Предприниматель

Номер от 26-09-2012  Номер от 25-07-2012  Номер от 27-06-12  Номер от 30-05-2012  Номер от 22-02-2012  Номер от 25-01-2012  Номер от 21-12-2011  Номер от 30-11-2011  Номер от 02-11-2011  Номер от 28-09-2011  Специальный выпуск  №3 

В добрые руки

№ 45 (10000)  № 43 (9998)  24(9979)  23(9978)  22(9977) 

Свежий номер. 12+

№ 49 (10261)  № 48 (10260)  № 47 (10259)  №46 (10258)  № 45 (10257)  № 44 (10256)  № 43 (10255)  № 42 (10254)  № 40 (10252)  № 39 (10251)  № 38 (10250)  № 37 (10249)  № 36 (10248)  № 35 (10247)  № 34 (10246)  № 33 (10245)  №32 (10244)  №31 (10243)  №30 (10242)  №29 (10241)  №28 (10240)  № 27 (10239)  № 26 (10238)  № 25 (10237)  № 23 (10235)  № 22 (10234)  № 21 (10233)  № 20 (10232)  № 24 (10236)  № 19 (10231)  №18 (10230)  № 17 (10229)  № 16 (10228)  № 15 (10227)  № 14 (10226)  № 13 (10225)  № 12 (10224)  № 11 (10223)  № 10 (10222)  № 9 (10221)  № 8 (10220)  7 (10219)  № 6 (10218)  №5 (10217)  № 4 (10216)  № 3 (10215)  № 2 (10214)  № 1 (10213)  № 51 (10212)  № 49 (10210)  № 48 (10209)  № 47 (10208)  № 46 (10207)  № 45 (10206)  № 44 (10205)  № 43 (10204)  № 42 (10203)  № 41 (10202)  № 40 (10201)  № 39 (10200)  № 38 (10199)  № 37 (10198)  № 36 (10197)  № 35 (10196)  № 34 (10195)  № 33 (10194)  № 32 (10193)  № 31 (10192)  № 30 (10191)  № 29 (10190)  № 28 (10189)  № 27 (10188)  № 26 (10187)  № 25 (10186)  № 24 (10185)  № 23 (10184)  № 22 (10183)  № 21 (10182)  № 20 (10181)  № 19 (10180)  № 18 (10179)  № 17 (10178)  № 16 (10177)  № 15 (10176)  № 14 (10175)  № 13 (10174)  № 12 (10173)  № 11 (10172)  № 10 (10171)  № 9 (10170)  № 8 (10169)  № 7 (10168)  № 6 (10167)  № 5 (10166)  № 4 (10165)  № 3 (10164)  № 2 (10163)  № 1 (10162)  № 51 (10161)  № 50 (10160)  № 49 (10159)  № 48 (10158)  № 47 (10157)  № 46 (10156)  № 45 (10155)  № 44 (10154)  № 43 (10153)  № 42 (10152)  № 41 (10151)  № 40 (10150)  № 39 (10149)  № 38 (10148)  № 37 (10147)  № 36 (10146)  № 35 (10145)  № 34 (10144)  № 33 (10143)  № 32 (10142)  № 31 (10141)  № 30 (10140)  № 29 (10139)  № 28 (10138)  № 27 (10137)  № 26 (10136)  № 25 (10135)  24 (10134)  23 (10133)  № 22 (10132)  № 21 (10131)  № 20 (10130)  № 18 (10128)  № 17 (10127)  № 16 (10126)  № 15 (10125)  № 14 (10124)  № 13 (10123)  № 12 (10122)  № 11 (10121)  № 10 (10120)  № 9 (10119)  № 8 (10118)  № 7 (10117)  № 6 (10116)  № 5 (101115)  № 4 (10114)  № 3 (10113)  № 2 (10112)  № 1 (10111)  № 52 (10110)  № 51 (10109)  № 50 (10108)  № 49 (10107)  № 48 (10106)  № 47 (10105)  № 46 (10104)  № 42 (10100)  № 41 (10099)  № 40 (10098)  № 39 (10097)  № 38 (10096)  № 37 (10095)  № 36 (10094)  №35 (10093)  № 34 (10092)  № 33 (10091)  № 32 (10090)  № 31 (10089)  № 30 (10088)  № 29 (10087)  № 28 (10086)  № 27 (10085)  № 26 (10084)  21(10079)  № 20 (10078)  № 19 (10077)  № 18 (10076)  № 17 (10075)  № 16 (10074)  № 15 (10073)  № 14 (10073)  № 13 (10071)  № 12 (10070)  № 11 (10069) 
 
 
25 декабря 2025, четверг, 10:03

 

СВЕЖИЙ НОМЕР. 12+. №37 (9531), 21/09/2011

Загадки "Человека-дождя"

«Человек не от мира сего», «вещь в себе» - все эти устойчивые выражения изобрели вовсе не философы, а психиатры, пытаясь описать суть загадочного, редкого и до сих пор необъяснимого заболевания аутизма. Впрочем, не такое оно и редкое, раз американцы назвали его «чумой 21 века».

Страдают этим недугом и в России. Раньше аутисты негласно считались потерянными для общества людьми и были обречены на одиночество. Сейчас же ученые разных стран все больше склоняются к мысли, что аутизм - это всего лишь способ восприятия мира, и медицина в этот процесс вмешиваться не должна. А как на самом деле? С таким вопросом мы обратились к начмеду областной психиатрической больницы №1 «Богданово», главному внештатному детскому психиатру Псковской области Валентине Шевцовой.

