Предприниматель

Номер от 26-09-2012  Номер от 25-07-2012  Номер от 27-06-12  Номер от 30-05-2012  Номер от 22-02-2012  Номер от 25-01-2012  Номер от 21-12-2011  Номер от 30-11-2011  Номер от 02-11-2011  Номер от 28-09-2011  Специальный выпуск  №3 

В добрые руки

№ 45 (10000)  № 43 (9998)  24(9979)  23(9978)  22(9977) 

Свежий номер. 12+

№ 49 (10261)  № 48 (10260)  № 47 (10259)  №46 (10258)  № 45 (10257)  № 44 (10256)  № 43 (10255)  № 42 (10254)  № 40 (10252)  № 39 (10251)  № 38 (10250)  № 37 (10249)  № 36 (10248)  № 35 (10247)  № 34 (10246)  № 33 (10245)  №32 (10244)  №31 (10243)  №30 (10242)  №29 (10241)  №28 (10240)  № 27 (10239)  № 26 (10238)  № 25 (10237)  № 23 (10235)  № 22 (10234)  № 21 (10233)  № 20 (10232)  № 24 (10236)  № 19 (10231)  №18 (10230)  № 17 (10229)  № 16 (10228)  № 15 (10227)  № 14 (10226)  № 13 (10225)  № 12 (10224)  № 11 (10223)  № 10 (10222)  № 9 (10221)  № 8 (10220)  7 (10219)  № 6 (10218)  №5 (10217)  № 4 (10216)  № 3 (10215)  № 2 (10214)  № 1 (10213)  № 51 (10212)  № 49 (10210)  № 48 (10209)  № 47 (10208)  № 46 (10207)  № 45 (10206)  № 44 (10205)  № 43 (10204)  № 42 (10203)  № 41 (10202)  № 40 (10201)  № 39 (10200)  № 38 (10199)  № 37 (10198)  № 36 (10197)  № 35 (10196)  № 34 (10195)  № 33 (10194)  № 32 (10193)  № 31 (10192)  № 30 (10191)  № 29 (10190)  № 28 (10189)  № 27 (10188)  № 26 (10187)  № 25 (10186)  № 24 (10185)  № 23 (10184)  № 22 (10183)  № 21 (10182)  № 20 (10181)  № 19 (10180)  № 18 (10179)  № 17 (10178)  № 16 (10177)  № 15 (10176)  № 14 (10175)  № 13 (10174)  № 12 (10173)  № 11 (10172)  № 10 (10171)  № 9 (10170)  № 8 (10169)  № 7 (10168)  № 6 (10167)  № 5 (10166)  № 4 (10165)  № 3 (10164)  № 2 (10163)  № 1 (10162)  № 51 (10161)  № 50 (10160)  № 49 (10159)  № 48 (10158)  № 47 (10157)  № 46 (10156)  № 45 (10155)  № 44 (10154)  № 43 (10153)  № 42 (10152)  № 41 (10151)  № 40 (10150)  № 39 (10149)  № 38 (10148)  № 37 (10147)  № 36 (10146)  № 35 (10145)  № 34 (10144)  № 33 (10143)  № 32 (10142)  № 31 (10141)  № 30 (10140)  № 29 (10139)  № 28 (10138)  № 27 (10137)  № 26 (10136)  № 25 (10135)  24 (10134)  23 (10133)  № 22 (10132)  № 21 (10131)  № 20 (10130)  № 18 (10128)  № 17 (10127)  № 16 (10126)  № 15 (10125)  № 14 (10124)  № 13 (10123)  № 12 (10122)  № 11 (10121)  № 10 (10120)  № 9 (10119)  № 8 (10118)  № 7 (10117)  № 6 (10116)  № 5 (101115)  № 4 (10114)  № 3 (10113)  № 2 (10112)  № 1 (10111)  № 52 (10110)  № 51 (10109)  № 50 (10108)  № 49 (10107)  № 48 (10106)  № 47 (10105)  № 46 (10104)  № 42 (10100)  № 41 (10099)  № 40 (10098)  № 39 (10097)  № 38 (10096)  № 37 (10095)  № 36 (10094)  №35 (10093)  № 34 (10092)  № 33 (10091)  № 32 (10090)  № 31 (10089)  № 30 (10088)  № 29 (10087)  № 28 (10086)  № 27 (10085)  № 26 (10084)  21(10079)  № 20 (10078)  № 19 (10077)  № 18 (10076)  № 17 (10075)  № 16 (10074)  № 15 (10073)  № 14 (10073)  № 13 (10071)  № 12 (10070)  № 11 (10069) 
 
