Предприниматель

Номер от 26-09-2012  Номер от 25-07-2012  Номер от 27-06-12  Номер от 30-05-2012  Номер от 22-02-2012  Номер от 25-01-2012  Номер от 21-12-2011  Номер от 30-11-2011  Номер от 02-11-2011  Номер от 28-09-2011  Специальный выпуск  №3 

В добрые руки

№ 45 (10000)  № 43 (9998)  24(9979)  23(9978)  22(9977) 

Свежий номер. 12+

№ 49 (10261)  № 48 (10260)  № 47 (10259)  №46 (10258)  № 45 (10257)  № 44 (10256)  № 43 (10255)  № 42 (10254)  № 40 (10252)  № 39 (10251)  № 38 (10250)  № 37 (10249)  № 36 (10248)  № 35 (10247)  № 34 (10246)  № 33 (10245)  №32 (10244)  №31 (10243)  №30 (10242)  №29 (10241)  №28 (10240)  № 27 (10239)  № 26 (10238)  № 25 (10237)  № 23 (10235)  № 22 (10234)  № 21 (10233)  № 20 (10232)  № 24 (10236)  № 19 (10231)  №18 (10230)  № 17 (10229)  № 16 (10228)  № 15 (10227)  № 14 (10226)  № 13 (10225)  № 12 (10224)  № 11 (10223)  № 10 (10222)  № 9 (10221)  № 8 (10220)  7 (10219)  № 6 (10218)  №5 (10217)  № 4 (10216)  № 3 (10215)  № 2 (10214)  № 1 (10213)  № 51 (10212)  № 49 (10210)  № 48 (10209)  № 47 (10208)  № 46 (10207)  № 45 (10206)  № 44 (10205)  № 43 (10204)  № 42 (10203)  № 41 (10202)  № 40 (10201)  № 39 (10200)  № 38 (10199)  № 37 (10198)  № 36 (10197)  № 35 (10196)  № 34 (10195)  № 33 (10194)  № 32 (10193)  № 31 (10192)  № 30 (10191)  № 29 (10190)  № 28 (10189)  № 27 (10188)  № 26 (10187)  № 25 (10186)  № 24 (10185)  № 23 (10184)  № 22 (10183)  № 21 (10182)  № 20 (10181)  № 19 (10180)  № 18 (10179)  № 17 (10178)  № 16 (10177)  № 15 (10176)  № 14 (10175)  № 13 (10174)  № 12 (10173)  № 11 (10172)  № 10 (10171)  № 9 (10170)  № 8 (10169)  № 7 (10168)  № 6 (10167)  № 5 (10166)  № 4 (10165)  № 3 (10164)  № 2 (10163)  № 1 (10162)  № 51 (10161)  № 50 (10160)  № 49 (10159)  № 48 (10158)  № 47 (10157)  № 46 (10156)  № 45 (10155)  № 44 (10154)  № 43 (10153)  № 42 (10152)  № 41 (10151)  № 40 (10150)  № 39 (10149)  № 38 (10148)  № 37 (10147)  № 36 (10146)  № 35 (10145)  № 34 (10144)  № 33 (10143)  № 32 (10142)  № 31 (10141)  № 30 (10140)  № 29 (10139)  № 28 (10138)  № 27 (10137)  № 26 (10136)  № 25 (10135)  24 (10134)  23 (10133)  № 22 (10132)  № 21 (10131)  № 20 (10130)  № 18 (10128)  № 17 (10127)  № 16 (10126)  № 15 (10125)  № 14 (10124)  № 13 (10123)  № 12 (10122)  № 11 (10121)  № 10 (10120)  № 9 (10119)  № 8 (10118)  № 7 (10117)  № 6 (10116)  № 5 (101115)  № 4 (10114)  № 3 (10113)  № 2 (10112)  № 1 (10111)  № 52 (10110)  № 51 (10109)  № 50 (10108)  № 49 (10107)  № 48 (10106)  № 47 (10105)  № 46 (10104)  № 42 (10100)  № 41 (10099)  № 40 (10098)  № 39 (10097)  № 38 (10096)  № 37 (10095)  № 36 (10094)  №35 (10093)  № 34 (10092)  № 33 (10091)  № 32 (10090)  № 31 (10089)  № 30 (10088)  № 29 (10087)  № 28 (10086)  № 27 (10085)  № 26 (10084)  21(10079)  № 20 (10078)  № 19 (10077)  № 18 (10076)  № 17 (10075)  № 16 (10074)  № 15 (10073)  № 14 (10073)  № 13 (10071)  № 12 (10070)  № 11 (10069) 
 
 
25 декабря 2025, четверг, 06:31

 

СВЕЖИЙ НОМЕР. 12+. №15 (9868), 18/04/2018

Матрешкин завиток

Без малого пять месяцев по субботам в музее-заповеднике «Михайловское» работала Студия эстетического развития детей, и это оказался замечательный опыт.

Вначале был... пригласительный билет. На первое же занятие к ребятам пришёл улыбчивый и обаятельный, очень добрый музейный художник Александр Николаевич Иванов. Разговор повели о том, что такое музей и зачем этот «склад старых вещей» нужен современному человеку, да что там - всему нашему миру. А ещё говорили о том, чем занимается в музее художник и, больше, люди каких профессий ещё нужны в музее. Сошлись на том, что по-настоящему ни один специалист, если он действительно мастер своего дела, здесь не будет лишним. И вот потом проектировали тот самый сувенирный пригласительный билет, каждый свой.

