Оказалось, нынешние цыгане одновременно похожи и не похожи на свои литературные и экранные образы. Вместо кибиток у них вполне современные автомобили. «Железных коней» выбирают отечественного производства - в кочевой жизни важна доступность запчастей. Это горожанин может ждать несколько дней, пока к его иномарке привезут редкую но такую необходимую деталь. Цыганам нужна мобильность, возможность купить запчасти в любом селе и починить машину под любым кустом. Продукция волжского автогиганта здесь вне конкуренции, такая вот своеобразная реклама. Конечно, приходится поступиться комфортом и набором опций, но свобода передвижения того стоит.
- Я люблю хорошие машины, но люблю и путешествовать. Лучше плохо ехать, чем хорошо идти. Поэтому в дорогу выбираем машины проще и дешевле, - говорит цыган, назвавшийся Романом. По его словам, он кочует, сколько себя помнит, все 35 лет. Но при этом регулярно возвращается в родную Волгоградскую область. Там он и права получил, и машину зарегистрировал, о чем говорят и автомобильные номера с кодом региона. Этот код на всех машинах табора. С документами, по словам Романа, у его соплеменников все хорошо. Правда паспорт показывать не стал, но заверил, что и ГИБДД, и участковые в разных городах всегда интересуются приезжими, поэтому надо держать документы в порядке.
Традиционные шатры у современных цыган тоже отсутствуют, их заменяют обычные палатки, таких полно в любом супермаркете. Если не знать, что это цыганский табор, стоянку можно принять за банальный туристический лагерь. Даже дежурный по кухне есть. Кстати, чай он кипятит не в котелке, а в самом настоящем русском самоваре. Говорит и сапогом его раздувал, все, как положено. Есть в таборе и ответственный за чистоту, правда, со своими обязанностями он справляется не очень хорошо - на территории лагеря местами заметен мусор Но, по словам местных жителей, его периодически убирают и сжигают.

- К нам ничего не летит, грязи не замечаем. Вообще наши временные соседи нас никак не обременяют своим присутствием. Ведут себя спокойно. Я даже с ребенком здесь купаюсь без опаски, - говорит Светлана. Она с подружками расположилась на отдых на береговом песочке недалеко от табора. Столь же спокойно относятся к цыганам и жители самой Большой Гоголевки. Плохих слов в адрес кочевников в деревне не слышно.
Всего в таборе около тридцати человек. В основном мужчины и дети от пяти лет. Цыганские семьи традиционно многодетные. Есть несколько пожилых женщин. Никаких «цыганских дочерей» с молодой горячей кровью, как в песне Никиты Михалкова, здесь не увидишь. Да и пожилые женщины одеты обычно и практично - юбка да футболка. Массу пышных юбок, браслеты из монет, цветастые платки - все это нынешние цыгане оставили киногероям. Одежда детей ничем не отличается от «прикида» псковских сверстников - футболки и шортики с нарисованными машинками и героями мультфильмов.
О том, чем зарабатывают на жизнь, обитатели табора говорить не стали тактично сведя тему разговора к другим вещам. И «позолотить ручку», и погадать на картах или предсказать будущее по линиям на руке, не предлагали. В целом кочевники оказались веселыми и общительными людьми, полными позитива и очень темпераментными. Каждый стремился что-то сказать, порой перебивая друг друга. Понять, зачем они приехали в Псков, сложно. У каждого своя версия - кто-то говорит, что просто так, кто-то - что в гости к местной цыганской диаспоре, а кто-то сказал, что кочуя, они ищут женихов и невест среди своих соплеменников.

Через недельку-другую «кочевая звезда» вновь поманит их в путь. Куда, пока не ясно.
- Может, и в Крым поедем, там тепло долго бывает, - говорит Роман.
Константин КОЗЛОВСКИЙ.
province@pskovline.ru
Фото Евгении ЕФИМОВОЙ
Чем могут зарабатывать, наркотиками и воровством.
"«Железных коней» выбирают отечественного производства - в кочевой жизни важна доступность запчастей. Это горожанин может ждать несколько дней, пока к его иномарке привезут редкую но такую необходимую деталь. Цыганам нужна мобильность, возможность купить запчасти в любом селе и починить машину под любым кустом. Продукция волжского автогиганта здесь вне конкуренции, такая вот своеобразная реклама. Конечно, приходится поступиться комфортом и набором опций, но свобода передвижения того стоит" После первого предложени мысль была закончена. Гоните в шею этого любителя налить воды и набить объема