
Ольга Лосская, корреспондент и ведущая информационных программ телекомпании «Телеком. 7 канал»:
- Фильмов про журналистов великое множество - такой типаж удобен для режиссёра: журналист всегда и везде ставит эксперименты, вникает в работу других людей, в жизни, в ситуации, и кто, как не он, может быть свидетелем преступления, ссоры – чего угодно. Зачастую именно то, что журналист не сидит на месте, пытается на себя «примерить» все роли в обществе, основная причина того, что он становится героем кино. Вспомнить хотя бы комедии «Голая правда» или «Как избавиться от парня за 10 дней», «Дьявол носит Прада». Это, конечно, банальные примеры, но показательные – нормальный журналист, действительно, всегда пытается найти нечто новое. Но любой фильм сложно применить в целом к профессии. Журналисты, как мне кажется, индивидуальны. Бывает и такое, как нам показал Терри Гиллиам в «Страхе и ненависти в Лас-Вегасе»: журналист, которого играет Джонни Депп – ну очень индивидуален. Так что вспомнить правду или неправду в фильмах о журналистах трудно: мы все разные…
Роман Липич, врач-рентгенолог:
- Сразу скажу, что популярные «Интерны» - это ситком (ситуационная комедия. – Прим. авт.) на околомедицинскую тему. Понятно, что это комедия, что здесь показаны собирательные характеры врачей. Но не бывает интернов, которые не могут отличить биохимический анализ крови от общего. И если Быков – такой крутой врач, то он просто не позволит себе постоянно «стебаться» над интернами. Да, обычные врачи могут себе позволить подшучивать над «молодыми» врачами. Но, во-первых, тонко, а, во-вторых, редко. Сериал «Доктор Тырса», наверно, пытается популяризировать образ врача, но таких гламурных докторов в реальной жизни не бывает. По американскому «Доктору Хаусу» тоже на врача не выучишься. Кажется, в первом сезоне у сериала были медицинские консультанты, но затем… Мои коллеги насчитывали по пять-шесть медицинских ошибок в серии. Заграничные врачи тоже говорят, что сериал неправдив. Да и сам образ Хауса мне не нравится. Для врача кричать на пациента – это уже «из ряда вон». У нас даже есть предмет – деонтология – на котором учат, как общаться с пациентами. Конечно, бывает, что в конце рабочего дня врач «сорвётся» на больного, но редко. Нас учат, что главное – помочь человеку, кем бы он ни был. Самый «медицинский» сериал – это « Скорая помощь». В нём рассматриваются реальные медицинские случаи, разбираются клинические ситуации. При этом показана жизнь врачей « скорой»: интенсивная работа, когда за малый промежуток времени нужно быстро и правильно решать сложные задачи. Ещё один правдивый сериал – «Анатомия страсти». Там, конечно, есть определённые «перегибы», но быт врачей показан хорошо. Из русских сериалов достаточно хорошо с медицинской точки зрения снят «Я лечу» - жаль, что вышел только один сезон.
Татьяна Алексеева, преподаватель теоретических музыкальных дисциплин:
- Фильм о жизни Рахманинова «Ветка сирени» снят хорошо. Мы вообще мало что знаем о жизни композитора, только по его биографическим источникам. Поэтому утверждать, что правда из его жизни, а что, нет – трудно. Но этот фильм показывает период из жизни Рахманинова достаточно верно. Фильм «Бессмертная возлюбленная» я всегда рекомендую музыкантам и студентам, чтобы понять Бетховена. В нём верно показано, как композитор стал чувствовать первые приступы глухоты. Но как он при этом боролся, любил жизнь и женщин. В сериале «Бригада» Оля, жена Саши Белого, занимается музыкой и затем начинает выступать с труппой музыкантов в московских кафе и ресторанах. Так всё происходит и с настоящими музыкантами. Студенты училищ собираются в такие группы, чтобы заработать. Я бы даже сказала, что такие выступления в кафе – основной заработок музыкантов. И в Пскове есть такие группы и музыканты. С музыкальной точки зрения вызывает вопросы фильм «Хористы». Оговорюсь: сам фильм мне нравится. Но вряд ли можно «слепить» такой классный хор из мальчишек без музыкального образования, чтобы он так чисто пел, интонировал. С профессиональной точки зрения результат работы с этим хором неправдив.
