
Тот факт, что одно из излюбленных мест посещений и отдыха в Пушкинских Горах приходится защищать, может показаться абсурдным любому, кто хоть раз был в этом уголке природы. Но война, как оказалось, ведется уже больше десяти лет, правда - в одни ворота, но при этом не угасает и немало изматывает обе стороны: нападающей приходится проявлять чудеса изобретательности (сегодня «тревожные сигналы» уже вышли на столичный уровень), а хозяева частного природного парка без устали принимают проверяющих из самых разных инстанций и ведомств, отвлекаясь от планов и нового проекта, который так хочется реализовать.
ИДЕАЛЬНЫЙ ЭКОПАРК
Письмо защитников «Зоограда» пришло в псковские издания в ответ на публикацию в московской газете «Версия» «Мы же не звери», которая, в свою очередь, написана по негативному описанию парка зверей его главным критиком и соседкой. В псковские издания по понятным причинам жалоб не поступало: «Зооград» давно стал позитивной широко известной достопримечательностью Пушкинских Гор, куда заглядывал едва ли не каждый второй пскович. Сюда приятно привезти и гостей - семьями и туристическими группами, и после традиционных интеллектуально-духовных экскурсий в Тригорское и Святогорский монастырь немного расслабиться и увидеть на неведомых дорожках «избушку там на курьих ножках», и самих невиданных зверей.

Московский автор, к сожалению, не приехал посмотреть, что критикует, но, движимый любовью к животным, взял предложенный пример в качестве иллюстрации к проблеме издевательского содержания животных в частных контактных зоопарках и рассуждений на тему, какие надо запретить, а какие зоопарки, напротив, могут считаться идеальными для знакомства с животным миром. Жаль, что не приехал: судя по описанию, нашел бы здесь свой идеал. Но бюджет, видимо, ограничен. Зато слово хлестко, и разбудило пушкиногорцев, подвигло встать на защиту земляков.
Само определение контактного зоопарка никак не подходит к экопарку «Зооград». Автор утверждает, что контактный зоопарк - это концлагерь, место пыток для животных, которых трогают, щупают, тискают сотни человеческих рук и кормят в неположенное время. На самом деле животные и птицы находятся в вольерах и просто недосягаемы для посетителей. А те, которые гуляют на свободе, если не хотят, чтобы их гладили, просто не подойдут к посетителям. Попробуйте поймать курицу или кролика даже в небольшом пространстве, - пишут защитники.
ЗАЩИЩАТЬ ЧЕЛОВЕКА
И дальше письмо отвечает на нападки. Относительно неудобств, доставляемых соседям: «Зооград» расположен не в центре жилого квартала, а на краю леса, в самом конце улицы Западной. Причем дом 34 появился одним из первых в этом районе, он был построен в чистом поле, все соседние дома появились гораздо позже».
Относительно «поддержки коррумпированных чиновников» (дескать, глава района А. Баранов «способствует развитию зоопарка»): «Что же получается, глава района должен не поддерживать предпринимателей, а давить и гнобить? И уже совершенно не важно, что становление «Зоограда» было задолго до того, как Баранов стал главой администрации, и изначально никакой поддержки не было, все было создано исключительно титаническим каждодневным трудом семьи Голощаповых».
Относительно установленного дорожного знака: «Поселок живет за счет туристов, и важно, чтобы у них оставались только положительные эмоции от пребывания в Пушкинских Горах. Но, чтобы турист остался, одного заповедника мало, есть свободное время, когда музеи уже закрыты, и возникает вопрос, что еще можно посмотреть.
А теперь на пути в «Зооград» посетителей встречает знак «Движение запрещено», который был установлен в угоду госпоже Степановой, проживающей по соседству. А ведь в зоопарк едут и инвалиды, и пожилые люди, и родители с маленькими детьми. Раньше местные жители и дачники привозили в зоопарк корма, излишки урожая, а теперь подъехать - проблема, сразу будет вызван патруль ГИБДД. Более того, даже пожилые родственники теперь не могут подъехать к своим родным. В отличие от госпожи Степановой, к которой почему-то подъезд возможен. Ну не будет же она вызывать инспекцию из-за своих гостей?
