
Заметим, что за эти годы антимонопольные органы несколько раз изменяли свое наименование, при этом расширялся и круг их полномочий. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) была создана Указом Президента РФ 9 марта 2004 года. В настоящее время в структуру ФАС России входят 87 территориальных органов, которые осуществляют свою деятельность на территории всех 89 субъектов РФ.
За годы становления и развития относительно молодого органа рыночного регулирования были разработаны основы защиты добросовестной конкуренции: антимонопольное законодательство, законодательство о государственных и муниципальных закупках, о рекламе, торговле и др. Были разработаны и установлены антимонопольные требования в отраслевом законодательстве.
При всем этом простым горожанам не очень понятны сферы регулирования ведомства. О том, с какими глобальными проблемами и текущими задачами сталкивается сегодня служба, беседуем с руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области Ириной Белоконь.
- Ирина Владимировна, Псковское УФАС, как самостоятельный территориальный орган, существует уже 21 год. Какие основные задачи стоят перед службой на нынешнем этапе?
- Сегодня антимонопольная служба рассматривает акты и действия органов власти и хозяйствующих субъектов на предмет ограничения ими конкуренции на различных товарных рынках, а также при проведении ими торгов; пресекает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию и ненадлежащую рекламу; не допускает необоснованного увеличения тарифов. При этом, штатная численность управления составляет всего 13 человек, решающих широкий круг задач.
- Как измеряете результаты своей деятельности?
- Только за последние 3 года нами рассмотрено около 3 000 жалоб, обращений, заявлений по основным направлениям деятельности; на различных товарных рынках установлено более 1 100 нарушений; привлечено к административной ответственности около 500 должностных и юридических лиц; в бюджет взыскано более 88 млн. руб.
Благодаря вмешательству антимонопольного органа во всех муниципалитетах внедрен антимонопольный комплекс, появилась схема размещения рекламных конструкций, так что теперь предпринимателям открыты перечни адресов установки и эксплуатации таких конструкций на земельных участках и зданиях.
Нами была проведена большая совместная работа с территориальным органом ФНС России и Правительством области по реформированию унитарных предприятий, при этом Псковская область вошла в 15 регионов, выполнивших планы - графики на 100% в установленные сроки.
В целях профилактики правонарушений и содействия развитию конкурентной среды мы проводим активную работу в сфере адвокатирования конкуренции.
Управлением по итогам работы за 2024 год достигнуты все показатели результативности деятельности территориального органа, чему была дана соответствующая оценка со стороны центрального аппарата ФАС России.
- Кто чаще всего бывает «ответчиком» в процессе вашей работы и контрольных мероприятий?
- Из года в год мы рассматриваем дела в отношении страховых и
медицинских организаций, сетевых компаний, регионального оператора ТКО, заказчиков и организаторов торгов. Управлением пресекаются незаконные действия (бездействия) при проведении закупок и торгов; по наделению «своих» хозсубъектов правами и функциями органов власти; по нарушению Правил подключения к сетям электро и газоснабжения; по непроведению торгов по выбору управляющих компаний для управления многоквартирными домами; по распространению ненадлежащей рекламы, восстанавливая права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, граждан.
2025 год начался с выдачи ряда предупреждений в адрес органов местного самоуправления, в связи с наделением функциями и правами органов власти «своих МУПов»; изменениями видов их деятельности, что недопустимо с 2020 года.
При наделении властными полномочиями МУПов создается реальная угроза, что МП получит преимущества в сравнении с другими хозяйствующими субъектами, действующими на том же товарном рынке. Иногда даже передача имущества в хозяйственное ведение становится административным барьером и инструментом для выделения бюджетных средств в нарушение закона.
Например, органы местного самоуправления закрепляют за МУПами на праве хозяйственного ведения автомобильные дороги, места захоронений, содержание которых должны организовать сами в силу отнесения их к вопросам местного значения.
- Бывает, к вашему арбиторству прибегают не только конкурирующие на рынке организации, но и простые граждане. Какие вопросы помогаете решать?
- За прошлый год нашим управлением было рассмотрено более 500 обращений от граждан по вопросу неподключения к сетям электро- и газоснабжения. По сравнению с предшествующим годом их количество увеличилось на 67 процентов. Увеличение, по нашему мнению, обусловлено работой управления, в части информирования о способах защиты прав граждан.
В 2024 году в 355 случаях из 500 заявлений нами были установлены нарушения, допущенные ресурсоснабжающими организациями. Сумма назначенных штрафов превысила 30 млн рублей.
- Можете привести примеры дел?
- В 2024 году Псковским УФАС России было возбуждено дело в отношении действий регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Псковской области ООО «Экопром», в связи с непредоставлением пакетов или других емкостей для складирования твердых коммунальных отходов населению при осуществлении сбора и удаления твердых коммунальных отходов бестарным методом. По результатам рассмотрения дела в действиях регоператора было установлено нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке обращения с ТКО, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей. Общество привлечено к административной ответственности, сумма штрафа - 300 000 руб.
- Если говорить о рекламном рынке, здесь, кажется, уже все моменты уже четко проработаны. Находятся рекламодатели, которые выпадают из правового поля?
- В 2024 году Псковским УФАС России было рассмотрено дело о нарушении Закона о рекламе по факту размещения рекламы на фасаде многоквартирного дома в Псковском районе (д. Борисовичи, ул. Балтийская, д. 4) с использованием образов людей, демонстрацией процессов потребления алкогольной продукции на рекламной конструкций, монтируемой на внешних стенах дома. Это является нарушением законодательства о рекламе.
Кроме того, в отношении двух индивидуальных предпринимателей были возбуждены дела по факту распространения рекламы табачной продукции и табачных изделий на выносных штендерах в г. Великие Луки (пр-т Ленина, д. 31/1, пр-т Ленина, д. 51/36, пр. Ленина д. 34). Законом о рекламе установлен безусловный запрет на рекламу любой табачной продукции. Виновные лица также привлечены к административной ответственности.
- Ответственная и все более расширяющаяся сфера госзакупок тоже под вашим контролем. Какие нарушения самые частые?
- В рамках контроля исполнения законодательства о контрактной системе за последние три года Управлением было рассмотрено около 1 500 закупок и более 400 обращений о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Основное количество жалоб фиксировалось на товарных рынках строительства, капитального ремонта объектов капитального строения, лекарственных препаратов и медицинских изделий.
Основные нарушения касались неверного установления (либо неустановления) дополнительных требований к участникам закупки; описания объекта закупки под единственного производителя; необоснованного отказа либо допуска к участию в торгах участников закупок.
- В каких сферах ждать будущих позитивных перемен?
- На сегодняшний день целями и задачами, которые стоят перед службой являются: реализация мер, направленных на обеспечение устойчивости социально значимых товарных рынков в текущих экономических условиях, продолжение практики долгосрочного тарифного регулирования на основе принципов прозрачности и предсказуемости изменения тарифов на услуги субъектов естественных монополий, совершенствование контроля в сфере государственных закупок и закупок отдельных видов юридических лиц в целях повышения благоприятной среды для участников отношений.
Кроме того, планируется ввести новые правила для маркетплейсов, которые затронут и крупные онлайн-площадки и рядовых продавцов. Некоторые нормы могут вступить в силу уже в 2026 году. Их цель улучшить конкуренцию, снизить манипуляции со стороны платформ и сделать рынок более прозрачным и честным для всех.
Также служба работает над подготовкой Национального плана развития конкуренции на 2026–2030 годы. Приоритет в новом плане отведен социально значимым товарным рынкам.
Соб.инф.