«Человек не от мира сего», «вещь в себе» - все эти устойчивые выражения изобрели вовсе не философы, а психиатры, пытаясь описать суть загадочного, редкого и до сих пор необъяснимого заболевания аутизма. Впрочем, не такое оно и редкое, раз американцы назвали его «чумой 21 века».
Страдают этим недугом и в России. Раньше аутисты негласно считались потерянными для общества людьми и были обречены на одиночество. Сейчас же ученые разных стран все больше склоняются к мысли, что аутизм - это всего лишь способ восприятия мира, и медицина в этот процесс вмешиваться не должна. А как на самом деле? С таким вопросом мы обратились к начмеду областной психиатрической больницы №1 «Богданово», главному внештатному детскому психиатру Псковской области Валентине Шевцовой.
- Истина как всегда где-то посередине. Все-таки аутизм - это не очень распространенное, но довольно серьезное психическое расстройство. В отличие от той же шизофрении, ремиссии (временного улучшения состояния) при аутизме практически не бывает, да и правильно подобрать медикаменты иногда бывает сложно. Оно и понятно, ведь при данном заболевании страдает, в основном, сфера инстинктов. Знаете, есть такое выражение «ушел в себя и не вернулся»? Это грубое, но довольно точное отображение сути болезни. Аутиста не интересует, а иногда даже раздражает мир реальный. Ему с лихвой хватает своего собственного, внутреннего мира. Самая главная трагедия для аутиста заключается во вторжении «чужих» на его личную территорию. Однако без этого вмешательства он ни дня не проживет в реальном мире. Впрочем, диагноз не следует воспринимать, как трагедию или приговор на всю оставшуюся жизнь. С аутичным ребенком надо, во-первых, уметь договариваться, во-вторых, адаптировать его, то есть научить правилам жизни в реальном мире, в-третьих, привить навыки общения и самообслуживания. Да, добиться этого бывает нелегко. Но результат, при определенных усилиях и помощи специалистов, непременно будет. Чтобы мой ответ прозвучал еще более оптимистично, могу сказать, что практически в каждом ребенке с диагнозом «аутизм» скрыт уникальный талант. Если его разглядеть и раскрыть, человек проживет полноценную жизнь и будет счастлив.
- По каким признакам можно распознать зарождающуюся болезнь?
- Заподозрить неладное можно уже в первые месяцы жизни, когда у малыша нарушается «комплекс оживления». Первый и самый главный индикатор - мама. Такой ребенок гораздо позднее своих сверстников начинает ее узнавать. Но, даже узнав маму, он не тянется к ней, не улыбается, не реагирует на ее уход, равно как на свет, игрушки и даже собственное имя. У такого младенца часто наблюдаются двигательные стереотипы: он может часами раскачиваться в коляске или в кроватке, однообразно размахивать руками, длительное время издавать одни и те же звуки. И в более старшем возрасте аутичные дети кажутся отрешенными и безразличными. Зачастую они избегают прямого (глаза в глаза) взгляда, и даже если смотрят на человека в упор, то просто разглядывают отдельные части лица или детали одежды.
- Аутичные дети развиваются как-то по-особенному?
- Предпочитая одиночество, они избегают коллективных игр со сверстниками и каких-либо контактов со взрослыми. Причем они могут одержимо годами играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же рисунки. Еще одна особенность аутистов - болезненная любовь к ритуалам. Малейшие изменения в их жизни или в режиме могут стать травмирующим фактором. Спровоцировать неадекватную реакцию может новая мамина одежда, перестановка мебели, звук телевизора, незнакомая мелодия, гул пылесоса. В результате они либо «уходят в себя», либо начинают крушить все на своем пути. А, находящиеся рядом взрослые, часто не понимают причины взрыва ребенка, они, имея навык общения с обычными детьми, не всегда придают значения «пустякам», которые так важны для аутичного ребенка.
- Всегда ли аутизм предполагает наличие проблем с интеллектом?
- Нет. Практический, то есть не связанный с речью, интеллект может даже превышать возрастную норму. Аутичные дети часто успешно работают с головоломками, кубиками, мозаиками. Многие, как я уже говорила в начале, или одарены абсолютным музыкальным слухом, или отлично играют в шахматы, или прекрасно рисуют. Среди аутистов много блистательных актеров. Кстати, в американском фильме «Человек дождя» Дастин Хоффман мастерски изобразил аутиста Реймонда, который блестяще отгадывал цифровые комбинации в казино. А вот с развитием речи у детей, страдающих аутизмом, дело обстоит значительно хуже. Причем этот недостаток они даже и не пытаются компенсировать жестами, мимикой. А все потому, что, в силу специфики заболевания, таких детей не интересуют ни люди, ни контакты с ними. Если особых отклонений в развитии речи нет, ребенок все равно не использует ее в полной мере как средство коммуникации, ему трудно поддерживать разговор с другими людьми. Часто его речь представляет серию монологов, а диалоговая речь (если она сформирована) изобилует бессмысленными необдуманные повторения услышанных фраз.
- Как помочь аутичным детям?
- Работа очень специфична, поскольку поведение такого ребенка не всегда можно понять с помощью логики. Его реакция на слова или действия может быть необъяснимой с точки зрения взрослого. Часто аутичный ребенок ведет себя так, будто он один и никого вокруг не замечает. Родителям, вкладывающим много сил в обучение и воспитание необходима обратная связь, однако получить ее удается не всегда. Поэтому нужно внимательно относиться к ребенку: следить за мимикой, жестами за проявлениями его внутреннего состояния. Для того чтобы ребенок чувствовал себя уверенно в детском коллективе, необходимо чтобы родители или близкие как можно чаще бывали в детском саду или в школе. Также важно соблюдать режим дня. Для аутичных детей он имеет важное значение и способствует успешной адаптации и формирования у него чувства безопасности. Необходимо четкое соблюдение одних и тех же действий: одевание, кормление, приготовление ко сну, прогулки, складывание одежды в одно и тоже место. Обучите ребенка пользоваться картами и схемами. И старайтесь, чтобы он получал яркие впечатления от произведений искусств и музыки, и по возможности, выражал их словесно.
- Когда и к кому обращаться за помощью?
- Чем раньше будут выявлены отклонения, тем благоприятнее прогноз. Диагноз в раннем возрасте «аутизм» ставит только детский психиатр. Такие специалисты работают в нашей больнице и реаби-литационно-восстановительном центре на улице Стахановской, 12.
Ульяна МИХАЙЛОВА.
umi@province-pskov.ru