
Получить диплом о высшем образовании и... остаться без работы. Для многих выпускников эта ситуация, увы, типичная. Но когда работу не находят новоиспеченные юристы или психологи, которых в стране наблюдается перепроизводство, это еще можно как-то понять. Но поверить в то, что при нынешнем кадровом голоде проблемы с трудоустройством могут испытывать медики, очень сложно. Тем не менее, с такой проблемой столкнулась наша героиня Вероника Бухарова.
После отмены обязательного государственного распределения в медицинских вузах молодым врачам было дано право выбора. Либо совершенствоваться и в дальнейшем процветать в престижных столичных клиниках, либо принести себя в жертву бесплатной медицине. В те годы желающих возвращаться в провинцию, чтобы пахать «за себя и за того парня» за мизерную зарплату нашлось немного. В результате - платные медицинские центры ломятся от врачей, а в муниципальных больницах и поликлиниках работать почти некому. Аналогичная картина наблюдается во всех регионах России, в том числе и в Псковской области. На сегодняшний день в медицинских учреждениях города не хватает 85 специалистов, по области - 400. Общая укомплектованность штатов составляет 60 процентов. Вероника обо всех «прелестях» муниципального здравоохранения знала. К тому «живой пример» каждый день был перед глазами: мама Вероники вот уже 40 лет работает фельдшером на «Скорой помощи». И, тем не менее, девушка свой выбор сделала. Закончила педиатрическое отделение Тверской медицинской академии и вернулась в родной город проходить интернатуру при областной детской больнице. На работу она должна была выйти 1 сентября. Накануне ей позвонили из больницы и сообщили, что... бюджетного места для прохождения интернатуры не выделено. В таком же положении оказались еще восемь псковичей, шесть лет назад поступивших в медицинские вузы по целевому набору.
- В детских поликлиниках катастрофически не хватает педиатров, а тем, кто действительно хочет работать, чинятся препятствия, - возмущается Елена Бухарова, мама Вероники. - Бредовая ситуация! Место в интернатуре моей девочке не дают, а без ее прохождения диплом врача является недействительным. Говорят, в Питере есть возможность пройти интернатуру платно, но стоит это 60 тысяч, а надо еще где-то жить и на что-то питаться. Поскольку я работаю фельдшером на скорой помощи, таких денег у меня нет, и никогда не было. Что же получается, Вероника шесть лет зря училась, и о своей мечте стать врачом ей придется забыть?
Разумеется, Бухаровы не сидели сложа руки, а всеми силами добивались правды. Как объяснили им «знающие люди», такая ситуация сложилась потому, что не была вовремя подана заявка в Министерство здравоохранения. Хотя, если верить Веронике, она еще зимой предупреждала чиновников областного комитета здравоохранения о скором окончании вуза и своем желании проходить интернатуру по месту жительства. Впрочем, будущего доктора успокоили и пообещали ситуацию уладить. Якобы совсем скоро, буквально со дня на день, при одном из медвузов должно освободиться невостребованное бюджетное место, которое и достанется Веронике. Однако за три недели сентября дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Бухаровы были в отчаянии и, особо ни на что не надеясь, рассказали о своей беде журналистам «Псковской провинции». Этот, казалось бы, частный случай обнажает острую проблему целого региона, и по сути своей, является вопросом государственной важности. Поэтому решать его нужно на самом высшем уровне, причем как можно быстрее и с минимумом бюрократических проволочек. Мы обратились к заместителю Губернатора Псковской области по социальным вопросам, члену политсовета Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Вере Емельяновой. Не прошло и двух недель, как ситуация разрешилась в пользу молодого доктора. Узнав о проблеме Бухаровых, Емельянова в этот же день назначила встречу. К решению проблемы сразу подключилась руководитель медицинской страховой компании «МАКС-М» Татьяна Ширшова, ранее возглавлявшая областной комитет здравоохранения. Она и расставила все точки над «i», объяснив корреспонденту «Псковской провинции» причину сложившейся ситуации. Оказывается, с прошлого года изменились правила прохождения интернатуры. Если раньше обязательная 11-месячная стажировка будущего доктора проходила непосредственно в лечебных учреждениях, то теперь только под руководством вуза. В частности, Псковскую область курирует 1-й Петербургский медицинский институт. Интерны зачисляются в его штат, периодически ездят туда на лекции и на сессии. Правда, работают они по-прежнему на базе местных больниц, что оговорено в соответствующем договоре. К чему такие сложности? К тому, что лечебные учреждения области не имеют лицензии на образовательную деятельность. А интернатура - это очередная ступень медицинского образования, без прохождения которой доктор не получит сертификат на право заниматься профессиональной деятельностью.
- Мы знаем всех своих целевиков, внимательно следим за их учебной деятельностью и примерно в марте, на основе их заявлений, подаем заявку в Министерство здравоохранения на выделение бюджетных мест для прохождения интернатуры, - объясняет Татьяна Ширшова. - Для обязательной стажировки выбираются врачебные специальности, остро необходимые для нашего региона - кардиологи, неврологи, анестезиологи, сосудистые хирурги. В этом году бюджетных мест было выделено 25, хотя заявок в общей сложности подано 38. Вероника появилась у нас только в июле, а не зимой, иначе я бы помнила ее заявление. Мы тут же подали дополнительную заявку, но Министерство здравоохранения так быстро не работает... К сожалению, к сентябрю разрешить ситуацию с Бухаровой не удалось, но в октябре детская областная больница приняла ее в штат и платит за ее учебу институту. Так же, как и все интерны, Вероника будет ездить в Петербург на лекции, сдавать экзамены, а по окончании стажировки получит сертификат. Недавно, кстати, был подписан договор с Администрацией Псковской области, согласно которому Вероника Бухарова обязуется проработать в системе здравоохранения региона не менее трех лет.
Слова Татьяны Ширшовой и Вероники расходятся в одном. Одна утверждает, что выпускница опоздала с подачей документов, потому ей и не досталось места. Другая напротив говорит, что еще два года назад начала обивать пороги облздрава, дабы о себе напомнить. Кто из них прав? Впрочем, теперь это не имеет значения, потому что цель достигнута и инцидент, как говорится, исчерпан. Хочется верить, что и кадровый голод в системе здравоохранения в скором времени будет утолен.
Ульяна МИХАЙЛОВА.
umi@province-pskov.ru