 
25 декабря 2025, четверг, 08:26

 

СВЕЖИЙ НОМЕР. 12+. №8 (9912), 27/02/2019

Как стать шоколатье

Жить со вкусом, работать с удовольствием, от души делать то, что интересно, и делать это, в первую очередь, ради близких. Жизнь Татьяны Лаврентьевой построена на простых азбучных истинах, ведущих к счастливой жизни.

Путь этот знают многие, только вот пройти решаются единицы. Сидят в скучных офисах и уже не помнят, о чем мечтали в детстве. И боятся сокращений, переводов и «оптимизаций кадрового состава». Хотя гораздо страшнее и для здоровья губительно заниматься нелюбимым делом.

НАЙТИ СВОЕ

Наша героиня тоже попала в «жернова» банковской оптимизации, хотя ее сокращение и было осознанным выбором, вопреки предложению перевестись в Санкт-Петербург. Уезжать Татьяна Лаврентьева не хотела, да и муж не видел для себя перспективы в северной столице, а у детей - учеба, друзья и увлечения в Пскове. Второй банк - и снова оптимизация. Тут уж пришлось принять мысль о начале новой жизни и решить, какой именно она будет. Ясное дело - сладкой, как говорится, чтобы все в шоколаде.

А почему бы и нет? Мысль о шоколаде показалась очень увлекательной, хотя сладкоежкой ни Татьяну, ни ее домашних назвать нельзя, скорее - дегустаторы. Но вот если отнестись к шоколаду как к товару... Татьяна сначала хотела взять франшизу и стать региональным представителем крупной производственной компании с иностранным участием, заниматься продвижением нового бренда в области, получила соответствующее предложение. Муж-предприниматель отреагировал неожиданно: мол, что чужое продавать, надо свое производить. Эта мысль дала всходы и определила будущее. Производить шоколад - настоящий, лучше, чем в советские времена - показалось очень достойным и увлекательным бизнесом.

Когда сложилась идея, последний трудовой отпуск и определенные средства были вложены в обучение у известного московского шоколатье Аллы Комиссаровой, работающей по французским, бельгийским и собственным рецептам. Впрочем, в выборе учителя Татьяна руководствовалась не только уровнем признания мастера, но и ее высказываниями, за которыми угадывалось родственное мироощущение. Написала ей письмо - о замечательном старинном городе Пскове, достойном хорошего шоколада, и о своей идее, готовности учиться и работать. Была уверенность: примут и поймут. И, действительно, в ответном письме нашла приглашение на мастер-класс. Обучалась с большим интересом и удовольствием от получения новых знаний. При том, что мастер-классы в знаменитом шоколадном ателье проводятся регулярно, они не рассчитаны на новичков и объяснение азбучных истин. Татьяна же на тот момент и кондитерский мешок ни разу в руках не держала, домашняя готовка - не в счет, приходилось учиться с нуля. Но упорство победило, и технологии, и секреты работы с шоколадом изучались тщательно и во всех подробностях, так что руководители даже предлагали остаться - еще подучиться и поработать, закрепить приобретенные навыки.

Татьяна решила закреплять на собственном опыте. К этому моменту она уже твердо решила, что будет делать конфеты.

СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА


По программе поддержки начинающих предпринимателей Татьяна получила ссуду на маленькую темперирующую машину для шоколада - по крайней мере, на ее часть. Машина, точнейшие аптекарские весы, всевозможные формы с самым широким разбросом цен - минимальный набор начинающего мастера. Все это наполнило домашнюю кухню, ставшую лабораторией шоколада. Самые серьезные требования шоколатье предъявляют к качеству исходного продукта - профессионального шоколада без заменителей какао-продуктов. Экономить на этом, по убеждению нашей героини, никак нельзя, иначе получится совсем не тот продукт. Чтобы почувствовать первоначальный вкус шоколада, Татьяна на мастер-классах предлагает попробовать дробленые какао-бобы. Их вкус, конечно, не привычен для любителей шоколада, но вкус и послевкусие отличные, практически без запаха, аромат шоколада проявляется только, если дробленых бобов очень много.

