Предприниматель

Номер от 26-09-2012  Номер от 25-07-2012  Номер от 27-06-12  Номер от 30-05-2012  Номер от 22-02-2012  Номер от 25-01-2012  Номер от 21-12-2011  Номер от 30-11-2011  Номер от 02-11-2011  Номер от 28-09-2011  Специальный выпуск  №3 

В добрые руки

№ 45 (10000)  № 43 (9998)  24(9979)  23(9978)  22(9977) 

Свежий номер. 12+

№ 49 (10261)  № 48 (10260)  № 47 (10259)  №46 (10258)  № 45 (10257)  № 44 (10256)  № 43 (10255)  № 42 (10254)  № 40 (10252)  № 39 (10251)  № 38 (10250)  № 37 (10249)  № 36 (10248)  № 35 (10247)  № 34 (10246)  № 33 (10245)  №32 (10244)  №31 (10243)  №30 (10242)  №29 (10241)  №28 (10240)  № 27 (10239)  № 26 (10238)  № 25 (10237)  № 23 (10235)  № 22 (10234)  № 21 (10233)  № 20 (10232)  № 24 (10236)  № 19 (10231)  №18 (10230)  № 17 (10229)  № 16 (10228)  № 15 (10227)  № 14 (10226)  № 13 (10225)  № 12 (10224)  № 11 (10223)  № 10 (10222)  № 9 (10221)  № 8 (10220)  7 (10219)  № 6 (10218)  №5 (10217)  № 4 (10216)  № 3 (10215)  № 2 (10214)  № 1 (10213)  № 51 (10212)  № 49 (10210)  № 48 (10209)  № 47 (10208)  № 46 (10207)  № 45 (10206)  № 44 (10205)  № 43 (10204)  № 42 (10203)  № 41 (10202)  № 40 (10201)  № 39 (10200)  № 38 (10199)  № 37 (10198)  № 36 (10197)  № 35 (10196)  № 34 (10195)  № 33 (10194)  № 32 (10193)  № 31 (10192)  № 30 (10191)  № 29 (10190)  № 28 (10189)  № 27 (10188)  № 26 (10187)  № 25 (10186)  № 24 (10185)  № 23 (10184)  № 22 (10183)  № 21 (10182)  № 20 (10181)  № 19 (10180)  № 18 (10179)  № 17 (10178)  № 16 (10177)  № 15 (10176)  № 14 (10175)  № 13 (10174)  № 12 (10173)  № 11 (10172)  № 10 (10171)  № 9 (10170)  № 8 (10169)  № 7 (10168)  № 6 (10167)  № 5 (10166)  № 4 (10165)  № 3 (10164)  № 2 (10163)  № 1 (10162)  № 51 (10161)  № 50 (10160)  № 49 (10159)  № 48 (10158)  № 47 (10157)  № 46 (10156)  № 45 (10155)  № 44 (10154)  № 43 (10153)  № 42 (10152)  № 41 (10151)  № 40 (10150)  № 39 (10149)  № 38 (10148)  № 37 (10147)  № 36 (10146)  № 35 (10145)  № 34 (10144)  № 33 (10143)  № 32 (10142)  № 31 (10141)  № 30 (10140)  № 29 (10139)  № 28 (10138)  № 27 (10137)  № 26 (10136)  № 25 (10135)  24 (10134)  23 (10133)  № 22 (10132)  № 21 (10131)  № 20 (10130)  № 18 (10128)  № 17 (10127)  № 16 (10126)  № 15 (10125)  № 14 (10124)  № 13 (10123)  № 12 (10122)  № 11 (10121)  № 10 (10120)  № 9 (10119)  № 8 (10118)  № 7 (10117)  № 6 (10116)  № 5 (101115)  № 4 (10114)  № 3 (10113)  № 2 (10112)  № 1 (10111)  № 52 (10110)  № 51 (10109)  № 50 (10108)  № 49 (10107)  № 48 (10106)  № 47 (10105)  № 46 (10104)  № 42 (10100)  № 41 (10099)  № 40 (10098)  № 39 (10097)  № 38 (10096)  № 37 (10095)  № 36 (10094)  №35 (10093)  № 34 (10092)  № 33 (10091)  № 32 (10090)  № 31 (10089)  № 30 (10088)  № 29 (10087)  № 28 (10086)  № 27 (10085)  № 26 (10084)  21(10079)  № 20 (10078)  № 19 (10077)  № 18 (10076)  № 17 (10075)  № 16 (10074)  № 15 (10073)  № 14 (10073)  № 13 (10071)  № 12 (10070)  № 11 (10069) 
 