- Истина как всегда где-то посередине. Все-таки аутизм - это не очень распространенное, но довольно серьезное психическое расстройство. В отличие от той же шизофрении, ремиссии (временного улучшения состояния) при аутизме практически не бывает, да и правильно подобрать медикаменты иногда бывает сложно. Оно и понятно, ведь при данном заболевании страдает, в основном, сфера инстинктов. Знаете, есть такое выражение «ушел в себя и не вернулся»? Это грубое, но довольно точное отображение сути болезни. Аутиста не интересует, а иногда даже раздражает мир реальный. Ему с лихвой хватает своего собственного, внутреннего мира. Самая главная трагедия для аутиста заключается во вторжении «чужих» на его личную территорию. Однако без этого вмешательства он ни дня не проживет в реальном мире. Впрочем, диагноз не следует воспринимать, как трагедию или приговор на всю оставшуюся жизнь. С аутичным ребенком надо, во-первых, уметь договариваться, во-вторых, адаптировать его, то есть научить правилам жизни в реальном мире, в-третьих, привить навыки общения и самообслуживания. Да, добиться этого бывает нелегко. Но результат, при определенных усилиях и помощи специалистов, непременно будет. Чтобы мой ответ прозвучал еще более оптимистично, могу сказать, что практически в каждом ребенке с диагнозом «аутизм» скрыт уникальный талант. Если его разглядеть и раскрыть, человек проживет полноценную жизнь и будет счастлив.

- По каким признакам можно распознать зарождающуюся болезнь?

- Заподозрить неладное можно уже в первые месяцы жизни, когда у малыша нарушается «комплекс оживления». Первый и самый главный индикатор - мама. Такой ребенок гораздо позднее своих сверстников начинает ее узнавать. Но, даже узнав маму, он не тянется к ней, не улыбается, не реагирует на ее уход, равно как на свет, игрушки и даже собственное имя. У такого младенца часто наблюдаются двигательные стереотипы: он может часами раскачиваться в коляске или в кроватке, однообразно размахивать руками, длительное время издавать одни и те же звуки. И в более старшем возрасте аутичные дети кажутся отрешенными и безразличными. Зачастую они избегают прямого (глаза в глаза) взгляда, и даже если смотрят на человека в упор, то просто разглядывают отдельные части лица или детали одежды.

- Аутичные дети развиваются как-то по-особенному?

- Предпочитая одиночество, они избегают коллективных игр со сверстниками и каких-либо контактов со взрослыми. Причем они могут одержимо годами играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же рисунки. Еще одна особенность аутистов - болезненная любовь к ритуалам. Малейшие изменения в их жизни или в режиме могут стать травмирующим фактором. Спровоцировать неадекватную реакцию может новая мамина одежда, перестановка мебели, звук телевизора, незнакомая мелодия, гул пылесоса. В результате они либо «уходят в себя», либо начинают крушить все на своем пути. А, находящиеся рядом взрослые, часто не понимают причины взрыва ребенка, они, имея навык общения с обычными детьми, не всегда придают значения «пустякам», которые так важны для аутичного ребенка.

- Всегда ли аутизм предполагает наличие проблем с интеллектом?

- Нет. Практический, то есть не связанный с речью, интеллект может даже превышать возрастную норму. Аутичные дети часто успешно работают с головоломками, кубиками, мозаиками. Многие, как я уже говорила в начале, или одарены абсолютным музыкальным слухом, или отлично играют в шахматы, или прекрасно рисуют. Среди аутистов много блистательных актеров. Кстати, в американском фильме «Человек дождя» Дастин Хоффман мастерски изобразил аутиста Реймонда, который блестяще отгадывал цифровые комбинации в казино. А вот с развитием речи у детей, страдающих аутизмом, дело обстоит значительно хуже. Причем этот недостаток они даже и не пытаются компенсировать жестами, мимикой. А все потому, что, в силу специфики заболевания, таких детей не интересуют ни люди, ни контакты с ними. Если особых отклонений в развитии речи нет, ребенок все равно не использует ее в полной мере как средство коммуникации, ему трудно поддерживать разговор с другими людьми. Часто его речь представляет серию монологов, а диалоговая речь (если она сформирована) изобилует бессмысленными необдуманные повторения услышанных фраз.

- Как помочь аутичным детям?

- Работа очень специфична, поскольку поведение такого ребенка не всегда можно понять с помощью логики. Его реакция на слова или действия может быть необъяснимой с точки зрения взрослого. Часто аутичный ребенок ведет себя так, будто он один и никого вокруг не замечает. Родителям, вкладывающим много сил в обучение и воспитание необходима обратная связь, однако получить ее удается не всегда. Поэтому нужно внимательно относиться к ребенку: следить за мимикой, жестами за проявлениями его внутреннего состояния. Для того чтобы ребенок чувствовал себя уверенно в детском коллективе, необходимо чтобы родители или близкие как можно чаще бывали в детском саду или в школе. Также важно соблюдать режим дня. Для аутичных детей он имеет важное значение и способствует успешной адаптации и формирования у него чувства безопасности. Необходимо четкое соблюдение одних и тех же действий: одевание, кормление, приготовление ко сну, прогулки, складывание одежды в одно и тоже место. Обучите ребенка пользоваться картами и схемами. И старайтесь, чтобы он получал яркие впечатления от произведений искусств и музыки, и по возможности, выражал их словесно.

- Когда и к кому обращаться за помощью?

- Чем раньше будут выявлены отклонения, тем благоприятнее прогноз. Диагноз в раннем возрасте «аутизм» ставит только детский психиатр. Такие специалисты работают в нашей больнице и реаби-литационно-восстановительном центре на улице Стахановской, 12.

Ульяна МИХАЙЛОВА.

umi@province-pskov.ru

 

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиВесь Псков