Татьяна с удовольствием разрешает мои сомнения относительно белого шоколада: оказывается, совершенно натуральный продукт, его делает шоколадом основа из какао-масла, зато нет привычных композиционных элементов - какао-бобов и тертого какао. Из добавок - сухое цельное молоко, лецитин, натуральная ваниль определенного сорта. А вот в любимом многими горьком шоколаде значительная доля какао-продуктов, и, если это действительно хороший шоколад и сделан без заменителей, он очень полезен.

Открытием уже состоявшегося псковского шоколатье стал новый вид натурального шоколада - руби, розовый шоколад, приготовляемый из особого вида бобов без добавления каких бы то ни было красителей или фруктовых ароматизаторов, имеющий легкую фруктовую нотку. В России его еще нет, но из поездки на мальтийскую шоколадную фабрику Татьяна привезла немного руби для экспериментов. Добиться близкого к руби эффекта цвета и аромата можно и с помощью красителей и ароматизаторов, но разница между искусственным и настоящим розовым шоколадом будет примерно такая же, как между натуральным шоколадом и сладкой плиткой. Раз почувствуешь - и не захочется иного.

То же касается и изготавливаемого Татьяной натурального фруктового мармелада (по собственной рецептуре - с минимальным содержанием сахара) и различных, порой экстравагантных и неожиданных начинок и добавок к конфетам. Поле для творчества и экспериментов у шоколатье - бесконечное, без всяких преувеличений.

Домашние уже и не едят никаких иных сладостей, кроме маминых фирменных, только Татьяна иногда с профессиональным интересом, в поиске новых идей вскрывает подаренные ей конфеты. И убеждается, что ее технологии лучше. Хотя и несомненно дороже. Изготовление конфет в ее исполнении - это процесс не менее 24 часов, на каждом этапе - особый температурный режим и необходимая выдержка. Это мало напоминает готовившиеся в детстве из смеси «Малыш», сгущенки и вафель конфеты. И даже гораздо серьезнее, чем конфеты-десерты ручной работы, изготавливаемые хорошими рестораторами по упрощенным технологиям.

ПОКА НЕ БИЗНЕС


Увлечение Татьяны Лаврентьевой, за несколько лет возведенное на высокий научно-технологический пьедестал и призванное стать бизнесом, пока таковым не стало. Привычка делать все основательно и осторожно не позволяет назваться производителем. Сама отшучивается: мол, настоящим шоколатье считается только после того, как миллион конфет сделает. Да кто ж их считает, эти конфеты?

Первыми и главными дегустаторами и ценителями были и остаются родные - муж и дети. Подруги дочери все спрашивают, когда твоя мама откроет свое кафе? Мечтается, конечно, о небольшой ремесленной мастерской с небольшим кафе и магазинчиком, где можно было бы проводить мастер-классы и семинары, прививать вкус к настоящим сладостям и учить экспериментировать с возможностями. Но пока это отдаленная перспектива.

Шоколатье Лаврентьевой относительно возможного бизнеса приходится решать множество сопутствующих вопросов: от производственной базы до упаковки, от ценообразования до сбыта. Срок годности мармелада и конфет - один месяц. Себестоимость одной конфетки - порядка 40 рублей. Плюс стоимость упаковки - для хороших конфет логично подобрать соответствующее обрамление. Стоимость - от 20 рублей за пакетик до 300 рублей за коробку-шкатулочку. Где уж тут рассчитывать на прибыль в небольшом городе? Надо искать возможности и варианты. Бизнес - дело очень серьезное и ответственное. Пока наша шо-колатье участвует во всех возможных выставках и проводит мастер-классы для участниц Университета третьего возраста по программе «Бизнес 50+» и всех желающих, детей и взрослых. А еще балует экспериментальными лакомствами семью и выслушивает их шуточки по поводу убыточных шедевров. И сдаваться не собирается.

Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru.
Фото автора.

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 

ВЗГЛЯД

СТАТЬИ В ЭТОМ НОМЕРЕ



 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиВесь Псков