БЫЛ БЫ ПОВОД?
В 1987 году Петр Костелецкий устроился работать кочегаром в пионерский лагерь «Хибины», расположенный в деревне Крупевицы. Его семья въехала в двухкомнатную благоустроенную квартиру № 25 дома №2, общей площадью 44,6 квадратных метра. Оба 27-квартирных дома предназначались для персонала, обслуживающего пионерский лагерь. Основанием для новоселья Костелецких стал ордер № 201 от 5 мая 1990 года, выписанный на имя главы семейства - Петра Петровича. По совокупности он отработал в детском учреждении десять лет. За совершенное преступление Петр Костелецкий оказался в местах не столь отдаленных. В 1999 году собственнику оздоровительного комплекса «Хибины» - жилищно-коммунальной конторе треста «Апатит-Строй» города Апатиты Мурманской области (впоследствии - ОАО «Апатит») стало накладно содержать детское учреждение, и он передал его в собственность Псковской области. Со всей инфраструктурой, в том числе с двумя трехэтажными домами, заселенными людьми. На правах ведения хозяйственной деятельности они тоже перешли ГП ПО «Центр детского отдыха и оздоровления». В этом же году Костелецкие развелись, и жена Петра переехала с детьми в Красноярск. В 2003 году он освободился из мест лишения свободы и жил в своей квартире до 2005 года - до следующего срока.
- 18 февраля 2011 года я освободился условно-досрочно. Захожу в подъезд и не узнаю двери своей квартиры - она новая. Вставляю в дверь ключ, а замок-то тоже новый, - недоумевает Петр Костелецкий. - Пока я находился в колонии - за моей спиной, директор ГП ПО «Центр детского отдыха и оздоровления» Татьяна Богданова приказом в 2007 году выселила меня в никуда! В квартире сделали ремонт и закрыли под ключ. В ней никто не живет. Иногда на время останавливаются какие-то люди. Своих вещей, а это обстановка двухкомнатной квартиры, я не нашел. Мне сказали, что их вынесли на хранение на склад. Срок хранения там - полгода. Я не забрал их с собой в колонию по известным всем причинам. Поэтому все уничтожили. Как мне заявили, они были малоценными - процент их износа составил 60 процентов. А как я мог забрать свое имущество, будучи в колонии? Из разговора с людьми выяснил, что из шести человек комиссии, засвидетельствовавшей факт выноса из квартиры мебели и вещей, четверо при этом не присутствовали. А пятый сказал, что зашел в квартиру, когда из нее выносили последний стул. Кстати, хрустальная посуда, два телевизора, пылесос, холодильник, стиральная машина, купленные после развода с женой, в опись, почему-то не попали, хотя также бесследно исчезли.
ЗАПУТАЛ ВСЕХ?
Руководитель Детского центра отдыха и оздоровления Татьяна Богданова уверена в своей правоте ведь Невельский районный суд вынес решение в ее пользу. Что касается Костелецкого, по ее словам, он только всех запутал, правда, суд во всем разобрался…
- Он установил, что не было на момент строительства и не могло быть впоследствии жилого фонда в детском оздоровительном лагере. По той причине, что в соответствии с положением «О загородном лагере» обслуживающий персонал вселяется туда только на период обслуживания детей. Такова специфика детских учреждений. Ни о каких квартирах, в привычном понимании нами смысла этого слова, как и о термине «выселение» здесь не может идти речь. Кроме того, семья Костелецкого имела отношения с предыдущим собственником, но никак не с нами. Пока он работал – ему предоставлялось жилье. Прекратил трудовые отношения – все. У него нет на руках трудового договора, в котором прописаны какие-то обязательства по жилью. Сегодня в этих домах проживают сотрудники. Осталось 37 человек. Они с нами заключили договор и по нему возмещают нам за пользование жилым помещением.
По поводу вещей Костелецкого, Татьяна Богданова пояснила, что все забытые детьми и взрослыми вещи выносятся в отдельное помещение. Вещи Костелецкого тоже находились там определенное время. Тем более, его семья еще с год жила после того, как осудили Костелецкого. Все что нужно было ей, она забрала с собой. Больше за ними никто не обращался.
А КАК ЖЕ КОНСТИТУЦИЯ?
На сторону Петра Костелецкого встал уполномоченный по правам человека в Псковской области Виктор Иванов. Он категорически не согласен с действиями Татьяны Богдановой, считая ее позицию антиконституционной.
- При передаче оздоровительного комплекса «Хибины» Псковской области не обошлось без лукавства со стороны прежнего владельца, - считает Виктор Васильевич. - Чтобы проще и быстрее избавиться от убыточного имущества, тот скрыл факт выдачи людям ордеров на проживание в общежитие. Что выяснилось в ходе судебного разбирательства. И Татьяна Богданова об этом явно не знала. При подготовке передаточных документов юристы ОАО «Апатит» заведомо не указали в передаточной описи, что здания являются общежитиями. Отсюда в документе нет ключевой фразы «…данное имущество обременено третьими лицами». В документах оно фигурирует, как комплекс строений для обслуживающего персонала нежилого назначения.
В приказе Татьяны Богдановой о создании комиссии по освобождению помещения, в котором проживал Костелецкий, квартира №25 вообще не упомянута. В приказе нет ссылок на судебные решения, на федеральное законодательство. А как же тогда быть с 40-й статьей Конституции, по которой никто не может быть произвольно лишен жилища? Это можно сделать только по решению суда или на основании федерального закона.
Примерно через месяц после выхода данного Приказа вещи и мебель Костелецкого вынесли в подвал. Склада, как такового - сухого, отапливаемого в нем нет. В описи вещей жилого помещения №25 корпуса №2 не стоит даты, нет печати. Лишь перечень имущества и подписи членов комиссии - Овчинникова, Назаренко, Овчинниковой, Логинова, Партновой, Черкасова.
И ЧТО ТОГДА?
Кассационная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда рассмотрела кассационное представление прокуратуры Невельского района и кассационную жалобу Костелецкого. Решение Невельского районного суда - отменено. Материалы вернулись опять в Невельский райсуд, который в очередной раз вынес решение не в пользу выселенца. Впереди рассмотрение апелляционной жалобы в Псковском областном суде... Если Петр Костелецкий проиграет судебный процесс, это создаст в Псковской области тревожный прецедент - проживание людей в двух многоквартирных домах будет официально признано незаконным. В этом случае собственник жилья, решив, к примеру, продать его, сдать в аренду или снести бульдозером - в любую минуту на законных основаниях попросит людей освободить, занимаемые площади. Куда им податься, если в муниципальном жилищном фонде Невельского района нет свободного жилья. И денег нет на строительство нового...
Есть в этой грустной истории еще одна сторона - нравственная. Вчерашний зэк Петр Костелецкий, заметьте, освободился условно-досрочно. Значит, что-то захотел он изменить в своей жизни…А тут такая оплеуха. Куда податься «маленькому человеку»? Мог спиться с горя или взбунтоваться в душе, да пуститься во все тяжкие… А там, куда кривая выведет. Но Петр Петрович нашел в себе силы добиваться справедливости по закону, что вызывает уважение.
Александр МИЛЬКА.
maa@province-pskov.ru
Фото автора.
Что дальше?