
Сразу в нескольких номинациях победителями стали учащиеся и педагоги школ Псковского района. Всего за победу боролись более 30 человек.
Специальный приз вручат ученикам Стремуткинской СОШ Егору Соколову и Дарье Анисимовой за плакаты, посвященные теме замусоривания планеты. Их рисунки стали лучшими в номинации «Информирование общества/ пропаганда энергосберегающего поведения и раздельного сбора мусора». Учитель ИЗО Стремуткинской школы Марина Гулина получит благодарность комитета по образованию Псковской области.
Кроме того, оргкомитет конкурса присудил специальный приз учителю географии Пи-сковской средней общеобразовательной школы Надежде Романовой за проект «Игра на местности «Экологическая ярмарка». Проект стал лучшим в номинации «Педагогическая разработка по теме энергоэффективности или обращения с ТБО».
ВЗАИМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Педагогический путь Надежды Романовой интересен не только своей продолжительностью - 33 года, но и тем, что треть этого пути она трудится в своей родной школе в Писко-вичах. Той самой, откуда она направилась получать образование в Псковский педагогический институт, на факультет географии.
- В нашем коллективе работают учителя, у которых я сама училась, - улыбается Надежда.
Но учиться молодой географичке довелось не только у учителей и профессоров, но и у собственных учеников. По распределению Надежда попала в школу в деревне Торошино. Вернее, сама её выбрала - хотелось работать именно там, ближе к природе.
Сейчас, с высоты своего опыта, она понимает: выбор был правильным.
- Оказалось, что деревенские мальчишки и девчонки не хуже меня знакомы с видовым составом ягод и грибов, растущих в окрестностях, могут по голосам определять птиц, предсказывать погоду по десятку малозаметных для городского человека признаков, - говорит Надежда.
- Поэтому процесс обучения у нас сразу превратился во взаи-мообучение и сотрудничество. Изучив на уроках теорию, мы отправлялись в походы по лугам, лесам и болотам, описывали редкие растения, определяли следы животных, искали место, где из небольшого ручейка начинается речка. Вместе мы совершали открытия.
ВОПРОСЫ КАК СТИМУЛ
Уже тогда начинающий педагог проявила интерес к исследовательской деятельности. Из вопросов, заданных ею на уроках («Болото - это вода или суша?», «А правда ли, что численность аистов влияет на количество жителей в деревне?», «Можно ли вырастить грибы в огороде?»), рождались исследовательские проекты. И вот уже, разделившись на группы, дети вместе с молодой учительницей занимались опросом местных жителей, анализом статистических материалов, постановкой экспериментов. Этот подход к работе Надежда принесла и в свою родную школу в Писковичах, куда перешла из Торошинской.
Уже много лет наша героиня является здесь руководителем школьного научного общества, её ученики успешно выступают на региональных и Всероссийских конкурсах и конференциях. Последние четыре года ученики вместе с Надеждой работают над проектом по созданию сайта «Справочник объектов Снетогорско-Муровицкого памятника природы регионального значения». Они совершили походы по всём населённым пунктам, расположенным на правом берегу реки Великой в пределах памятника природы, сфотографировали и описали значимые природные, исторические, культурные святыни.
Выяснив, что берег сильно загрязнён, решили заняться благоустройством территории: убирали многолетний мусор, высаживали деревья, приводили в порядок воинские захоронения. Год назад восьмиклассники создали эколого-про-светительский отряд «Чистый Псков», участники которого добровольно занимаются уборкой берега, пристраивают в приют бездомных животных, развешивают кормушки и скворечники для птиц, стараются привлечь всех неравнодушных граждан к проблемам родной деревни. Написали ходатайство и получили разрешение на установку контейнеров для сбора использованных батареек, пытаются добиться раздельного сбора бытовых отходов. Вся эта деятельность и легла в основу проекта, победившего в конкурсе «Эко-инициатива 2019-2020».
ИНТЕРЕСНОЕ РЯДОМ
Коллеги часто спрашивают Надежду: «Откуда берётся столько интересных тем для исследований?». Ответ прост: «Все исследовательские работы - это поиск ответов на многочисленные вопросы, которые постоянно задают ученики, а я просто записываю в блокнот, и предлагаю поискать решение вместе».
Можно сказать, что слова «я познаю мир», которые многие из нас помнят из советского учебника по природоведению, стали для Надежды Романовой девизом, и она не только помогает познать мир ученикам, но и сама познаёт его вместе с ними.
И когда ученики, теперь уже взрослые состоявшиеся люди, присылают ей фотографии на фоне Везувия или Эйфелевой башни с рекламой собственных туристических агентств, видео с выступлений на научных форумах, она радуется, что для многих этот девиз тоже стал жизненным кредо. Как и ещё одно выражение: «Дорогу осилит идущий».
- Этот девиз мотивировал меня к профессиональному росту: участию в конкурсах «Учитель года Псковской области», «Учитель года России», Международном семинаре учителей в «Артеке» в рамках проекта «Образование без границ», -делится Надежда Романова.
Но ещё больше греет её сердце тот факт, что общение с бывшими учениками не ограничивается дежурными сообщениями и лайками ВКонтакте: «Мы поддерживаем друг друга в сложных ситуациях, созваниваемся и встречаемся, рассказываем об успехах и проблемах своих детей».
Таковы реалии сельского учителя, которого язык не поворачивается назвать специалистом, оказывающим образовательные услуги. Учитель - педагог и психолог, наставник и тренер, режиссёр-постановщик школьных и деревенских праздников.
Надежда Романова резюмирует: «Раздумывая над предложением бывшего премьер-министра Дмитрия Медведева «Пойти в бизнес и зарабатывать», я прихожу к выводу, что моих знаний и организаторских способностей хватило бы, чтобы открыть собственное дело или уехать в столичную школу и получать там зарплату в пять-десять раз больше. Но не могу не согласиться с его же утверждением, что учитель - это не профессия, а призвание».
Константин КОЗЛОВСКИЙ.
Фото из архива Надежды РОМАНОВОЙ.
province@media-60.ru