Речь идет о строениях бывшего военного училища, некогда располагавшегося здесь. И, в частности, о центральном здании, построенном в 1975 году, когда оно по праву считалось самым современным в Опочке. Однако из радости и гордости горожан, здание, где размещался штаб училища и казармы, оно превратилось в источник головной боли и страха.
- В Днепропетровске раньше было артиллерийское училище, где Брежнев учился, поэтому к дню рождения генсека, в 78-м году наше ракетное училище перевели из Опочки в Днепропетровск, так сказать, в подарок, - с грустью вспоминает о прошедших событиях военный пенсионер Анатолий Николаевич Хлипушин, выпускник этого самого училища еще опочецкого периода.
Так начались злоключения бывшего военного городка ракетного училища, в котором еще двадцать лет после перевода на огромной территории в 46 гектаров располагались различные военные части. Но в 98-м году комплекс был заброшен окончательно и постепенно начал приходить в запустение. Так Анатолий Хлипушин, после окончания училища, оставшийся служить здесь же, стал свидетелем и жизни, и смерти военного училища… Какое-то время территорию охраняли специально оставленные военнослужащие, однако около семи лет назад офицер, отвечающий за охрану, погиб в автокатастрофе, и охрана вовсе сошла на нет. Через некоторое время выжидания, местные жители стали буквально по кирпичикам разбирать шикарные когда-то строения, «металлисты» - вырезали различные металлические конструкции, вплоть до несущих балок, чтобы сдать их в лом. В последующие годы опустевшие, одичавшие здания облюбовали местные наркоманы и бомжи, поэтому возгораний на территории было столько, что служащие пожарной части стала ездить сюда, «как на тренировку». А зимой, по словам горожан, огромные КамАЗы сюда свозили весь снег с городских улиц. В результате и современная военная пятиэтажка не выдержала таких издевательств и 8 апреля нынешнего года здание частично обрушилось. К счастью, обошлось без жертв. Действительно, к счастью, потому что рядом по другую сторону улицы стоит пятиэтажный жилой дом, и если бы обрушение произошло на внешнюю сторону, то все могло бы кончиться более печально.
- Мы ничего не могли сделать, - разводит руками глава района Петр Васильев, - огромная территория, своеобразный «город в городе» принадлежит Министерству обороны, которое расставаться со своими землями не хотело. - К нашему визиту Петр Михайлович отнесся достаточно скептично. - Каких только средств массовой информации тут не было: от районных до центральных. Внимания достаточно, а результатов никаких! За это время мы с моим предшественником на посту главы района Юрием Дроздецким исписали два тома бумаг, чтобы Министерство обороны хоть что-то предпринимало. Но ничего оно не делало… По сути, нам даже отвечать перестали.
Поведение хозяев комплекса в данной ситуации походило на поведение собаки на сене: ни себе, ни людям. А сколько пользы могла принести опочанам передача земель в муниципальное пользование.
- Тогда, в конце девяностых, мы, конечно, очень рассчитывали на эти постройки, - откровенничает глава района. - У нас в городе старая больница, построенная еще при Николае II, она «разбросана» по городу: хирургия в одном месте, гинекология в другом, неврология в третьем… И половины этого огромного здания хватило бы, чтобы решить проблему.
Однако теперь речь идет только о сносе этого здания, да, и вся территория бывшего военного городка в крайне запущенном состоянии. Хотя более старые здания с толстыми стенами, по оценке специалистов еще можно было бы восстановить. А вот современные многоэтажные постройки 1975 и 1985 годов остается разве что снести, или, по крайней мере, разобрать до первого-второго этажей. По предварительной оценке стоимость работ по очистке военного городка от аварийных строений примерно 25 миллионов рублей, районный бюджет, естественно, не может потянуть такие огромные затраты.
Мы решили своими глазами взглянуть на результат министерского бездействия. Зрелище действительно более чем удручающее. Совсем молодые, но уже полуразрушенные здания, на которых еще остались следы выцветшей краски «1975», «1985», груды строительного и не только мусора, ветвистая аллея из деревьев и кустов на месте одного из военных плацев, не лучше выглядит и другой асфальтированный плац перед бывшей казармой… Огромное здание бывшей курсантской столовой и офицерского кафе – разорено и разрушается, в таком же виде, комплекс гаражей и мастерских для машин, других вспомогательных строений и так далее и так далее…
Но самое страшное, среди всего этого безобразия, невзирая на постоянные предупреждения, угрозы и таблички «Опасно!», бегают дети, подростки, юная молодежь. Подходим к шустрому «пионеру» и строго спрашиваем:
- А тебе родители не говорили, что здесь нельзя бегать?
