Начинается «урок», а заодно и театральное представление с задорной игры артистов на гуслях. Весёлые звуки струнных переборов похожи на колокольный звон. С гордостью петербуржцы сообщают малышам, что они играют на гуслях, изготовленных нашим земляком, кстати, единственным в России мастером по производству этого самобытного инструмента – псковичом Олегом Ермолаевым. Ребятишки дружно хлопают и радостно улыбаются артистам. Последние выступают перед ними не впервые, и, по традиции, претворяют своё представление вопросом «в тему».

- Что такое любовь? – очаровательно играя ямочками на щеках, спрашивает актриса группы «Мифологика» Полина Курицына.
- Это когда один человек любит другого человека! – серьёзно заявляет девочка Лиза.
- Девушку! – добавляет её сосед.
- Маму! – уточняет другой малыш.
- И он так любит, что может даже от этого заплакать. Он радуется, и от этого у него в сердце становится тепло, - продолжает свои рассуждения Лиза.

Подобными размышлениями из рубрики «Устами младенца» представление не ограничивается. Артисты признаются: «Театрализация в наших спектаклях важна не столько, сколько разговор». Они часто прерывают сюжетную линию лирическими отступлениями. Но через несколько таких отступлений понимаешь, что нарядные куклы и их жизненные перипетии – лишь фон для подобных диалогов артиста со зрителем. Всё, происходящее с героями, проецируется на участников представления, неслучайно и одно из направлений деятельности группы «Мифологика» называется «Театр живой сказки». Кстати, сказки для этого артисты не придумывают сами, пользуясь богатством русского фольклора, в котором, как признаются, можно найти ответы на многие жизненные вопросы, в котором есть универсальные «рецепты». Главное – правильно читать.
- Сказка раскрывает тайны, ответы на которые наука дать не в силе. Это свод законов и правил, который касается всех людей. По сказке можно научиться жить. К слову, наши предки именно так и делали. Они относились к сказкам как к заповедям, но, к сожалению, сейчас это утеряно. Но если вдуматься в смысл сказки, можно увидеть, что они не про каких-то фантастических героев, а про нас самих, - объясняет ученик Петра Фоменко, режиссёр и актёр «Мифологики» Гарольд Стрелков.

Сказка «Булат-молодец», которую артисты показали, нет, вернее, разыграли и обсудили вместе с учащимися воскресной школы в этот раз, заставляет задуматься о многом. Например, артисты акцентируют внимание на том, что царь-батюшка, сам того не сильно желая, всё-таки отпускает своего сына искать невесту – нельзя влиять на чужой выбор, каждый волен сделать его самостоятельно. Полезно было бы послушать родителям современных выпускников, часто решающих за детей дальнейшую судьбу... Иван-царевич спасает Булата от наказания, и его судьба меняется к лучшему – несложно догадаться, почему, ведь так важно совершать добрые поступки. Многие из таких лирические отступлений связаны с темой любви, о чём нетрудно догадаться, помня о претворившем сказку вопросе Полины. Любовь – высший дар, его нужно заслужить и сберечь. Только будучи влюблённым, человек приближается к ангельскому подобию, становясь лучше и совершеннее. Тут уже задумались в большей степени даже не дети, а взрослые, присутствующие на представлении…
Много важных вещей артисты обговорили и с воспитанниками псковского детского дома, всего полчаса спустя выступая перед ними с былиной об Илье-Муромце. Оказывается, богатырём может стать каждый, вне зависимости от пола или физической силы. Все мы ежедневно вступаем в бой с ордой. И у каждого она своя – вредные привычки, искушения, запреты. Но победить её достаточно просто (и сложно в то же время) – нужно лишь «проснуться» (недаром же Илья-Муромец совершил свои подвиги после тридцатитрёхлетнего сна) и «умыться». Во всём, конечно, символы. Ребята из детского дома разгадали их при помощи артистов «Мифологики». А разгадаете ли вы?
Наталья Игнатенко.

Фото автора.