемые здесь письма появились в фондах в канун двухсотлетия со дня рождения Пушкина, при содействии Татьяны Гейченко, дочери первого послевоенного директора «Михайловского», музейщика-легенды Семёна Степановича Гейченко. Недавно же собрание «Михайловского» пополнилось двумя альбомами, которые датируются 1903 и 1930 годами. Посетителям Пушкинского Заповедника их представили на традиционной, ежегодной выставке новых поступлений в музейное собрание.
* Впервые о письмах Николая Лансере с его впечатлениями о поездке по Псковской губернии в 1903 году Татьяна Иванова подробно рассказала читателям в публикации «Псковская земля и пушкинские места Псковщины глазами Н.Е. Лансере» («Михайловская пушкиниана», вып. 60, 2013). О псковских студенческих впечатлениях Владимира Щуко - тоже с цитатами из писем будущего архитектора родным - можно прочесть в статье С.С. Гейченко «Архитектурные памятники Пушкиногорья» (газета «Пушкинский край», номер от 14 апреля 1984 года).Алина ЕГОРОВА. Репродукции рисунков Николая Лансере предоставлены музеем-заповедником «Михайловское».
Алина ЕГОРОВА.
Репродукции рисунков Николая Лансере предоставлены музеем-заповедником «Михайловское».