- А я здесь и не бегаю, я рядом, внутрь никогда не захожу, мама запрещает, говорит, что здание обваливается, может в любой момент упасть… Внутри только старшие ребята постоянно играют…
Мы подняли глаза вверх и увидели с интересом наблюдающих за нами подростков. Решаем пообщаться с ними и, на свой страх и риск, подняться-таки в злополучное здание. На стенах – живого места нет, все исписано сомнительными художествами от безобидных «Света + Ваня» до выражений, с которыми уважающий себя человек даже вряд ли знаком. На полу – груды пивных бутылок, фантиков из-под чипсов и сухариков, презервативов и, наверняка, шприцов. Чудовищная антисанитария (автор данных строк даже предпочла после вымыть обувь). А ребятам нравится! «Здесь интересно и совсем не страшно, - смеется семиклассница Кристина. – Первый раз пришла в это здание около полугода назад, одноклассники привели, теперь гуляю здесь почти каждый день. Родители? А они не знают, что мы сюда ходим. А что, больше негде сидеть…». Напрашивается вопрос: неужели в Опочке молодежи больше негде собираться? Интересуемся у ребят, перестали бы они ходить в это здание, если бы для них построили красивый и оснащенный всем необходимым для отдыха молодежный центр. Школьники переглядываются и выдают однозначное: «Нет, нам и здесь нравится!». Или мы не так воспитаны, или информаторы нам странные попались, но для нас остается страшной загадкой, как может нравиться проводить свободное время в таком месте - в пристанище бомжей и наркоманов. Необычное представление о романтике у современных подростков…
Однако закончить повествование хочется новостью: 8 июля главе Опочецкого района, наконец, отдали долгожданные бумаги о передаче комплекса в муниципальное пользование:
- Я подписал эти документы, но с определенными условиями, одно из которых - зачистка территории за счет Министерства обороны, – рассказал Петр Васильев. - Как будут дальше развиваться события, не могу сказать. Неделя прошла, пока больше никаких телодвижений не было….
Наталия ИГНАТЕНКО.
Фото Игоря ДОКУЧАЕВА.
В ТЕМУ
Анатолий Хлипушин, военный пенсионер, выпускник училища, Опочка:
- Конечно, здание давно пора сносить. В крайнем случае, оно само рано или поздно обрушится. Когда еще только войсковая часть уехала отсюда, мы и к руководству города обращались, и в различные инстанции, и в само Министерство обороны писали, чтобы передали это дело в руки районной власти, но толку никакого. Хотя в те годы областные власти вполне могли попытаться добиться передачи земли. Насчет использования спортзала и котельной почему-то договорились с Министерством обороны, а насчет других зданий - нет.
Софья Мисюрина, пенсионерка, Опочка:
- Я служила в этой части, рядовой была, поваром. На плацу, по которому ходила на службу уже аллея кустов… Да и вообще многие местные жители работали в этой части. Для нашего города это была находка. Когда часть закрыли, сколько рабочих мест пропало. А ведь тут, на берегу Великой, такая красотища была, а сейчас ужас один. Все дети туда бегают. А родители только переживают. Очень страшно рядом жить: живем, как на иголках. Мимо здания ходим, молимся про себя. Тут бы и жилья сколько было, но военные не отдали, им жалко было. А теперь уже не жалко, потому что нечего отдавать.
Петр Васильев, глава Опочецкого района:
- Военные все минувшие годы вели себя безобразно, они хотели не просто отдать, а продать нам нашу же землю. Года три или четыре назад у них была попытка продать этот комплекс строений на аукционе: начальная цена - миллион евро… Естественно ни одного предложения не было. Потом они собирались продавать его по частям, но, насколько я понимаю, у них нет даже установочных документов на землю и строения… Может, этих документов и не было никогда.
Наталья Петрова, сотрудница Дома культуры, Опочка:
- Самое обидное, что наша администрация ничего не может сделать. До сих пор территории принадлежали Министерству обороны. Пока здания были в хорошем состоянии, почему нельзя было решить вопрос и отдать их, скажем, под квартиры? Ведь у нас люди стоят по 20-30 лет в очереди на улучшение жилья… А сейчас уже, конечно, здание нужно только взрывать. Наша опочецкая администрация что-то с этим тянет, а может быть, нельзя этого делать, потому что нет согласованности с Министерством. Но ведь это же неправильно, несправедливо. Они живут там где-то в своих квартирах в Москве, а здесь люди попадают под эти обломки. Конечно, когда у тебя все в порядке, зачем о других думать?