
«Два капитана» Вениамина Каверина - особая книжка для каждого псковича, «самый псковский» роман. Наши школьники читают и обсуждают его на уроках литературы («региональный компонент в образовательной программе» — так обозначается это на языке, каким пишут школьные поурочные планы и отчёты в министерство). А ещё на уроках школьникам рассказывают, что семья капельмейстера расквартированного в Пскове Омского пехотного полка Александра Зильбера жила вначале на Завеличье, а потом на Сергиевской улице, которая сейчас - Октябрьский проспект. Младший сын Венечка поступил в Псковскую гимназию (сейчас в этом здании размещается школа № 1) только со второй попытки - не особо ладил с математикой. А потом стал писателем и запечатлел «...дом, гимназию, город в разные времена года, сады - Ботанический и Соборный, прогулки к немецкому кладбищу, каток, самого себя между четырьмя и пятнадцатью годами.» в своей прозе. В повести «Освещённые окна» и в «Двух капитанах», где, вполне в духе романтизированной, героически-военной стилистики, «зашифровал» имя любимого Пскова: «город Энск».

ПЕРВЫЙ ПУНКТ - ПСКОВ. ДАЛЕЕ - ВЕЗДЕ
В этом году исполнится 80 лет со дня первой публикации романа. Потрёпанную тоненькую книжицу адресованного юношеству журнала «Костёр» за август 1938 года можно сегодня увидеть в витрине в малом выставочном зале Псковского музея. Рядом с журналом - копия справки, свидетельствующей о том, что «Каверину Вениамину Александровичу, писателю в 1946 году присуждена Государственная премия СССР второй степени и присвоено звание лауреата Государственной премии СССР за роман «Два капитана». На полке ниже - нарядный, большеформатный, отпечатанный на мелованной бумаге двухтомник. Он выпущен в свет в прошлом, 2017-м году. Иллюстрации к изданию выполнил молодой московский художник Пётр Любаев. Оригиналы - 60 цветных и чёрно-белых рисунков - с недавних пор являются достоянием Государственного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское». В прошлом году часть из них - 29 листов - можно было увидеть на выставке в Святогорье. А сейчас вся коллекция впервые покинула «порт постоянной приписки» и экспонируется в Пскове. И это только первая остановка на пути передвижной выставки. Она - к сердечной радости художника - будет много путешествовать. Осенью, например, поедет в Великие Луки.

«ТЫ ПРОЧЁЛ ЖИЗНЬ...»
Работу над «Двумя капитанами» художник считает очень важной для себя. «Ты прочёл жизнь капитана Та-таринова, так говорил сам себе Саня Григорьев, - цитирует Павел Любаев книжку, которую, кажется, уже выучил наизусть. И продолжает: - Я же постарался прожить жизнь Сани в своих иллюстрациях».
И это, признаётся художник, было и интересно, и трудно. Во-первых, произведение-легенда, каким, вне сомнения, уже стала книжка Каверина, обязывает и иллюстратора выйти на легендарный, ну, или близкий к тому уровень. «Я всё время сомневался над своими рисунками и хотел найти наиболее выразительное решение. Старался всё делать обдуманно, как Саня Григорьев, - рассказывает он. И итожит: - Ведь иллюстрировать такое произведение для меня - дело чести!»
Эта книга, впрочем, оказалась для художника Любаева ещё и в какой-то мере «семейной хроникой».
- В «Двух капитанах», - рассказывает он, - судьбы многих героев перекликаются с подлинными судьбами людей, которых знал писатель. А мне вот показалось, что описание учителя географии Ивана Павловича Кораблёва полностью совпадает с портретом моего учителя истории, а образ Кати Татариновой я нашёл в карандашном портрете однокурсницы, тоже Кати, которая впоследствии стала моей женой.
Запечатлён в книжке и дедушка художника - в качестве журналиста.
И стоит ли удивляться тому, что книга уже была свёрстана, отправлена в печать, а Пётр Любаев всё не мог остановиться, всё работал и работал над своими «капитанами»...

«ИЗ ВСЕХ ИСКУССТВ ВАЖНЕЙШИМ ДЛЯ НАС...»
Продолжая разговор об интересе и сложности «псковской» работы, Пётр Любаев называет и своё «во-вторых». Дело в том, размышляет он, что «...роман написан в героико-романтической стилистике соцреализма. Прочитав его, я вспомнил знаменитый лозунг: «Из всех искусств важнейшим для нас является кино» и вновь пересмотрел свои любимые чёрно-белые советские фильмы (кстати, роман издавался раньше в основном с черно-белыми рисунками), изучил, как мог, по кинохронике и фотодокументам жизнь советских граждан в 1920-1930 годы. Разумеется, обратился и к изобразительному искусству той поры и постарался ввести зрителя в то время через какие-то известные картины или плакаты. Где-то это «открытая цитата», где-то я подсмотрел стилистику. Мне очень близко искусство советских художников 1920-1930-х годов. Этот период, на мой взгляд, стал значимым для творчества Лебедева, Дейнеки, Нисского и многих других мастеров, чутко прислушивающихся к ритму своего времени. Волей-неволей их работы встают перед глазами, когда вспоминаешь тот или другой эпизод романа.»
- А ещё в этих иллюстрациях, - комментирует выставку художник, руководитель экспозиционно-выставочного отдела музея-заповедника «Михайловское» Александр Иванов, - интересно проследить и то, как художник-монументалист (а по образованию Пётр Сергеевич является именно художни-ком-монументалистом, он - выпускник Института имени Сурикова, мастерской батально-исторической живописи под руководством академика РАН Соломина) преодолевает себя ради чистоты линии, прозрачности рисунка. Здесь видна рука рисовальщика сильной школы.
ЧИТАЙТЕ И ОТЫЩЕТЕ!
- Это очень молодая по своему духу книжка, и иллюстрации дышат светом и молодостью. Этот роман для молодых, только вступающих в жизнь людей. Вот Пушкина очень важно открыть в зрелом возрасте, вернуться к нему, чтобы понять всю глубину его мысли и чувства, а Каверина непременно нужно прочитать в юности, - напутствовала псковичей, которые откликнулись на приглашение прийти на открытие выставки, заместитель директора Пушкинского Заповедника Людмила Тихонова.
И предлагала, обращаясь к гостям музея - студентам-дизайнерам из Псковского политехнического колледжа в частности - взять томик из домашней библиотеки («Эта книга наверняка сохранилась у вас дома с того времени, когда её читали ваши родители») и читать тут же, прямо на выставке.
Двигаясь от иллюстрации к иллюстрации.
ФАКТЫ
* Пётр Любаев, несмотря на молодость (он родился в 1986 году), уже достаточно известный иллюстратор. В его активе такие книги, как «Вокруг света в восемьдесят дней», «Капитан Сорви-голова», «Сердца трёх», «Пять недель на воздушном шаре» и другая классика детской и подростковой литературы.
* Роман Каверина иллюстрировали многие художники: он выдержал более ста переизданий и выходил в свет на разных языках. Дважды - в 1955 и 1976 году - произведение экранизировали. В 2001 году по роману был поставлен печально знаменитый мюзикл «Норд-Ост».
* Каверин - не подлинная фамилия писателя, а псевдоним,и имя это - пушкинское. Вениамин Александрович признавался, что «фамилию Каверин... взял, имея в виду друга Пушкина, лихого гусара. Мне импонировало его мужество и смелость».
Алина ЕГОРОВА.
Репродукции предоставлены
Пушкинским Заповедником.