Остап Ибрагимович, (оперативный псевдоним), частный детектив:
- Для меня существует только один по-настоящему правдоподобный фильм о правоохранительных органах - «Место встречи изменить нельзя». Это не только захватывающий остросюжетный детектив, но и очень грамотное учебное пособие для всех поколений сыщиков. Доля правды есть в некоторых сценах «Убойной силы» и «Улицах разбитых фонарей». Особенно точно подмечены нюансы взаимоотношений между полицейскими, ритм их жизни. А вот популярный в советские годы сериал «Следствие ведут знатоки» ничего, кроме зевоты, у меня не вызывает: тягомотный, приторный, откровенно постановочный. Большая часть расследования ведется в кабинете. В реальной жизни все происходит с точностью до наоборот. Опера ноги кормят, и если он будет сидеть на работе, точно ничего не «нароет».
Смущает и частое применение кинополицейскими оружия - и по поводу, и без. На самом деле мы стараемся стрелять только в самых крайних случаях. Чаще всего, конечно, речь идет о самообороне. Мне за свою более чем тридцатилетнюю работу в органах приходилось применять оружие несколько раз, да и то при задержании автотранспорта. Но, пожалуй, чемпионом по количеству киноляпов является сериал « Детективы». На ниве частного сыска я тружусь более пяти лет, неплохо знаю законодательство и с уверенностью могу сказать, что мои «киношные» коллеги нарушают его в пятидесяти процентах случаев. Нельзя, например, работать без договора, устанавливать скрытую камеру без ведома заказчика и «жучки» на телефон без особой санкции прокурора. В реальной жизни эти «особые методы» давно бы стоили частным детективам лицензии. Мифом так же является «теплая дружба» частных сыщиков и прокуратуры. На самом деле мы стараемся не вмешиваться в дела друг друга, и уж тем более у нас не может быть общих клиентов.
Светлана Прокофьева, учитель немецкого языка:
- Я не припомню ни одного современного фильма про школу, который бы на хорошем профессиональном уровне поднимал проблемы детей и учителей. Зато это хорошо получалось у советских режиссеров. Кинокартины «Большая перемена», «Розыгрыш», «Доживем до понедельника», «Ключ без права передачи» можно назвать энциклопедией подросткового возраста. Правда, в «Весне на Заречной улице» учительница ведет себя слишком чопорно, высокомерно со своими учениками. Такое отношение не приветствовалось ни тогда, ни, тем более, сейчас. Главным в советских фильмах является не захватывающий сюжет, которого так жаждут современные зрители, а проблема нравственного выбора. Сейчас же, к сожалению, больше ценятся спецэффекты. Работа души отходит на второй план. Проблемы образования в современных фильмах слишком гипертрофированы. Взять, к примеру, сериал «Школа». Я выдержала только две серии, а потом стало противно смотреть. Кинокритики утверждали, что современные подростки именно такие. В реальной жизни не слышала, чтобы ученики так по-хамски
разговаривали со взрослыми и срывали уроки, чтобы учителя вели бойкую торговлю оценками, а дети шантажировали родителей. После такого фильма остается только выть от тоски. Но поверьте, у нас все не так плохо. И, кстати, в крупных городах тоже. У меня очень много знакомых коллег из Москвы и Петербурга, с которыми мы обсуждали фильм. Они тоже недоумевают, где режиссер подсмотрел такие странные сюжеты. А фильм «После школы» с известными актерами в главных ролях я вообще всерьез не рассматриваю. Это не очень смешная и не очень умная пародия на нашу профессию.
Галина Неваленная, акушер-гинеколог:
- Мне бы не хотелось говорить о негативе - его и так слишком много. Сегодня только ленивый не ругает моих коллег, и далеко не все претензии являются обоснованными. Я рада, что наконец-то стали появляться фильмы, которые на должный уровень поднимают престиж медицинской профессии. Возможно, они хоть как-то повлияют на выбор выпускников школ. Конечно, далеко не все в фильмах о врачах соответствует действительности. Встречаются ошибки в терминологии. Или сцены, где, например, врач вымогает у пациента деньги за простейшую операцию или угрожает родственникам. Я в своей многолетней практике с подобным не сталкивалась. Или беременная женщина с первой же схватки начинает корчиться от боли и кричать «Спасите, я рожаю», тогда как до появления на свет малыша еще часов десять как минимум. Конечно, бывает и такое, но крайне редко. Но самое забавное видеть, как в операционную вламывается какой-нибудь лесоруб в валенках в тот самый момент, когда спасают жизнь его любимой. Такого не может быть по определению.
Но я вспомнила все это не для того, чтобы покритиковать сценаристов. Понимаю, что люди они творческие. А без художественного вымысла невозможно затронуть сокровенные чувства зрителей и создать более или менее стоящий фильм. Что же касается правдоподобия той или иной сюжетной линии, то в реальной жизни случается и не такое... Однажды, например, беременная женщина разрезала живот и сама себе сделала кесарево сечение. Вряд ли какой-нибудь сценарист до такого додумается.
Ульяна МИХАЙЛОВА.
Павел ДМИТРИЕВ.