Предприниматель

Номер от 26-09-2012  Номер от 25-07-2012  Номер от 27-06-12  Номер от 30-05-2012  Номер от 22-02-2012  Номер от 25-01-2012  Номер от 21-12-2011  Номер от 30-11-2011  Номер от 02-11-2011  Номер от 28-09-2011  Специальный выпуск  №3 

В добрые руки

№ 45 (10000)  № 43 (9998)  24(9979)  23(9978)  22(9977) 

Свежий номер. 12+

№ 49 (10261)  № 48 (10260)  № 47 (10259)  №46 (10258)  № 45 (10257)  № 44 (10256)  № 43 (10255)  № 42 (10254)  № 40 (10252)  № 39 (10251)  № 38 (10250)  № 37 (10249)  № 36 (10248)  № 35 (10247)  № 34 (10246)  № 33 (10245)  №32 (10244)  №31 (10243)  №30 (10242)  №29 (10241)  №28 (10240)  № 27 (10239)  № 26 (10238)  № 25 (10237)  № 23 (10235)  № 22 (10234)  № 21 (10233)  № 20 (10232)  № 24 (10236)  № 19 (10231)  №18 (10230)  № 17 (10229)  № 16 (10228)  № 15 (10227)  № 14 (10226)  № 13 (10225)  № 12 (10224)  № 11 (10223)  № 10 (10222)  № 9 (10221)  № 8 (10220)  7 (10219)  № 6 (10218)  №5 (10217)  № 4 (10216)  № 3 (10215)  № 2 (10214)  № 1 (10213)  № 51 (10212)  № 49 (10210)  № 48 (10209)  № 47 (10208)  № 46 (10207)  № 45 (10206)  № 44 (10205)  № 43 (10204)  № 42 (10203)  № 41 (10202)  № 40 (10201)  № 39 (10200)  № 38 (10199)  № 37 (10198)  № 36 (10197)  № 35 (10196)  № 34 (10195)  № 33 (10194)  № 32 (10193)  № 31 (10192)  № 30 (10191)  № 29 (10190)  № 28 (10189)  № 27 (10188)  № 26 (10187)  № 25 (10186)  № 24 (10185)  № 23 (10184)  № 22 (10183)  № 21 (10182)  № 20 (10181)  № 19 (10180)  № 18 (10179)  № 17 (10178)  № 16 (10177)  № 15 (10176)  № 14 (10175)  № 13 (10174)  № 12 (10173)  № 11 (10172)  № 10 (10171)  № 9 (10170)  № 8 (10169)  № 7 (10168)  № 6 (10167)  № 5 (10166)  № 4 (10165)  № 3 (10164)  № 2 (10163)  № 1 (10162)  № 51 (10161)  № 50 (10160)  № 49 (10159)  № 48 (10158)  № 47 (10157)  № 46 (10156)  № 45 (10155)  № 44 (10154)  № 43 (10153)  № 42 (10152)  № 41 (10151)  № 40 (10150)  № 39 (10149)  № 38 (10148)  № 37 (10147)  № 36 (10146)  № 35 (10145)  № 34 (10144)  № 33 (10143)  № 32 (10142)  № 31 (10141)  № 30 (10140)  № 29 (10139)  № 28 (10138)  № 27 (10137)  № 26 (10136)  № 25 (10135)  24 (10134)  23 (10133)  № 22 (10132)  № 21 (10131)  № 20 (10130)  № 18 (10128)  № 17 (10127)  № 16 (10126)  № 15 (10125)  № 14 (10124)  № 13 (10123)  № 12 (10122)  № 11 (10121)  № 10 (10120)  № 9 (10119)  № 8 (10118)  № 7 (10117)  № 6 (10116)  № 5 (101115)  № 4 (10114)  № 3 (10113)  № 2 (10112)  № 1 (10111)  № 52 (10110)  № 51 (10109)  № 50 (10108)  № 49 (10107)  № 48 (10106)  № 47 (10105)  № 46 (10104)  № 42 (10100)  № 41 (10099)  № 40 (10098)  № 39 (10097)  № 38 (10096)  № 37 (10095)  № 36 (10094)  №35 (10093)  № 34 (10092)  № 33 (10091)  № 32 (10090)  № 31 (10089)  № 30 (10088)  № 29 (10087)  № 28 (10086)  № 27 (10085)  № 26 (10084)  21(10079)  № 20 (10078)  № 19 (10077)  № 18 (10076)  № 17 (10075)  № 16 (10074)  № 15 (10073)  № 14 (10073)  № 13 (10071)  № 12 (10070)  № 11 (10069) 
 
 
25 декабря 2025, четверг, 10:24

 

СВЕЖИЙ НОМЕР. 12+. №12 (9557), 28/03/2012

Сетоских модниц слышно издалека

Выставка народных костюмов русских и народности сето конца 19-середины 20 веков «Изборский хоровод: история в костюме» открылась в староизборском доме купца Анисимова (Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск»).

Костюмы русских и сето не случайно демонстрируются в тандеме - у них много общего. К примеру сетоские белые сукманы - закрытые сарафаны крайне напоминают новгородский костюм. И покрой рубашки, опять-таки, сродни новгородской. Мужской костюм сето, практически идентичен русскому. Та же косоворотка, те же холщовые штаны, за исключением некоторых существенных деталей.

