
В понедельник, 19 сентября, филологический факультет Псковского университета отпраздновал девяностолетие со дня рождения человека, чьим именем по праву должен гордиться не только весь Псков, но и вся образованная Россия - профессора, доктора наук, в течение долгого времени возглавлявшего кафедру литературы, создателя научной школы Евгения Александровича Маймина. Некоторые из многочисленных учеников поделились своими воспоминаниями о Евгении Александровиче и с корреспондентом «Псковской провинции».
Наталья Вершинина, завкафедрой литературы, профессор, доктор филологических наук:
- В Евгении Александровиче совмещались Человек, Педагог и Ученый. И его ученики не предполагали разделять одно от другого, потому что в Евгении Александровиче все это соединялось органично. Евгений Александрович учил нас, прежде всего, самой своей личностью, атмосферой преподавания, отношением к людям, к научному труду. Можно сказать, что его литературоведение было «гуманистическим человековедением», и именно это мы считаем основанием Майминской научной школы, традиции которой были заложены еще в 50-х годах минувшего столетия.
Ольга Федорова, директор МОУ «Лицей экономики и основ предпринимательства №10»:
- Все мы «вышли» из шинели Маймина. Мы видели в нем преподавателя, профессора, а на лекциях он часто вспоминал войну и фронтовых друзей, воспитывал нас своими рассказами. Больше чем другие преподаватели, он вел нас к литературе, как к виду искусства, а не учебному предмету. Он был незаметен в своем воздействии на нас, однако, наверно, каждый из его учеников подтвердит, что тонкость восприятия и истинную литературность развил в нас именно Евгений Александрович. Он открывал нам то, о существовании чего мы даже не подозревали.
Юлия Грицкевич, декан филологического факультета, доцент кафедры русского языка, кандидат филологических наук:
- Для меня Евгений Александрович - положительный пример доброго отношения педагога к студенту. В самых маленьких деталях он был внимателен к каждому из своих учеников. Иногда казалось, что его доброта, может быть, и не совсем оправдана: Евгений Александрович не ругал за опоздания на лекции и пускал в аудиторию, когда бы студент ни пришел, со студентами-юношами он здоровался за руку... Но доброе отношение к каждому, Человечность с большой буквы, интерес к своему делу дорогого стоит. И если его бывший ученик теперь передает частицу добра другим, значит, Евгений Александрович достиг того, что хотел. Его лекции были безумно интересными, иногда мы даже не могли записать - заслушивались. Нам всегда хотелось обратиться потом к тем книгам, к тому материалу, о котором говорил Евгений Александрович. Он умел заинтересовать любого студента. Живое слово учителя - это именно о Евгении Александровиче.
Нина Цветкова, доцент кафедры литературы, кандидат филологических наук:
- Евгений Александрович, можно сказать, определил почти всю мою жизнь. Он был моим любимым преподавателем. Под его руководством я уже с первого курса работала над своей научной темой, которую продолжала на протяжении всей учебы. Евгений Александрович очень многое дал мне для того, чтобы я стала вдумчивым исследователем. В прошлом году, когда я занималась в рукописном отделе Пушкинского дома, мне принесли рукописи, в которых есть лист использования. И я была счастлива увидеть, что первая и единственная запись в нем была сделана рукой Евгения Александровича в далеком 1968 году. Символично, что никто до меня не брал эти рукописи, они попали ко мне, его ученице. И стало понятно, что Евгений Александрович жив, он рядом со мной, помогает и по сей день.
Татьяна Жегунова, социальный педагог ГОУ «Печорская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»:
- Мы его любили и ценили, даже в какой-то мере благоговели перед ним. Отчетливо помню, как он, чуть прихрамывая, заходил в аудиторию, и мгновенно становилось тихо. Обычно лекторы читают монотонно, нередко студенты начинают «клевать носом», но на его лекциях наши глаза наоборот раскрывались все шире. Что-то литературное он умело переносил на жизнь. В середине лекции я вдруг понимала, что ничего не записываю - настолько сильна была магия этого человека и его удивительного тембра голоса. Никогда не забуду определение сюжета, которое дал нам Евгений Александрович на литературоведении: «Это всегда запятая и но». В этом был весь он: одной фразой мог выразить то, о чем другим пришлось бы говорить часами.
Материал подготовила Наталия ИГНАТЕНКО.
nata@province-pskov.ru