Интересно, а чем это улица Западная отличается от других улиц поселка, с куда более интенсивным движением? Ведь там вопросов по закрытию движения не возникает? Почему поставили знак?»
Относительно хозяев «Зоограда»: «Хочется напомнить фразу из бессмертной комедии Рязанова: «Человека надо защищать от человека». Надо защищать создателей экопарка «Зооград» Андрея и Веронику Голощаповых. Людей из потомственной семьи биологов и микробиологов, которые еще в детском возрасте связали свою жизнь с животным миром, имеющих печатные труды в биологических журналах, работавших в научно-исследовательском зоологическом институте в Алма-Ате. Людей, проводивших многие годы в орнитологических экспедициях, изучавших птиц в горах Казахстана».
ВАСИЛИСА И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ
Вынужденные покинуть Среднюю Азию, они оставили научные изыскания, но не могли не заниматься птицами на новом месте. Радушно принимали всех любопытных. И в какой-то момент оказалось, что народ идет потоком, забирая время от поделок, которыми семья зарабатывала на жизнь. Послушав советы односельчан, Голощаповы зарегистрировали свой экопарк как бизнес. Птичье царство к тому времени уже разбавилось другими животными и продолжало пополняться.
Многих приносили и приносят охотники и любители природы: малышей, оставшихся без родителей и инвалидов. Если удается подлечить дикого зверя или птицу, они выпускаются на волю, благо лес начинается сразу за забором. Но были случаи, когда выпущенные звери возвращались: мол, тут кормят лучше. А взятых из природы малышей выпускать нельзя, не выживут. Медвежонка мама воспитывает и учит жизни полтора-два года, человек же нужных навыков зверю привить не может. Вот и живут в «Зоограде» уж десять лет доморощенная медведица Василисакраса русского леса, и волки, и лисы, и лоси, и рыси, и выдры, и подлеченный залетный пеликан, и кенгуру со страусами, и гуси-лебеди... И много кто еще - и доморощенные хищники, и вполне себе безобидные зверушки. Есть редкие экземпляры, купленные или выменянные в других зоопарках: всегда хочется расширить коллекцию, назвался экопарком - приходится соответствовать.

Плата приемлемая, по столичным меркам вообще символическая - 200 рублей для взрослого, 100 - для ребенка. Рядом со входом - выставка-продажа работ местных рукодельниц. Принцип «живи сам и помогай жить другому» в действии.
Мы беседуем с хозяином, а в просторном вольере огромный (говорящий!) ворон явно ревнует и соревнуется за внимание: льнет к сетке, подставляет для поглаживания шею. На вопрос «Можно ли погладить мне?» Андрей категорически не рекомендует этого делать: клюв мощный, птица серьезная. Столько разных диковинных видов фазанов и павлинов, уток и гусей, ястребов и сов, цапель и лебедей, попугаев и. редко где можно увидеть, и уж никак не ожидаешь в нашей провинции. И достояние России - русский соболь - не отводит бисерных глаз от своей хозяйки, и куница, и осоеды, и обезьянки, и гуси - все приветствуют и жаждут общения с любимыми людьми.
В АВТОРИТЕТЕ
Наша беседа с Андреем плавно перетекает к Веронике: у хозяина дел невпроворот, заказана машина ровнять грунт. С хозяйкой мы углубляемся по тем самым неведомым тропинкам ко многим невиданным (мною уж точно) зверям и реальной избушке на курьих ножках - произведению художественно-деревянного зодчества Андрея. По дереву, корягам и капам он - искусный мастер.
Внушительных размеров сдобная булка, прихваченная в качестве лакомства, быстро тает в руках Вероники: шикарная кабаниха, яки и лоси сопровождают хозяйку вдоль своих вольеров, стараясь привлечь внимание каждый к себе. Заискивающе, совсем по-щенячьи толкутся за двойным ограждением крупные волки: вдруг как сейчас гулять? На строгих ошейниках и жесткой струне иногда выходят они за забор - почувствовать и понюхать лес. Оба попали в «Зооград» малыми щенками, здесь выросли. Мальчик и девочка, щерятся-ругаются, как родные, но пара не сложилась. Волки -однолюбы, и эти оказались запечатлены на человека. Был еще старый матерый волк, недавно ушел. Не успели спасти, по диагнозу - отравили догхантеры. И посетители разные бывают, не уследить.
