
Зимой в администрацию волости пришло письмо от жительницы поселка имени Тельмана Тосновского района Ленинградской области Антонины Назаровой. Более пяти лет она занимается увековечиванием памяти уроженцев Ленинградской области, погибших в годы войны, а заодно и родственников всех, кто обращается к ней за помощью. Ей стало известно, что среди узников немецкого лагеря Хаммерштайм был и уроженец Середкинского района Ленинградской области Петр Кузнецов. Судя по документам, он появился на свет в 1919 году, в 1941-м ушел на фронт и через год попал в плен под городом Цымлянском Ростовской области. Родные получили извещение, в котором, по всей видимости, не сообщалось никаких подробностей его гибели, видимо, речь шла о том, что Кузнецов пропал без вести. И вот совсем недавно стало известно, где Петр не просто исчез, а принял мученическую смерть в немецком концлагере. Антонина Назарова попросила Главу Середкинской волости найти родственников Кузнецова и сообщить им об обстоятельствах гибели бойца.
В ответ на просьбу волонтера-поисковика Раиса Шумкина отправилась в деревню Сельцо, которая значилась, как место рождения Кузнецова. Но ни старожилов, ни тем более родственников русского солдата там не оказалось. Большинство местных жителей купили дома в Сельце в 70-е годы прошлого века, и ничего не слышали о судьбе пропавшего в годы войны земляка. Правда, кто-то из селян подсказал, что когда-то в деревне действительно жили Кузнецовы, но переехали в Середку. В результате Раиса Шумкина их нашла и расспросила. Отчество у возможных родственников солдата оказалось другим. Кузнецовы предположили, что у отца мог быть брат по имени Василий, однако они об этом ничего не слышали. Так что делать какие-то выводы пока преждевременно. Зато Кузнецовы рассказали Главе волости об истории возникновения своей фамилии. Эта семейная легенда-быль передавалась из поколения в поколение.
- В 19 веке в Спасовщине жил барин по фамилии Ент. Он имел свою мельницу и бумажную фабрику, - рассказывает Раиса Шумкина. - Все леса деревни Сельцо принадлежали ему. В том месте до сих пор остались частички дороги, по которой рабочие шли пешком на фабрику. Однажды барин поехал по делам в южные края и выменял там на собаку мальчика без фамилии. Звали его Анисим, отчество Прокофьевич. И этого ребенка на четыре года отправили в Англию учиться на кузнеца. Так вот этот Анисим после возвращения из чужбины тоже жил в Сельце. У него родился сын Андрей, который до войны он был призван в армию. В одной из воинских частей под Питером, где обучался Андрей Анисимов, нес службу его полный тезка. Даже год рождения совпадал. Чтобы не было путаницы, уроженец Середкинского района стал Кузнецовым. С тех пор фамилия и укоренилась в деревне Сельцо.
Дальше Раиса Шумкина внимательно изучила похозяйственные книги разных лет и нашла интересующие сведения. Выяснилось, что у погибшего в плену Петра Васильевича была жена Мария Андреевна 1916 года рождения и сын Борис, родившийся в 1939. По данным книги 1946-48 годов в отметке «об отсутствующих» Петр Кузнецов значился, как убитый на войне. Через несколько лет вдова солдата и ее малолетний сын переехали в деревню Заборовка, что в нескольких километрах от Середки. Однако материалы Заборовского сельского совета до 1964 года на хранение в архив не поступали: то ли сгорели, то ли были потеряны. Выяснять что-либо у местных жителей Раиса Шумкина не видела смысла «за давностью лет». Мария Кузенцова родилась в 1916 году, и, к сожалению, вероятность того, что она до сих пор жива, очень невелика.
Если вам что-нибудь известно, позвоните в «Псковскую провинцию» или администрацию Середкинской волости по телефону 671-196.
Ульяна Михайлова