По словам начальника исторического отдела музея-заповедника «Изборск» Алены Черноморовой, национальный женский костюм сето состоял из рубашки, сарафана, передника, пояса, а также головного убора. Старинная женская одежда имела туникообразный покрой. В длинные рукава были вотканы полосы из красных бумажных ниток, шедшие по плечу от шейного выреза к верхней части рукава.

Холщевая рубашка с наплечными украшениями служила верхней одеждой; поверх нее, вокруг бедер, обматывали кусок ткани, сходящийся на боку и повязывая все это поясом, вешали на бок специальный набедренный передник. Набедренники носили в составе, сарафанного комплекса еще в 19 веке, перекинув их через пояс, то на левом, то на правом, а иногда на обоих сразу. Примерно в 17 веке, жившие среди русских сето, принявшие православие, заимствовали ту одежду, которую носили русские на Псковщине - глухой сарафан из белой шерсти или льняной домашней ткани с разрезом на груди до пояса, застегивающимся на пуговицы и с проймами для рук. К плечам были пришиты длинные ложные рукава. Рубашку-долгорукавку в сочетании с белым длинным сарафаном носили почти до конца 19 века в качестве одежды невесты. Также и хоронили... Во второй половине 19 века с распространением фабричных тканей и анилиновых красок, сетоский костюм стал приобретать другие черты. Рубашка-длиннорукавка у сето сохранялась очень долго и только во второй половине 19 века ее сменила рубаха новгородского типа с пышным рукавом, собранным в манжеты, с широким тканным украшением по середине длины рукава. Простые геометрические мотивы вытеснил стилизованный цветочный орнамент. Одновременно изменился и цвет композиции: от алого цвета кумачных ниток он постепенно переходит к бордо и темно-вишневому, иногда почти черному. С распространением нового типа рубашки белый рююд (сарафан) заменяется синим, позже черным холще-вым «китасником» или «сукманом». Женский костюм обязательно дополнялся передником, цвет которого подбирался под цвет головного платка. А вот, летние и демисезонные кафтаны, полушерстяной ряпик и суконный сярк - у сето остались неизменными.

Сетоских модниц было видно и слышно издалека. Их костюм дополняли серебряные украшения: фибулы - маленькая, для застегивания ворота рубахи, и большая, украшенная гравированным и чеканным орнаментом.

Еще женщины носили цепочки и многорядные ожерелья с разными шумящими подвесками. Серебряный наряд иногда весил до 5 килограммов. Он выполнял магическую - охранную функцию, а также говорил о возрасте его хозяйки. Женский костюм не оставлял на девушке и женщине ни одного открытого участка тела. Считалось, что закрытая одежда обезопасит от сглаза и колдовства. Поэтому о сексуальности сетоской национальной моды говорить не приходиться. А худые девушки, собираясь летом на гулянки, еще и надевали вязаные гольфы, чтобы ноги казались толще. Так что, парням оставалось только надеяться, что под толстой вязки гольфами окажутся стройные ножки своей пассии.

Что касается мужского костюма сето, его не отличает такое своеобразие, как у женского комплекса. Мужчины носили рубаху-косоворотку и полосатые штаны наподобие русских крестьян. На ногах - шерстяные чулки и кожаные поршни. Прибалтийский облик мужскому костюму придавали только шляпа с полями, элегантный кафтан того же покроя, что и у женщин, да сумка, висевшая сбоку у пояса.

- Сетоский национальный костюм - ежедневный и праздничный, – удобная и практичная в носке одежда. Десятилетиями мы храним его в шкафах и комодах и ничего ему не делается, - пояснила заведующая музеем – усадьбой народности сето Малле Богачева. -Единственное неудобство связано со стиркой рубашек. Они линяли. Это сейчас с этим нет проблем, благо есть современные порошки. А во времена моей бабушки одежду стирали домашним мылом, которое сами же и варили. Стирали в ручье, который бежал из под горки. Туда женщины приходили стирать рубашки даже с других деревень – там очень хорошая была вода. Рубашки получались очень белыми и не линяли.

По словам Малле Николаевны, в 70-80-х годах прошлого века национальные костюмы практически не шили - донашивали бабушкины запасы. Редко их и одевали. Разве что, на майскую демонстрацию, да на выступление женского сетоского хора. Перед смертью бабушка Малле Богачевой попросила похоронить ее в национальном костюме. Пожилых женщин ее возраста обычно так и хоронили. Но с годами сето перестали придерживаться этой традиции.

- Сетоский костюм сейчас востребован - многие хотят приобрести его. Поэтому в наших планах организовать в деревне Сигово пошивочное производство, - по секрету сказала Хелью Маяк - член Совета Ассоциации финно-угорских народов РФ, председатель Печорской районной общественной организации «Этнокультурное общество народа Сето». – Единственная мастерская, где можно сшить себе национальный костюм, пока есть только в Эстонии. Однако на первых порах мы будем шить только женские. В изготовлении мужского костюма есть некоторые технологические сложности. Это будут классические сетоские костюмы, канон которых сложился в двадцатом веке. Я полагаю, здесь неуместны веяния современной моды и использование новых, нетрадиционных материалов.

Сама Хелью Александровна носит костюм своей бабушки, а ее внучка и внук щеголяют во вновь сшитых. В ближайшее время Хелью Маяк наденет любимый наряд на праздник Троицы.

Как неудивительно, но на совместной выставке не представлен русский национальный «парадный» костюм. Он отсутствует в фондах музея, так как никому из жителей Псковской области не удалось его... сохранить.

Александр МИЛЬКА.

maa@province-pskov.ru

Фото автора.

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиВесь Псков