
С 26 июня была прервана телефонная связь с Ленинградом. И она уже больше не восстанавливалась. Подавляющее большинство деревень в то время не имели радиоточек. Редко приходили центральные газеты. Выручали лишь имевшиеся батарейные радиоприемники. Все вопросы войны и ведения хозяйства решались на местах, в райкомах партии и райисполкомах. Но местные власти были плохо информированы о делах в стране.
3 июля 1941 года по радио выступил И В. Сталин. Была дана директива для партийных и советских организаций прифронтовых областей.
Утром 3 июля в Пскове состоялось кустовое совещание секретарей горкомов и райкомов партии. На совещании впервые было сказано о вероятности прорыва немцев в Псков. Намечены меры по ускорению эвакуации людей и вывозу ценностей вглубь страны. Было дано задание по преобразованию истребительных батальонов в партизанские отряды.
Ночью в кабинете И.Г.Киселева состоялось последнее совещание райпартактива. Было решено ускорить эвакуацию так: запрячь всех рабочих лошадей, на телеги посадить детей и немощных стариков; взять на 10-15 суток продуктов и уезжать по пока свободным дорогам на Гдов, Лугу, Шимск Взрослое население должно уходить с обозами пешком. Колхозный и личный скот надо было сводить в гурты и угонять в тыл Красной Армии. Тракторы МТС и совхозов обеспечивались горючим и туда же отправлялись своим ходом.
Был решен и другой вопрос - о районном партизанском отряде партактива. Все 32 коммуниста, присутствовавшие на совещании, были зачислены в этот отряд. Командиром был назначен бывший заведующий военным отделом райкома Иван Алексеевич Тарабанов, в недавнем прошлом офицер-пограничник, комиссаром - бывший председатель райисполкома Александр Иванович Барыгин.
5 и 6 июля из Пскова ушли два последних эшелона с эвакуированными. В дальнейшем железнодорожный транспорт уже не работал. В первых числах июля были разрушены с воздуха многие железнодорожные станции. Более 100 фугасных бомб немцы сбросили на Псков. Главные улицы города превратились в руины. Горели деревянные постройки Завеличья и Запсковья. Тушить пожары было некому.
А в это время фашисты подошли к городу Острову. Вскоре они были в Красных Прудах, Горбове, Стремутке. Были заняты Осиновичи, Быстрецово, Карамышево.
Партизанский отряд Тарабанова-Барыгина в ночь на 7 июля ушел в Крипецкий лес. Отряд небольшой, вооружение слабое - винтовки разных систем, очень мало патронов, несколько гранат. В лесу партизаны не обнаружили продуктов, которые были вывезены туда заранее. Кто-то взял их. Отряд направился в сторону Луги, где поступил в распоряжение штаба защиты города. Псковичи участвовали в обороне лужского рубежа. Позднее, 4 ноября, И.А. Тарабанов погиб в неравном бою с фашистами. Несколько раньше, 14 июля, погиб в боях под Плюссой командир Середкинского партизанского отряда, секретарь райкома ВКП(б) В. И. Рыбаков.
Утром 9 июля танки со стороны Крестов ворвались в пылающий Псков. Начались черные дни фашистской оккупации.
19 ноября 1941 года близ деревни Гридино состоялось совещание руководителей подпольных горкома и трех райкомов - Псковского, Середкинского и Новосельского. Был образован межрайонный партийный центр. Перед центром ставилась задача - вести среди населения антифашистскую агитацию, выявлять и ликвидировать предателей, собирать оружие, создавать из местных жителей и бежавших из плена советских воинов боевые группы. Вскоре их было создано двадцать с количеством членов в них по 5 -7 человек. Они имели оружие.
Несколько позже были приняты меры по улучшению технического оснащения партизан. В их распоряжение поступили радиостанции, портативные типографии «Лилипут», стали забрасываться газеты « Правда», «Известия», «Комсомольская правда».
К весне 1942 года подпольный центр уже объединял 45 подпольных групп, в них насчитывалось более 300 подпольщиков. Наиболее сильные группы были в Верхнегалковском, Залитском, Тямшанском, Великопольском сельсоветах. В Карамышевском районе активную работу вели местные руководители подполья А. Дмитриев, Н. Кузьмин, М. Иванов и другие активисты.
Фашисты, используя предателей, творили свое черное дело. В марте-апреле 1942 года им удалось напасть на след первого секретаря горкома партии А.В.Гущина, председателя горисполкома Д.А.Богданова, первого секретаря Середкинского райкома ВКП(б) А.И.Басклеева, председателя райисполкома М.Ф.Хоботова, других активистов. Они были убиты фашистами. Многих подпольщиков арестовали. Это был первый серьезный провал.
После этого подпольный центр почти на год прекратил свое существование. Однако оставшиеся в живых его члены действовали. Псковский районный центр во главе с И. Г. Киселевым обосновался в Крипецком лесу. Межрайонный подпольный центр был возрожден лишь в январе 1943 года. Возглавил его секретарь Псковского горкома партии В. Ф. Михайлов. Заново стали создаваться партийные и комсомольские группы, налаживалась связь с партизанами, с населением.