
- Меня война застала в далеком, глубоком тылу, в городе Байрам-Али Туркменской ССР. Немного об этом удивительном месте. До войны там находился международный почечный санаторий с военизированной охраной, а с 41-по 44 годы - госпиталь для светских солдат. В Байрам-Али я закончила 10 классов и по линии райкома комсомола была направлена на почту, где проработала два года. В 1944 году поступила в Ташкентский политехникум связи, который окончила спустя два года после окончания войны.
Работая в конторе связи, я поневоле изучила все почтовые и телеграфские специальности. Поневоле, потому что опытных связистов сразу отправляли на фронт, и трудиться было некому. В первые же дни, мне и еще двум девочкам выдали ключи от аппарата Морзе. Осваивать знаменитую азбуку и набивать руку приходилось дома, потому что на почте не было ни минуты свободного времени. Опытные телеграфисты проверяли нас два раза в неделю. Спуску никому не давали Работу на ключе я освоила на «отлично», но слухачем не стала - практики было маловато. Параллельно с учебой пришлось осваивать и парашют, хотя случая прыгнуть так и не представилось.

Вообще война не застала нас врасплох. Еще в 1941 году райвоенкоматом был организован всеобуч из двух отрядов. После работы нас уводили в степь (а она была огромная!), и темной ночью обучали премудростям военного дела. Учили по-настоящему, чтобы в любой момент каждый из нас был готов идти на фронт. В то время я первый раз в жизни взяла в руки боевой автомат. Стреляли мы по мишеням при свете фонарей. Я до сих пор помню, что затвор нагана состоит из семи частей. А когда нам сообщили, что на Красноводск, а это уже Туркмения, были сброшены две бомбы требования к подготовке и дисциплине ужесточились. Кстати, позже стало известно, что те бомбы не взорвались, а при их разминировании были обнаружены записки «Дорогие товарищи, мы с вами». Это писали пленные...
После работы молодежь ходила по кишлакам и собирала еду и вещи для фронтовиков. Никто не отказывал. Местные жители - сами изголодавшиеся и полураздетые - давали сушеную дыню, сухари и шерстяные носки по 3-5 пар. Женщины вязали для солдат варежки с двумя пальцами, чтобы удобно было стрелять. Посылки на ишаках или ослах доставлялись на почту. Вещи мы упаковывали в мешки, зашивали и писали адреса. Помню, среди получателей были солдаты 1-го и 2-го Украинского и 1-го, 2-го и 3-го Белорусского фронтов. А в пяти километрах от города находилась в/ч 102, где был организован пункт сбора мобилизованных защитников Родины. Там же открылось отделение связи. Его работники принимали личные вещи, одежду и обувь и отправляли на домашние адреса бойцов, уезжавших на фронт. Как тяжело было смотреть на переодетых в военную форму мальчишек, которые строем уходили на вокзал. Там их ждали вагоны, полная неизвестность, а многих - смерть... Родственники будущих фронтовиков не сдерживали рыданий.
Но на долю тыловиков также выпало немало испытаний. Студенты техникума связи в Ташкенте начинали учебу только с 6 декабря, после Дня Сталинской конституции. А с сентября по ноябрь включительно все учащиеся работали на хлопковых полях, на железной дороге и на угольной шахте в городе Ангрене, где добывалось топливо для фронта. Помню, как часть угля на поверхности почему-то тлела, и мы тушили его с помощью насосов. Наравне со студентами-связистами на шахте трудились и будущие медики: днем и ночью, почти без выходных. На плохие условия и усталость никто не жаловался. Мы были счастливы, что можем внести свой скромный вклад в Победу. Мы ждали ее, мечтая о том дне, когда можно досыта поесть хлеба. И радовались даже яичному порошку, который привозили на шахту в рамках гуманитарной помощи из США.
А закончить свои воспоминания мне бы хотелось обращением к молодежи. Сегодня мир в нашей прекрасной стране во многом зависит от вас, от вашей физической и военной подготовки, от вашей любви к Родине. Наше поколение пережило очень много, но в страшные военные годы именно чувство патриотизма помогло сокрушить фашизм и одержать Победу. С праздником, уважаемые читатели «Псковской провинции»! Желаю всем вам мирного неба над головой, чтобы ужасы войны никогда не повторились.
Татьяна БЕЛОУСОВА.