Свое 85-летие Николай Токарев отметит вместе с Псковским районом. Только если постановление об образовании района в составе Псковского округа Ленинградской области датируется 1 августа 1927 года, то Николай Иванович пришел в этот мир на несколько дней позже, соответственно и юбилей справит 19 августа. Правда, псковичом он стал не сразу.
- Родился я под Куйбышевом. В армию ушел в 17 лет, в 1944 году. Воевать, правда, не довелось, но прослужил семь лет. Последние три года провел в Пскове, демобилизовался в 1951 году в звании сержанта. Куда идти? Чем заниматься? Образования - всего два класса, специальности нет - рос с бабкой на селе, работал в колхозе. Возвращаться некуда. Остался на Псковщине, в деревне Логозовичи. Я город вообще не люблю, с детства мечтал жить в пригороде - так и получилось, - рассказывает Николай Иванович.

Поначалу пытался устроиться на работу в железнодорожное депо, но впоследствии передумал - слишком далеко, ведь добираться и возвращаться ежедневно в Логозовичи пришлось бы пешком. Автобусов не было. С работой в те времена в Пскове тоже было не густо: льнокомбинат, электростанция да завод «Выдвиженец». Поэтому добрым словом Николай Иванович до сих пор вспоминает директора МТС Петра Филипповича Лойка, пригласившего бывшего сержанта сварщиком. И свое первоначальное стремление каждый день добираться до депо «напрямки» по железной дороге Николай Токарев вскоре благополучно забыл. Заработки в МТС (машинно-тракторной станции) пообещали от выработки. Токарева предложение устроило - оформился сварщиком. И проработал здесь не один десяток лет, оставаясь верным своему выбору. На некоторое время, правда, уходил в ПМК, но не прижился, вернулся на прежнее место.
Логозовичи в 50-е годы были большой деревней, много молодежи, просторный клуб. Вокруг располагалось несколько колхозов, но своей техники не было, вся она концентрировалась в МТС, которая была одна на весь район. Поэтому работы у ремонтников хватало: то на скотном что-то случилось, то трубу прорвало… В уборочную комбайны ломались, в посевную выходили из строя сеялки, плуги. Часто ездили по колхозам, вызывали в любое время дня и ночи, поэтому все дороги в Псковском районе Николай Токарев изучил как свои пять пальцев. Самые трудные, по его мнению, были первые послевоенные годы - зарплата небольшая, и ту, бывало, задерживали по три месяца. Был тогда в МТС главный инженер, который закупал запчасти для ремонта впрок. Железа накупит, а зарплату людям платить нечем.
- Однажды, помню, наш главный бухгалтер к нему подошел и при всех так врезал, что тот на ногах не устоял. Колхозникам тогда, правда, денег совсем не платили - ставили палочки за отработанные трудодни, а в конце года рассчитывались продукцией, - вспоминает Николай Иванович.
С зарплатой наладилось после того, как в МТС сменился главный инженер, пришел Владимир Николаевич Яковлев. Он сразу же ввел наряды, и деньги со счета до выплаты зарплаты снимать запретил. Вскоре и зарплату подняли, Токарев стал зарабатывать около 100 рублей, а раньше больше 60 никак не получалось...
Со временем у Николая появилось и хобби, стал конструировать и собирать тракторы. Лошадь на всю деревню была одна, а желающих вспахать огород сотни. Поэтому выходы искали разные, кто-то даже на себе пахал. Свой первый трактор Николай Иванович собрал почти сорок лет назад. Работал месяц. В ход пошел двигатель от инвалидной коляски мощностью 14 лошадиных сил, коробка скоростей с автопогрузчика, задний мост от ГАЗ-51. Все прошедшие десятилетия трактор служит верой и правдой. А раз есть трактор, значит, нужны и всякие приспособления. Все навесное оборудование Николай Токарев тоже смастерил сам - плуг навесной, культиватор, окучники, а впоследствии еще и картофелекопалку собрал.

После первого опыта было еще пять сконструированных тракторов - мужики из соседних деревень просили помочь собрать малую технику. Но больше планов собрать очередной агрегат Николай Иванович не строит. Зато недавно смастерил небольшую машинку для правнука Артема, чтобы тот пока совсем маленький мог кататься. Машина, говорит, копия фронтовой легковушки маршала Жукова - так делать интересней. Правда, Артемка ее пока не видел - сезон не тот. Стоит техника в гараже сюрпризом до весны.
Лариса АНДРЮШИНА.
ali@province-pskov.ru
Фото автора.
«Псковская провинция» продолжает рассказывать о псковских мастерах, которые могут и трактор сконструировать, и вездеход, и дом оригинальной конструкции построить. Напоминаем, что информацию о них мы ждем по любым видам связи с редакцией, в том числе и по телефону 57-59-01.