
ЖЕСТКИЕ УСЛОВИЯ
Надо отметить, что накал родительских волнений по поводу сдачи экзаменов в тестовой форме, жестких условий проведения и формализации проверочных мероприятий уже несколько поутих: поколения успешно прошедших через это испытание, поступивших и уже даже окончивших вузы выпускников являются лучшим доказательством, что не так страшен ЕГЭ, как им пугают.
Сдать проверочный ЕГЭ по истории в Пскове собрались немногим более 20 родителей. К ним присоединились уполномоченный по правам ребенка в Псковской области Наталья Соколова, заместитель председателя комитета по образованию Псковской области Геннадий Барышников и... «Псковская провинция» в моем лице.
Порядок проведения испытания для родителей полностью повторял настоящий ЕГЭ. Было необходимо сдать все личные вещи, кроме паспорта и «правильной» гелевой ручки (при ее наличии), пройти проверку металлодетек-тором и только после этого направиться в аудиторию и занять место согласно списку и номеру парты. Даже в виде исключения и с учетом профессиональной необходимости взять с собой фотоаппарат оказалось делом проблематичным: на настоящем экзамене это недопустимо. С учетом заранее специально полученной аккредитации мне разрешили съемку до момента распечатывания и раздачи участникам комплектов экзаменационных контрольно-измерительных материалов (КИМов).
Токен с электронной подписью, запечатанный диск с заданиями, вывод на печать материалов прямо в аудитории, четкий и строгий инструктаж по заполнению бланков и порядку прочих «шевелений» на экзамене (вопросов, выходов из аудитории и так далее). При том, что я регулярно пишу родительские ЕГЭ и всероссийские диктанты, инструктаж дарит волну стресса и паники. И уже при заполнении титульной страницы теста делаю несколько ошибок: для распознавания роботом «единицы» должны быть без «носиков», «е» как «Е», и за границы клеток выходить строго воспрещается.
Бланк мне менять не собираются (вовсе не потому что ЕГЭ - пробный, просто не положено), а возникшее за настоящих выпускников волнение гасят: дети всё знают, и все технические моменты многократно повторяют. Неологизм «натаскать на ЕГЭ» открывается для меня самой примитивной гранью.
ЗНАЕМ ЛИ МЫ ИСТОРИЮ?
Оказывается, если и знаем, то не помним, а если и помним, то совсем по-другому, чем изучают современные школьники. Мой припасенный загодя скепсис медалистки советских лет развеялся о необходимость приводить одновременно и аргументы, и контраргументы к высказываниям, характеризующим исторические явления. Умение вычленять «плюсы» и «минусы» событий в историческом контексте, безусловно, полезно, причем не только для будущих гуманитариев. А еще тесты подразумевали умение сопоставлять исторические процессы одной эпохи в разных странах, чего не было при «линейном» изучении предмета в прошлом, ориентироваться в картах сражений и восполнять их отсутствующими деталями, а также минимально ориентироваться в культурологии.
Девять тестовых заданий и два вопроса для изложения ответа в свободной форме показались интересными и достойными размышлений. Главный специалист Управления образования Пскова Наталья Кучерова, впрочем, успокоила родителей: сложность вопросов ЕГЭ для родителей была чуть выше, чем обычно, но ведь и вопросов совсем мало. И задача мероприятия другая - дать родителям возможность почувствовать себя «в шкуре» экзаменуемого, после чего объяснить детям, что бояться ЕГЭ не следует. Надо просто хорошо подготовиться и быть внимательным.
БЕЗ ТРЕВОГ
Родительские тревоги были озвучены и детально разобраны на пресс-конференции по окончании экзамена. Эксперты рассказывали об объективности применяемой системы независимого оценивания, методике отработки расхождений экспертных баллов и приоритете интересов ребенка в спорных ситуациях. Уполномоченный по правам ребенка в Псковской области Наталья Соколова согласилась, что ЕГЭ - всегда стресс и испытание, которое ребенок вряд ли захочет повторить. Идеально было бы при сдаче экзамена давать возможность выбора формы его проведения. Хочется надеяться, что в будущем мы к этому придём.
24 апреля в Пскове пройдет общегородская репетиция сдачи ЕГЭ по русскому языку уже в пунктах сдачи экзамена: чтобы в день «X» никто не заблудился. А на 13 мая намечен общероссийский тренировочный ЕГЭ.
Многие из писавших тест порадовались, что при внимательном прочтении вопросов в них можно найти намек на подсказку, а при чтении карты помогли современные топонимы. Словом, то, что давно окончившим школу родителям оказалось под силу, не должно вызвать сложностей и у выпускников. Тем более, что впереди у них еще пробные ЕГЭ.
Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru Фото автора.