А уже в следующую субботу студийцы и их родители отправились в «Путешествие по картинной галерее». Учились отличать друг от дружки не только портрет, пейзаж и натюрморт (это, как выяснилось, очень легко), но и распознавать живопись и графику (а вот такое задание - труднее). В награду за успехи в конце урока малышам даже разрешили самостоятельно поработать на настоящем офортном станке. Эта замечательная вещь когда-то принадлежала большому мастеру, основателю псковской школы графики Валентину Васильеву, а теперь хранится в Пушкинском Заповеднике. Да не просто хранится, а ещё как активно работает!

А потом. Впрочем, даже просто перечислить, сколько интересного узнали ребята на музейных занятиях, не просто. Они рисовали пригласительные открытки и диафильмы - пусть не целиком, отдельные кадры, но всё-таки! Они рассматривали, что носили в дамских сумочках современницы Пушкина и сравнивали увиденное с тем, что лежит в сумке у сегодняшних женщин. Пробовали «растапливать» самовар - это, конечно, хлопотнее, чем согреть привычный чайник, но вкус приготовленного таким образом чая того стоит! Они учились вальсировать и осваивали комплекс «пушкинской гимнастики» - те самые упражнения, которые выполняли на занятиях воспитанники Императорского Царскосельского лицея. Рисовали книжные буквицы. Играли в крестьянские игры пушкинской поры и азартно кричали: «Калечина-малечина, сколько часов до вечера?» «Оживляли» кукол-артисток из петрушечного театра, прочее, прочее, прочее. Благо, у музея-заповедника в запасе столько забав и занятий, а главное - знающих и любящих своё дело специалистов, многие из которых, к тому же, в своё время получили качественное педагогическое образование.

Много нового на занятиях студии узнали не только дети, но и их мамы, папы, бабушки, которые при желании могли свободно присутствовать на уроках. И главное открытие, конечно, - о том, что при всей нашей любви, мы о наших детях, об их характерах, симпатиях и опасениях, знаем далеко не всё. А это значит, не всегда можем им помочь там, где действительно нужна помощь и ненавязчивая поддержка.

Один из самых тревожных «педагогических звоночков»,- делится наблюдениями куратор проекта, методист Пушкинского Заповедника по музейно-образовательной деятельности Татьяна Тимошина, - ребята часто боятся, что у них не получится, особенно если видят перед собой действительно совершенный образец. И не готовы самостоятельно преодолеть свои страхи и неумения. Они не пробуют снова и снова, а пасуют, отказываются даже от первой попытки.

Так, например, одну из студийных суббот в музее посвятили изучению куклы-матрёшки. Педагог рассказала о том, как родилась кукла, которую сейчас считают чуть ли не символом русской крестьянской культуры, объяснила, как именно делали деревянных «кумушек» и чем отличались матрёшки, изготовленные в разных регионах - например, инкрустированная ржаной соломкой вятская или расписная подмосковная. А потом предложила: а давайте, используя кисточки разной толщины и самую яркую гуашь, нарисуем на листах бумаги ягоды, цветы, листья, да и просто завитки, какими традиционно, издавна украшают деревянных куколок.


-    Вот что, казалось бы, проще, но! Вы не представляете. Мне пришлось не просто объяснять, как нарисовать простой завиток, но брать ребёнка за руку, водить вместе с ним по листу кисточкой. И ведь не один такой нерешительный оказался.

Другой момент - неожиданные «пробелы» в детской картине окружающего мира. Например, на занятии, которое называлось «На столе, блистая, шипел вечерний самовар», студийцам рассказывали о «чайном этикете» пушкинского времени. И тут выяснилось, что никто из малышей не знает, что такое листовой чай: дома второпях заваривают только пакетированный.

-    Показала крупнолистовой, мелколистовой; вместе понаблюдали, как чаинки, залитые кипятком, разворачиваются, -но столько недоверия на лицах было! А уж в то, что красный чай - тоже чай, мне кажется, и вовсе никто из детей до конца и не поверил, - смеётся Татьяна Тимошина.

На ближайшую субботу в музее назначили последнее занятие нынешнего учебного года. Но успешный проект не заканчивается. По просьбам родителей, чьи дети посещали студию всё это время, занятия с ними продолжат. А по уже опробованной программе (её немного откорректируют с учётом опыта этого сезона) будут заниматься с новичками.

И им тоже понравится!


ФАКТЫ

* Занятия в студии эстетического развития для детей при Государственном музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское» были рассчитаны на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, то есть, шестивосьмилетних ребятишек. Важно: программа составлена так, чтобы новичок смог влиться в группу с любого занятия.

*    Темы для занятий музейщикам частично подсказали родители будущих «студийцев» - до того, как верстать план, организаторы проекта провели анкетирование среди взрослых, заинтересованных в подобном проекте. Важный момент: «теоретическая» часть каждого занятия непременно перемежается с практикой.


Алина ЕГОРОВА.

Фото: Государственный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское».

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиВесь Псков