Именно так заявил на суде 26-летний Андрей М. - человек, не один год страдающий наркотической зависимостью.
Мужчина утверждал, что наркотики в настоящее время он не употребляет, анализы - хорошие, а необходимое лечение обязательно пройдет... На пятом по счету судебном заседании Андрей М. не согласился с предъявленным прокуратурой города Пскова иском в его отношении о прекращении права управления транспортным средством. Исковое заявление в интересах неопределенного круга лиц в Псковский городской суд поступило еще в октябре прошлого года, но с первой попытки познакомиться с человеком, совмещавшим водительскую деятельность с лечением в наркологическом диспансере, не удалось — ответчик на заседание не явился. Судебная тяжба продлилась почти пять месяцев.
Потому что второе заседание, отделенное от первого десятью днями, ответчик также проигнорировал. Представитель ответчика на этот раз заявил ходатайство о направлении Андрея М. на медицинское освидетельствование, ведь окончательное решение о возможности (или невозможности) управления транспортным средством должна принимать комиссия. Старший помощник прокурора города Пскова Алексей Ушкачев требования ведомства традиционно поддержал, ведь больной человек за рулем — это мина замедленного действия, которая может взорваться в любой момент. Врачи отмечают, что при появлении наркотической зависимости продолжительное отсутствие очередной дозы приводит к нарастающему психофизическому дискомфорту, ухудшению способности водителя к самоконтролю и безопасному управлению автомобилем. У водителя-наркомана снимаются болевые ощущения, легко меняется настроение. Появляется чувство легкости, эйфория, сосредоточенность на собственных нереальных ощущениях, освобождение от груза проблем и забот.
У Андрея М. медики устанавливали факты употребления опиатов и метадона. В итоге суд обязал Андрея М. в течение месяца пройти медицинское освидетельствование в поликлинике по месту жительства. Точно такую же копию определения суд направил и в медицинское учреждение, из которого через 50 дней пришел ответ: «Провести медицинское освидетельствование не представляется возможным, так как Андрей М. в поликлинику не обращался».
Третье заседание назначили уже на начало февраля. Наконец-то участникам процесса удалось лицезреть и выслушать ответчика. Андрей М. рассказал, что права на вождение транспортных средств двух категорий -«В,С» он получил еще в 18-летнем возрасте, но впоследствии их потерял и восстановил уже в 2009 году - за год до того, как его поставили на учет в наркологический диспансер с диагнозом «опийная наркомания». К своим 26 годам Андрей успел приобрести и судимость за хранение наркотиков. Суд парня тогда, в апреле 2010-го, пожалел и предоставил возможность исправления без изоляции, приговорив к условному наказанию с испытательным сроком. Тогда же, поскольку эксперты пришли к выводу, что Андрей уже страдает зависимостью от опиатов, суд обязал его к принудительному лечению. Но курс лечения он не прошел, и испытательный срок Андрею увеличили — с полутора до двух лет.
- Я периодически посещаю нарколога. Определение суда о прохождении медицинского освидетельствования не получал, - оправдывался Андрей на суде.
Через некоторое время в материалах дела появилась справка, подлинность которой вызвала сомнение. В итоге после дополнительной проверки выяснилось, что справка сфальсифицирована. Но именно на нее, похоже, рассчитывал Андрей М., взывавший к снисхождению суда и просивший оставить водительское удостоверение. Впоследствии он, правда, признался, что даже в руках эту справку ни разу не держал: «Сам я медицинское освидетельствование не проходил. Мама купила бланк, а потом сама отнесла справку в суд. Не лишайте прав - мне нужна работа».
Адвокат Андрея, сославшись на тяжелое положение в семье подзащитного, попросила суд о том же и даже готова была лично осуществлять контроль за своим подопечным. Историю болезни Андрея суду в подробностях, в соответствии с медицинской картой, изложил врач диспансера, психиатр-нарколог, у которого Андрей наблюдался, и который вместе с другими специалистами якобы подтвердил способность к управлению транспортным средством. На этот счет мнение врачей однозначно - больные наркоманией не имеют права находиться за рулем.
- Такие пациенты часто меняют свои показания, они то помнят события, то не помнят. Люди с диагнозом «наркомания» стоят на учете пять лет. И только пройдя лечение, при подтверждении стойкой ремиссии в течение трех лет, могут быть сняты с учета. О допуске к вождению и речи быть не может. Человеку, страдающему наркозависимостью, нельзя управлять транспортным средством, - это общая характеристика пациентов наркологии. Увидев же Андрея на суде, доктор уточнил, что в одно из посещений даже рекомендовал пациенту прийти на прием с кем-нибудь из родственников, поскольку складывалось впечатление, что мужчина не совсем понимает объяснения своего лечащего врача.
Безусловно, требование прокуратуры прекратить право Андрея М. на управление транспортным средством суд удовлетворил - так же, как и нескольких других водителей с аналогичным диагнозом. Сами горе-водители, увы, при этом совершенно не осознают, что являются источником повышенной опасности для десятков, а то и сотен людей.
Лариса АНДРЮШИНА.
ali@province-pskov.ru
Материалы представлены Псковским городским судом.