
Жители Псковского района замечают, что работы на этой развязке ведутся очень интенсивно, именно здесь сейчас сосредоточены основные усилия строителей Северного обхода. По заданию Губернатора области к Ганзейским дням основная часть развязки будет завершена и открыта для автомобильного движения.
УДАРНЫМИ ТЕМПАМИ
Председатель Комитета по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области Борис Елкин поясняет, что речь, в первую очередь, идет о пуске путепровода и завершении съездов - «усов» развязки. В 2018 году подрядной организации был предоставлен аванс. С учетом отработки аванса и полученной финансовой помощи из федерального бюджета в 200 миллионов рублей почти хватает на выполнение работ по сооружению транспортной развязки. Проект сложный, близость жилых застроек обусловила необходимость переноса из зоны строительства большого количества инженерных сетей, причем, если с водопроводом и электросетями все вопросы решены, то переустройство газопровода большого диаметра выходит за смету проекта и рассматривается уже следующим этапом.
На мостовом полотне уже выполнены все работы с покрытием - от бетонирования плит до финишного асфальтового слоя, установлена гидроизоляция, перильное и барьерное заграждения, монтируются электроопоры, сформированы и укрепляются конусы стен развязки, выделены и обустраиваются автобусные остановки. Движение открыто, а у строителей остается широкий фронт работ на обочинах полотна - самый трудоемкий и трудозатратный с точки зрения применения рабочей силы: монтаж системы водоотведения, барьерных ограждений и перил, опор освещения и остановок, поребриков и тротуаров.
РАЗВЯЗАТЬ ТУПИК
Представитель генподрядчика Северного обхода ООО «ТЕХНОСТРОЙ», начальник строительства Александр Семенов рассказал нам о ходе работ на месте как раз в день открытия движения через путепровод. В тот момент сверху можно было еще наблюдать, как пыльная гусеница автомобильного потока двигалась поочередно то в одну, то в другую сторону привычного объезда по одной полосе. А на соседнюю полосу уже вышла тяжелая дорожная техника: заворачивать «усы» съездов в ином, предусмотренном проектом направлении. Через несколько часов схема движения изменилась, автомобилисты уверенно направились тестировать новое трехслойное асфальтовое покрытие путепровода, а работа внизу, на съездах будущей развязки, закипела с удвоенным энтузиазмом. Субподрядчик, выполняющий работы - ООО «Строительнаякомпания «Балтийский Берег», нареканий не вызывает, и будет выполнять строительство следующего путепровода по ходу строительства над Северным обходом на автомобильной дороге Псков-Писковичи-Муровицы.
Масштаб ведущейся стройки захватывает. Уже восстановлена как временно использовавшаяся в процессе строительства дорога Солоново-Хотицы и съезд на нее, да и развязка почти оформлена, но начальник строительства отказывается говорить о ее полноценном запуске даже после завершения ведущихся работ к Ганзейским дням. Ведь пока на двух съездах из восьми остается тупик: они упираются в будущий, еще не построенный участок обхода, ведут в никуда. А участок этот вдоль горы Соколиха небольшой, всего 2 км до будущего моста через реку Великая.
ВЫДЕРЖАТЬ СМЕТУ
Самую большую проблему в работах на сегодняшний день представляет газопровод высокого давления, который надо переносить из зоны автодороги. Диаметр газопровода и желание осуществить перенос без прекращения подачи газа потребителям диктуют необходимость обратиться к единственному монополисту, владеющему соответствующей запатентованной технологией. А он выставляет цену, несопоставимую с заложенной в контракте.
Решать подобные вопросы приходится практически на каждом участке. Проект Северного обхода датируется 2013 годом, с того времени и новые технические решения появились, новые материалы и технологии, и нормативы изменились, не говоря о стоимости работ и материалов. Впрочем, иногда и в пределах сметы что-то улучшить удается, но чаще наоборот.
Перенос еще одного газопровода большого диаметра и других сетей также предстоит произвести при строительстве двухуровневой развязки на пересечении с федеральной трассой А212 Псков-Изборск. Всего же на «Северном обходе будут построены 7 дорожных сооружений - транспортные развязки, путепроводы большие и малые, и, конечно же, самый крупный объект - мост через Великую.
МОСТ
При самом оптимистичном раскладе (читать - своевременном финансировании) строительство Северного обхода может быть завершено в 2022 году. На вопрос об иных факторах, тормозящих строительство, Александр Семенов привел в пример мост через Великую. Специалисты сошлись во мнении, что предписанное проектом решение не совсем корректно, не учитывает сложностей грунта и каменного дна, необходимо использовать ли-дерное бурение и забивку свай при помощи обсадных труб, но при этом выполнение проекта в доработанном варианте приводит к существенному удорожанию работ. Применение же альтернативной технологии буронабивных свай требует полного перепроектирования, и новый проект на строительство моста должен пройти государственную экспертизу.
Пока же сложное искусственное сооружение мост - замороженная стройка в ожидании решения своей судьбы. Радует одно, что в свое время заменили планировавшееся строительство с использованием плавсредств на всесезонную вспомогательную эстакаду: и за бюджет проекта не вышли, и погода стройке помехой не станет, ведь на перепроектирование, по оптимистичным прогнозам, уйдет еще несколько месяцев. Благо, пока и на земле работы хватает, а первые результаты уже радуют.
Ася ЗАМАРАЕВА.
Фото Александра МИЛЬКИ
province@pskovline.ru.