- Жарким летним днем несколько молодых людей в 40-50 метрах от берега с лодки ловили рыбу. Решили искупаться. Один из нырнувших встал на что-то ровное: оказалась - поверхность крыла самолета. Воспользовавшись маской, ребята разглядели на нем немецкий крест. Несколько иллюминаторов были разбиты. Внутри находились ящики, нетипичные для армейских. Кабина самолета, практически не имеющего повреждений, была погружена в слой ила. В эту тайну посвятили только меня. Поднимать самолет «по горячим следам» тогда не стали. Кроме криминала все равно ребята ничего не поимели бы на свою голову. В итоге им пришлось отложить эту затею. Постепенно интерес к самолету угас. По прошествии времени я вдруг загорелся идеей самостоятельно найти и поднять самолет, либо его таинственный груз. Но возникла проблема. Приборов, фиксирующих точные координаты самолета под водой, у нашедших его ребят не было. А одного знания примерного места крушения боевой машины оказалось недостаточным. Мне пришлось обратиться за спонсорской помощью к богатым и очень богатым людям Пскова в надежде, что те помогут купить магнитометр и георадар. Но эта идея их не задела. Одолжить или взять в аренду оборудование тоже оказалось делом безнадежным.
Военный историк, пскович Николай Горбачев, прослуживший много лет в военно-транспортной авиации, сомневается, что речь идет о транспортном самолете. По его словам, такие машины предназначались для перевозки личного состава. Близко к фронту они старались не подлетать. Вероятно, на дне лежит один из самых известных самолетов Второй мировой войны - двухмоторный бомбардировщик Юнкерс Ju-88. Что касается хорошей сохранности самолета, то все может быть. Это говорит о том, что экипаж сажал его на воду. По крайней мере, летчик был точно жив. Воспользоваться парашютом - не хватило высоты. Самолет приводнился и в итоге затонул.
Руководитель Псковской областной военно-патриотической поисковой общественной организации «След «Пантеры» Геннадий Корольков признался, что не располагает информацией о сбитом над Псковско-Чудским водоемом (потерпевшим крушение?) немецком транспортном самолете.
- В Псковском озере и по сей день, к примеру, лежит бомбардировщик Юнкерс Ju-88. Его сбил летчик Жуков. У него кончились патроны, поэтому он направил свою машину на таран - отрезал пропеллером бомбардировщику хвост. За это летчик получил звание Героя Советского Союза. Однако немецкий бомбардировщик еще найти нужно. Для этого требуется специальное оборудование стоимостью 150-250 тысяч рублей. Кто же его нам даст? А у самих поисковиков нет таких денег, чтобы купить эту аппаратуру. А вот другой пример. В районе деревне Щиглицы на реке Каменке есть островок, там лежит другой немецкий самолет Юнкерс Ju-87, а также наш истребитель. Другой советский истребитель, сбитый в 1944 году, упал в Псковское озеро в 6-8 километрах севернее деревни Видовичи. На дне Чудского озера тоже лежат машины. Но как их найти? Закончились неудачей и последние три экспедиции на одно из озер Новоржевского района, в которое упал наш самолет. Его экипаж погиб. И это при том, что само озеро небольшое - три километра в длину и полтора в ширину.
Что же за самолет тогда нашел Сергей Калугин? Это явно не бомбардировщик Юнкерс Ju-88 - у него нет иллюминаторов. Значит, речь идет все-таки о транспортном самолете. Возможно, самолете связи, которые тоже имели иллюминаторы. Куда и зачем он летел, при каких обстоятельствах и когда пропал, мы обязательно узнаем. Запрос немецкой стороне уже сделан. Ну, а пока придется теряться в догадках: был ли этот самолет разведчиком погоды, фоторазведчиком, санитарным, штабным или персональным бортом командира части или соединения. Кто знает, может, он вез нацистскую прессу, отпускников или спецрейсом награбленные в СССР ценности? А если, наоборот, летел в СССР, то на его борту явно находилось не оружие, боеприпасы и провиант: на данном направлении не было окружения немецких войск в масштабах Сталинградской битвы, где пришлось осуществлять снабжение по воздуху. И почту тогда, кстати, пересылали в мешках, а не в ящиках…
Александр МИЛЬКА.
maa@province-pskov.ru
Всех, кто располагает возможной информацией, а также может предоставить для поисков оборудование, мы просим позвонить в редакцию по телефону 57-59-01.