Вероника рассказывает о судьбах питомцев, между делом наклоняется - подобрать салфетку или уголок пачки от чипсов. Уголку - особое внимание: сами ели или зверю давали? Надо запомнить, чьи вольеры рядом, кому может стать плохо. Посетители не любят читать таблички с просьбами и не всегда знают, что для животных их угощения могут быть смертельно опасны. Недавно лань переугощалась яблоками, была на грани жизни и смерти. Сегодня, как все, провожает хозяйку грациозными поклонами. А вот гуси, наоборот, пытаются защитить от чужака - тут уж я чувствую себя неуверенно, и пытаюсь договориться.
На знакомый голос животные выбираются из укрытий и льнут к перегородкам. Улыбчивый лоснящийся выдр Колбаска выворачивается и вытягивается перед нами, переливаясь шикарной шубкой и округлыми формами. Вдруг дергается, заметив, что в его бассейн полетел корм, но остается с нами: доброе слово и ласка дороже. Андрей и Вероника рассказывают, как во время выхаживания (почти год!) он жил с ними в доме и шкодил не по-детски: открывал и «забывал закрыть» кран, забирался и перебирал на свой вкус холодильник, изобретал пути-возможности добраться до любого вожделенного предмета и, самое ужасное, едко метил территорию (возмущаясь, что за ним тотчас убирают) до шести раз подряд.
ЧИСТОТА
Это - особая тема, сопровождающая содержание любого животного. И тут хочется повторить слова, слышанные от многих: нигде, ни в одном зоопарке я не видела такой чистоты. Можно сказать - идеальной. Возможно, на малой площади и уследить легче, но здесь вольеры убираются постоянно, по 2-3 раза в день. Естественные органические отходы сортируются по видам удобрений (навоз - отдельно, помет - в другой мешок), складируются в отведенном углу у хозяйственных ворот (мы - свидетели) и затем разбираются местными фермерами как ценное сырье. Фигурирующие в нападках запах и грязь - тоже клевета, до которой хозяевам не было бы дела, если бы не утомительные проверки самых различных инстанций - едва ли не каждую неделю. Только инспекторы МЧС четыре раза за лето приезжали, служба государева обязывает: есть сигнал - обязаны выехать на место. Пересчитать водоемы, запасные выходы, багры, убедиться в отсутствии воспламеняющихся предметов.
На территории нет иного запаха, кроме аромата осени - жухлой листвы и солнечной пыли. Уловимый животный запах появляется только в замкнутом пространстве, когда мы заходим в домик с теплолюбивыми особями: обезьянки, экзотические кошки, тушканчики и еще кто-то совсем незнакомый и раньше не виданный. Тут я ощущаю некую «неправильность» происходящего: грациозная леопардовая кошка с янтарными глазами ни на йоту не сдвигается с пьедестала и оказывается первым зверем, не льнущим к своей хозяйке. В обиду играет?
- Да нет, - поясняет Вероника. Это моя любимица. Вообще она в доме живет, а днем здесь, на работе, встречает посетителей.
В доме, как в клинике Айболита, живут те, кто на данный момент требует особого внимания и лечения - рысь, выщипавшие себе перья попугаи, детеныш обезьянки, кошки и алабай. В разное время здесь побывали разные звери. Благо по соседству живет бывший ветврач питерского зоопарка - помощь всегда рядом. А вот птичьего хирурга - ортопеда удалось отыскать в Великих Луках, на него большие надежды. Многие птицы попадают в «Зооград» с физическими повреждениями, а рассчитать для них наркоз и заменить сустав - очень тонкая история.
