
Девушки познакомились во время учебы в кооперативном техникуме в Гродно, где получали специальность товароведов продовольственных и промышленных товаров. Год вместе работали в магазине, а потом бывший куратор сообщил, что в техникум пришел запрос на кадры товароведов. На выбор предлагались несколько городов. Нина и Тамара выбрали Псков: за то, что он ближе к Белоруссии, где живут родные, за то, что в Псковском крае много озер и есть сходство со знакомыми местами, за его неповторимый облик. Обе были молоды и хотели романтики.
Нину оставили работать товароведом в райпотребсоюзе, а Тамару направили товароведом в Торошинское сельпо. (Сельпо - сокращенно сельское потребительское общество, хотя так называли и принадлежащие этим обществам магазины.- Ред). Карьера Нины стабильно развивалась в райпотребсоюзе: товаровед -старший товаровед - заместитель председателя правления райпотребсоюза по торговле и, наконец, руководитель: председатель правления райпо и председатель Совета райпо. Потребительской кооперацией Псковского района она руководила на протяжении 22 лет - до 2003 года. У Тамары послужной список оказался более разнообразным: она поработала и в низовых организациях потребительской кооперации: заместителем председателя правления Торошинского сельпо и председателем правления Завеличенского сельпо, и в райпотребсоюзе: товароведом по ценам и заместителем председателя по кадрам. Дружба дружбой, но нагоняи от Нины Тамаре получать приходилось - работу и личные отношения подруги никогда не смешивали.
Менялась страна, и эти изменения по-разному отражались на работе потребительских обществ. В 1963 году, когда Нина и Тамара только приехали на Псковщину, потребкооперация в Псковском районе была представлена широко: работало более 140 магазинов и более 20 предприятий общественного питания. Сегодня женщины с горечью констатируют, что число магазинов сократилось вчетверо, а из объектов общепита осталась, пожалуй, только столовая в Середке, которая вечером работает как кафе. Из 36-тысячного населения района более 11 тысяч тогда являлись пайщиками потребкооперации. В районе было четыре хлебопекарни: в Торошино, Елизарово, Федоровщине и на острове Залита. После постройки Карамышевского хлебозавода они были ликвидированы. На новом заводе в первое время не хватало рабочих рук, и от каждого ближайшего сельсовета на три-четыре недели сюда присылали людей, которые трудились в качестве подсобных рабочих. Кадровая ситуация на предприятии стабилизировалась только когда его руководителем стал Сергей Михайлов. В то время для работников хлебозавода было построено пять домов.
Районные потребительские общества традиционно занимались и занимаются закупкой у населения излишков сельхозпродукции и дикорастущих ягод и грибов. Но интересно, что в 70-е - 80-е годы закупленные грибы экспортировались в Японию, а раки - во Францию. В обмен магазины кооперации получали импортные товары, так что сдатчик мог вполне стать обладателем настоящей японской радиотехники. Было налажено и взаимодействие с местными властями. Например, если в сельский магазин требовался продавец, то представитель потребобщества обращался в сельсовет за помощью. Потом вместе ходили по домам, искали подходящего кандидата, уговаривали. Все понимали: без магазина в деревне жизни нет.
А вот доставка товаров порой давалась нелегко. У райпотребсоюза был свой транспорт, даже двадцатитонный катер, который возил грузы на остров Залита. Летом, когда вода отходила от берега, приходилось перегружать доставленное дважды: сначала с катера на лодку, потом из лодки на тележки, чтоб везти в магазин.
А зимой, когда прочность льда вызывала сомнения, автомобиль загружали наполовину и ехали с открытыми дверцами, чтобы в случае чего успеть выскочить. В районе были составлены графики выделения транспорта для нужд кооперации. Райком партии всегда поддерживал в этом вопросе районное потребительское общество.
- У нас работали золотые руководители, - говорит Нина Осипова, - председатель райисполкома Валентин Васильевич Боткин, первый секретарь райкома партии Семен Михайлович Хмелев, мы всегда могли найти у них поддержку и помощь.
- К Семену Михайловичу Хмелеву можно было в любой момент подойти и попросить, что нам в такой-то день нужен транспорт, он никогда не отказывал, - рассказывает Тамара Матвеева. - И не стоило сомневаться: если Хмелев сказал, директор совхоза выкроит возможность и товар будет завезен. Но при этом была жесткая дисциплина: если в срок не завозили в сельский магазин хлеб, выговор был неизбежен.
Хорошие отношения были с руководителями хозяйств. Совместно строили крупные торговые центры в Писковичах, Родине, Тямше с последующим возмещением расходов со стороны районного потребительского союза. Потребкооперация получала от района помощь и в виде льгот по уплате налогов при завозе товаров на расстояние, превышающее десять километров.
С особой теплотой Нина Николаевна и Тамара Марковна говорили о тех, кто неустанно передавал свой опыт молодому поколению: об Анне Ильиничне Смирновой, Михаиле Александровиче Михайлове, Александре Даниловне Дементьевой. Нина Осипова и Тамара Матвеева, и сами работали, не считаясь со временем, и при этом все успевали, заочно получили высшее образование. Хозяйство потребкооперации всегда было беспокойным, а уж когда Нина Николаевна возглавила райпо, ее будили даже ночью.
- Бывало, среди ночи звонок, - вспоминает Нина Николаевна. - Сообщают, что магазин обокрали. Выручал муж, он, кстати, работал в автобазе облпотребсоюза. Брал свою машину и ехал помогать забивать взломанные двери. А однажды мы даже раскрыли преступление. Ночью позвонил сторож и сообщил, что прямо со двора райпотребсоюза на улице Белинского угнали машину. У меня сразу появилась версия, что готовится ограбление магазина, ведь если к нему подъедет наш автомобиль, ни у кого не возникнет подозрений. Так и случилось: обворовали магазин в Гридино, это Середкинская зона. Прошел день, а вечером нам позвонил водитель из Середки и сказал, что видел нашу машину стоящей на дороге в Елизарово. Мы позвонили в милицию, а те ответили: езжайте, забирайте. Муж взял веревку, пригласил друзей, и поехал на своем «Москвиче». На дороге действительно стоял автомобиль райпотребсоюза, а в нем спали два грабителя. У них закончился бензин, и мужики решили отдохнуть. Муж с друзьями связали их и доставили в райотдел милиции… Так что работа у нас была трудная и ответственная.
В девяностые годы появились конкуренты-частники. Особенно досаждали те, кто работал недобросовестно. Проедут по деревням раньше транспорта райпо, развезут хлеб. Естественно, хлеб, который привозили позже кооператоры, оставался нереализованным. В следующий раз они везут меньше, а залетный частник не приедет, и хлеба не хватает. Страдало-то при этом и население. Чем только райпо в те годы не занималось! И кооперативы по пошиву сумок открывали, и аптеки, и мастерские по ремонту обуви. А потом райпо перестали давать лицензии на торговлю медикаментами, частные мастерские либо распались, либо стали работать самостоятельно, и потребкооперация вернулась к традиционным видам деятельности.
- Хотелось, чтобы нынешняя Администрация и Собрание депутатов Псковского района больше внимания уделяли потребительской кооперации, оказывали больше действенной помощи, в том числе в снижении ставок по налогам, ведь райпо вносит в бюджет района значительный вклад, - сказали на прощание мои собеседницы. Они, как всегда, вместе, неутомимые труженицы, а теперь и заядлые дачницы.
Виктория ПАВЛОВА.
pva@province-pskov.ru
Фото автора.