 
25 декабря 2025, четверг, 06:25

 

СВЕЖИЙ НОМЕР. 12+. №1 (9854), 10/01/2018

Акварельная история

Собрание Государственного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское» недавно пополнилось двумя ценными экспонатами - дорожными альбомами Николая Лансере 1903 и 1930 года.

Даже у тех, кто только поверхностно знаком с историей отечественного изобразительного искусства в счастливый период русского Серебряного века, эта фамилия на слуху. Братья Евгений и Николай Лансере (первый - известный художник, второй - архитектор и историк искусств, оба члены знаменитой когорты художников - объединения «Мир искусства») и их сестра Зинаида (весь мир знает её как Зинаиду Серебрякову - блестящего портретиста) - представители одной из самых ярких художественных династий рубежа ХIХ-ХХ столетий. Даже, строго говоря, двух из самых известных династий. Их мать Екатерина Николаевна - урождённая Бенуа; впрочем, она и сама была не просто «наследницей имени», но и хорошим художником-копиистом. Их отец Евгений Александрович Лансере - известный русский скульптор-анималист.

«УПОЁН ВСЕМ ЭТИМ...»


В псковских краях Николай Лансере впервые оказался в самом начале ХХ века, ещё будучи студентом академии художеств. По заданию Академии и Синода нужно было зарисовать, а также выполнить обмеры и описания старинных псковских церквей - успеть запечатлеть для потомков и истории деревянные здания, которые приходили в упадок, горели, разрушались... В эту поездку Лансере отправился с приятелями и однокашниками Владимиром Щуко и Людвигом Шрётером. (Добавим в скобках, что их имена позднее тоже войдут в «золотой список» русской культуры как имена выдающихся архитекторов своего времени. По проекту Щуко в Москве, например, будут построены Библиотека имени Ленина и главный павильон ВДНХ; он же, кстати, выступит и автором проекта реконструкции дома-музея и всего музейного комплекса в псковском Михайловском в 1911 году.)

Но тогда, летом 1903 года, повторим, Николай Лансере и его товарищи ещё студенты. При этом блестяще талантливые и уже профессионально подкованные, чтобы оценить «материал», с которым им предстоит работать. Так, Щуко пишет в письмах домой: «...упоён всем этим... работаю как угорелый».

Маршрут следования маленькой студенческой экспедиции проходит по самым знаковым местам губернии: Изборск -Печоры - Остров - Воронцово - Чернозерье - Тригорское - Опочка - Великие Луки. По пути молодые люди иногда заезжают и в совсем глухие деревушки, где ещё сохранились древние деревянные церкви. Николай Лансере пишет матушке, что природа на Псковщине удивительно живописная, что места «напоминают Финляндию».

В Пскове друзья останавливаются «в лучшей гостинице «Москва», рядом с городским садом. В саду - буфет, а ещё там играет военный оркестр («сию минуту играет «Петровский Преображенский марш» - уточняет в письме Николай). А вот Изборск после «милого Пскова» показался студентам «такой дырой, что не приведи Господи!». Гостиница (описывая её в письме к брату, Лансере уничижительно заключает это слово в кавычки и уточняет, что на самом деле это скорее чайное заведение) оказалась «...невероятной гадостью: грязь, вонь и миллионы клопов! Несмотря на живописное расположение и старые башни и стены, Изборск не мог заставить нас решиться остаться ещё одну ночь».

ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА - УНИКАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ

Более всего в этой поездке Николай Лансере интересуется стариной, примечает орнаменты, украшающие здания и одежду местных жителей. И вот уже на полях писем появляются рисунки: старинная церковь в Чернозерье, в 27 верстах от Выбора; храм в Жадре 1694 года постройки. Или акварельный орнаментальный «пояс» с изображением рыб и подпись к нему: «Верхняя часть изразцовой печи (реставрация) в Поганкиных палатах в Пскове». Нужно ли объяснять, насколько важны для современного историка искусства такие беглые, но профессионально точные «путевые впечатления»!

Для музейщиков «Михайловского» особенно важны описание и зарисовки, которые Николай Лансере сделал в Тригорском и Михайловском. Это ведь не просто набросок именитого художника: в до фотографическую эпоху такой рисунок, выполненный рисовальщиком с точной рукой и верным взглядом, можно и должно рассматривать как документ. Тем более письмо Лансере дошло до нас из 1903-го, а самый ранний вид дома Осиповых и Вульфов, на картине художника Владимира Мешкова (это полотно экспонируют сейчас в буфетной в Тригорском доме), относится к 1916 году.

Стараниями сотрудников «Михайловского» в фондах музея сейчас хранятся и эти, 1903 года, письма и небольшой -  девять с небольшим в ширину и шестнадцать с половиной сантиметров в высоту - альбомчик, который художник использовал как своего рода художественную записную книжку, для акварельных и карандашных набросков в путешествии.

Есть в собрании и две тетрадки, которые Николай Лансере заполнял во время своего второго визита в Псков и псковские пушкинские места, уже в 1930-м. В одной из них - виды Михайловского, Святых Гор и Пскова, в другой - снова Псков, Свято-Успенский монастырь в Святых Горах, Тригорское, трогательные пушкиногорские деревеньки... Всё это музейщики не просто хранят - серьёзно изучают.

-    Историческая ценность этих материалов неоспорима, - убеждена сотрудник научного архива Пушкинского Заповедника Татьяна Иванова. - Ведь многие пейзажи, зарисованные Лансере, давно изменились. Церкви и монастыри сильно пострадали - одни в 1920-е - 1930-е годы, другие во время Великой Отечественной. Какие-то из них позже были реставрированы и существуют уже в ином виде, реставрация других не закончена, некоторых уже не будет никогда. И изображения утраченных Воскресенской Воронической церкви или Благовещенского собора Псковского Кремля в альбоме, и зарисовки древних церквей псковских погостов на полях писем не только - безусловно! - обладают художественной ценностью. Они являются ещё и уникальными документами по истории Псковской земли.


ФАКТЫ

*    Документы, связанные с пребыванием Николая Лансере в Псковской губернии, поступили в музейное собрание в разные годы. Так, цитируемые здесь письма появились в фондах в канун двухсотлетия со дня рождения Пушкина, при содействии Татьяны Гейченко, дочери первого послевоенного директора «Михайловского», музейщика-легенды Семёна Степановича Гейченко. Недавно же собрание «Михайловского» пополнилось двумя альбомами, которые датируются 1903 и 1930 годами. Посетителям Пушкинского Заповедника их представили на традиционной, ежегодной выставке новых поступлений в музейное собрание.


*    Впервые о письмах Николая Лансере с его впечатлениями о поездке по Псковской губернии в 1903 году Татьяна Иванова подробно рассказала читателям в публикации «Псковская земля и пушкинские места Псковщины глазами Н.Е. Лансере» («Михайловская пушкиниана», вып. 60, 2013). О псковских студенческих впечатлениях Владимира Щуко - тоже с цитатами из писем будущего архитектора родным - можно прочесть в статье С.С. Гейченко «Архитектурные памятники Пушкиногорья» (газета «Пушкинский край», номер от 14 апреля 1984 года).Алина ЕГОРОВА. Репродукции рисунков Николая Лансере предоставлены музеем-заповедником «Михайловское».


Алина ЕГОРОВА.

Репродукции рисунков Николая Лансере предоставлены музеем-заповедником «Михайловское».

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиВесь Псков