Из цирка Запашных пострадавший в драке кенгуру - едва ли не единственный из обитателей «Зоограда», о чьей судьбе постоянно справляются бывшие владельцы. Греет на солнце подлеченные суставы и лениво приглядывает за молодняком: по загону скачут уже несколько поколений кенгурят. «Не размножаются в неволе» - это не про «Зооград», здесь многие пары приносят потомство, что дает возможность к обмену с другими зоопарками и расширению видового разнообразия.
За одной из стен - подворье монастыря, хозяйственный двор. Лучше соседей не придумать: животных любят, павлинов держат - просто для красоты. И в Печорском монастыре молодые лани-тоже из «Зоограда».
КОНТРОЛЬ
Насладившись общением с животными и их хозяевами, вспоминаем о цели визита и письме защитников, о клеветниках, кому экопарк почему-то как кость в горле.
Голощаповы проявляют деликатность: не хотят ни жаловаться, ни защищаться, мол, вы же все видели - живем, работаем. К проверкам привыкли, хотя и времени много забирают, направленные на «Зооград» камеры видеонаблюдения только улыбку вызывают: прятать и так нечего, всегда показать готовы. О том, что для автомобилистов, въезжающих под знак, бдительными соседями может быть вызвана ГИБДД, -повесили для гостей предупреждающее объявление. По правилам «бублик» разрешает подъезд по адресу, но реакция может быть агрессивная, лучше не провоцировать конфликт. Да вдруг и правда, мешают машины соседям? В летний сезон много народу приезжает, а улочка тесная... Жаль, что сразу больше земли не взяли, да не думали тогда ни о каком экопарке, сами в сарайчике жили. А теперь вот музей леса построить мечтается: экспонатов уже накопилось, надо людям показывать. Любить природу нужно учить, как же иначе?
Андрей рассказывает, что, бывало, после «Зоограда» и заядлые охотники «перевоспитывались»: одно дело - по движению в кустах стрелять, а потом мясо разделывать, другое - посмотреть косуле в глаза, погладить лосика. Если подойдет, конечно. Охотников звери угадывают каким-то неведомым чутьем, по поведению можно догадаться. «Вообще они знают о нас что-то такое, чего мы сами в себе не предполагаем, надо наблюдать», - улыбается собеседник, усмиряя за хвост скачущую по нему обезьянку.
В ТЕМУ
Галина Летова, посетитель «Зоограда»:
Впервые здесь, провожаю золотую осень в соприкосновении с природой. Но получить столько приятных эмоций даже не ожидала. Обратите внимание, какие здесь животные счастливые - холеные, ухоженные, явно сытые и здоровые. Словом, любимые. А ведь содержать такое хозяйство - титанический труд. И никакого тебе выходного или отпуска, никуда не уедешь. Люди своими руками все делают, и животных холят, и такую красоту создали. Все умно и безопасно. Рысь ходит - вроде на свободе, но за двойным ограждением, рядом лани прохаживаются и люди - совершенно спокойно.
Тамара Шмелева, посетитель «Зоограда»:
Приезжаю из Пскова погулять, отдохнуть душой. Внука привозила, теперь с подругой приехали. Мне тут все нравится, особенно птицы. Фазаны удивительные, нереальных расцветок! Где еще такое увидишь? Помните, раньше были передвижные зооцирки: нельзя было смотреть без боли на этих животных, а здесь все так замечательно устроено. Просто преклоняюсь перед подвижническим трудом этих людей, они живут ради своих питомцев. Поклон и уважение им за все сделанное. Просто молодцы! Держала дома птицу, знаю, каких она забот требует, а тут целый «Зооград» жителей!
Юлия Говорова - писатель. Уже несколько лет живет и работает в экопарке, убирает клетки, заботится о животных. Ее любят даже лебеди - шипуны, но больше других - волчица Ирма. Первая ее книга писем о «Зоограде» написана в соавторстве с Мариной Москвиной «Ты, главное, пиши о любви». Автор говорит, что ее новая книга тоже будет посвящена обитателям экопарка.
Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru
Фото автора, Александра МИЛЬКИ,
Вероники и Андрея ГОЛОЩАПОВЫХ.