В «Золотой кладовой» Псковского государственного музея-заповедника хранится 70 украшений народности сето. Об этом нам сообщила хранитель фонда драгоценных металлов музея Ирина Галицкая. Она отметила при этом, что не является этнографом, и тем, у кого возникнет желание изучить вопрос более углубленно, посоветовала обратиться к работам таких исследователей этнографии сето и сетоских украшений как Маре Пихо из Тарту, Марина Засецкая из Санкт-Петербурга и Каалу Кирме из Таллина.
Показывая замечательные фотографии женщин-сето, сделанные Борисом Степановичем Скобельциным, Ирина Акиндиновна обратила внимание на то, что пожилые женщины носили гораздо меньше украшений, чем молодые.
- Это было связано с традициями, - пояснила Ирина Галицкая. - Они уже были бабушки, имели внуков. Среди украшений сето всегда выделяется крупная центральная деталь, которая называется фибулой, потому что имеет функции застежки. Её носили женщины детородного возраста, с возрастом они это право теряли. В настоящее время фибула утратила функцию, маркирующую возраст и социальный статус, и стала этномаркирующим предметом, её носят уже все, и её наличие означает принадлежность женщины к народности сето.
По словам Ирины Акиндиновны, ношение фибул сето переняли у эстонцев. Но сето всегда было присуще стремление к увеличению форм украшений, поэтому фибулы сето стали большими. Например, в музее этнографии в Петербурге хранится экземпляр, который достигает в диаметре 35,8 сантиметра. Они имеют конусообразную форму. В центре каждой есть отверстие, через которое можно переливать воду. Такая вода у сето считалась целебной, ею лечили заболевших детей, членов семьи и скот. Отсюда еще одно название таких украшений - лейка. Иногда отверстие могло запаиваться. Для этого использовался круглый предмет, например, монета, и фибула превращалась в чашу. Из нее могли пить или поить скот. Считалось, что такая вода также обладает целебными свойствами.
На поверхность наносился узор. Часто это были композиции из треугольников, ромбов, овалов, сеток, решеток - все они имели определенный смысл, в основном связанный с продолжением рода. В коллекции Псковского музея-заповедника есть фибулы, изготовленные известным ювелиром южной Эстонии цеховым масте-ром города Выру Александром Иоханном Бломериусом (1819-1875 гг.). Их характерным отличием стало изображение на них сюжетных композиций: на одной мы видим дом с трубой, с окном и рядом у забора дерево, на другой - двух кузнецов, бьющих по наковальне.
Обращают на себя внимание своеобразные цепочки из монет, расположенные между двумя тонкими полосками метал-ла. Это чисто сетоские украшения, причем ни на одном из них нет клейма, вероятно, потому, что делали их деревенские ювелиры. Появились эти украшения после Февральской революции, когда вышли из употребления царские монеты. По словам Ирины Галицкой, технология изготовления такого рода украшений проста и не требует особого ювелирного мастерства. Такие украшения называются «денежные». В их состав иногда могли входить очень древние образцы монет. В псковском музее есть ожерелье из европейских монет XVI и XVII веков. Профессиональные ювелиры делали из монет вставки, браслеты, броши, причем броши носили мужчины.
Носили сето и цепи самых разных видов и плетений: ленточные, круглые, столбчатые. Цепи были разъемные, длиной более двух метров и весом до 200-300 граммов, надевали их по нескольку штук. Кстати, относительно веса набора сетоских шейно-нагрудных украшений: у этнографов встречаются самые разные цифры - от двух килограммов до двенадцати. Делали цепи как эстонские, так и русские ювелиры. В коллекции Псковского музея-заповедника есть цепь, изготовленная знаменитым эстонским ювелиром Юлиусом Робертом Хуго Херманном из Тарту, представителем известной династии ювелиров.
Интересный факт: в XVIII веке были ликвидированы пробирные знаки многих прибалтийских городов, а уважающий себя ювелир, чтобы работать легально, должен был предъявить свои изделия в учреждения пробирного надзора. Поэто-му ювелиры южной Эстонии возили свои изделия в Псков, и на работах Херманна можно увидеть клеймо с псковским гербом. И у русских, и у сетоских женщин была традиция жертвовать украшения в храм.
- Почему я говорю у сетоских и у русских? - объясняет хранитель. - С одной стороны, таких украшений много в Печорском монастыре. Скорее всего, их приносили сетоские женщины. Но и в наших псковских церквях они тоже есть. Я думаю, что в Любятовской церкви, где, по воспоминаниям старых священников, цепей было очень много, вряд ли это были подарки женщин сето. Скорее всего, ношение цепей сето восприняли от русских. Русские их любили и с XVI века носили цепи разного облика. Кроме того, у русских была традиция ношения крестов на цепях поверх одежды. Живя рядом с русской культурой, приняв православие, сето естественно могли заимствовать что-то от русских. Так что теперь перед нами стоит задача разобраться, какие из этих украшений относятся к сетоским и являются принадлежностью костюма сето, какие - к русским.
Замочки для цепей иногда украшали уточками - это эстонская традиция. По представлениям древних финно-угорских племен, эта птица связана с сотворением мира: она достает Землю, ныряя на дно мирового океана. А вот замочки в виде голубей делали русские ювелиры. Здесь уже сказывалось влияние мещанской городской культуры.
Сето носили и эстонские украшения, например, лиственные ряды - очень красивые ожерелья с подвесками в виде листьев. Лиственные подвески появились и в составе других украшений. Были у сето подвески и в виде желудей, и украшенные цветными стеклами, и «шумящие подвески», элементы которых при движении соприкасались, издавая «шум», призванный отгонять злых духов. Так же, как и эстонцы, сето носили металлические бусы, но у сето бусины достигали поистине гигантских размеров - до 4 сантиметров в диаметре. Носили сето не только специально сделанные для них украшения. По всей России на ярмарках продавались изделия костромских ювелиров Стоили они недорого. Сето охотно покупали у них браслеты и многое другое. Большую коллекцию сетоских украшений собрал в свое время псковский купец Почетный член Псковского археологического общества Федор Михайлович Плюшкин. В начале ХХ века многие экспонаты этой коллекции были куплены у Плюшкина государством. Сейчас они хранятся в серебряных кладовых этнографического музея в Санкт-Петербурге. В Пскове сетоские украшения можно увидеть в экспозиции «Золотой кладовой» Псковского музея-заповедника.
Виктория ПАВЛОВА.
pva@province-pskov.ru